isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

8 февраля 2011

The Beatles, вычислительная гидродинамика и автоспорт

Дмитрий УшаковДмитрий Ушаков

Нику Вирту (Nick Wirth, не путать с Никлаусом Виртом, изобретателем языка программирования Pascal) повезло родиться в Лондоне в 1966 г. Сыграла ли в дальнейшем развитии событий какую-то роль легендарная битловская композиция «Yellow Submarine», которая в тот год на протяжении 13 недель не покидала английского хит-парада, неизвестно, но факт, что Ник стал весьма неординарным конструктором.

Ник Вирт Окончив Университетский колледж Лондона с дипломом бакалавра первой степени в области машиностроения, Ник получил престижную премию от Британского института машиностроения за свою дипломную работу по расчету воздушного потока внутри двигателя внутреннего сгорания. В возрасте 21 года он стал самым юным в истории членом Британского института и Королевской академии машиностроения. Начав свою профессиональную карьеру с должности инженера по аэродинамике в компании March Engineering, Ник вошел в мир Formula 1, где сразу же столкнулся с самим Эдрианом Ньюи (Adrian Newey). Для тех, кто никогда не слышал это имя, сообщим, что не было в истории автоспорта более удачливого инженера: болиды, сконструированные под его руководством для разных команд, выиграли более 100 Гран-при. Последний по времени его успех – Red Bull-Renault RB6, который выиграл Кубок Конструкторов 2010 и за рулем которого Себастьян Феттель стал самым молодым чемпионом Формулы 1.

Но вернемся к Нику Вирту. Поработав в March рука об руку с Ньюи и набравшись опыта, Ник решил основать собственную инжиниринговую компанию – Simtek Research. Как принято в таких случаях, Ник с товарищами экономил на аренде офиса и работал дома, но постепенно – набрав заказов от разных гоночных команд – компания основала собственную базу в местечке Банбери, недалеко от Оксфорда.

В 1993 Ник рискнул создать собственную формульную конюшню – Simtek Grand Prix. Первый блин, конечно, вышел комом – отъездив полтора сезона и не заработав ни одного очка, команда прекратила свое существование, а вместе с ней обанкротилась и Simteck Research.

Ника это ничуть не обескуражило. Используя приобретенный опыт, он снова вошел в мир Formula 1 - в этот раз в качестве главного конструктора в команде Benetton. В тот год команду покинули гонщик Михаэль Шумахер и конструктор Росс Браун. Но это только подчеркнуло достижения Ника – сконструированные им болиды регулярно занимали в гонках призовые места, а команда дважды занимала третье место в Кубке Конструкторов.

Удовлетворив свои формульные амбиции, Ник Вирт совершил крутой поворот в своей карьере – в 1999 г. он основал компанию RoboScience для разработки электромеханической собаки Robo Dog, которая могла читать электронную почту, отвечать на голосовые команды и играть в футбол.

Ник Вирт со своим детищем Robo Dog

Но мир автоспорта не забыл Ника – в 2003 г. команда Honda Performance Development американской серии IndyCar обратилась к нему с предложением сконструировать новый гоночный автомобиль. Ник основал очередную компанию – в этот раз назвав ее Wirth Research, что, видимо, свидетельствовало о серьезности его планов. В 2006 г. Wirth Research по заказу FIA (международной автомобильной федерации) разработала заднее антикрыло, которое использовалось в гонках Формулы-1 сезона 2008 г. А когда в 2007 г. Honda предложила Wirth Research принять участие с программе Acura LMP для американской серии Ле-Ман (кольцевых гонок на выносливость), Ник впервые использовал расчетное ПО вычислительной гидродинамики.

Термин «вычислительная гидродинамика» (CFD) подразумевает использование численных методов и алгоритмов для решения и анализа задач потоков жидкостей и газов, как правило, состоящих в решении уравнений Навье-Стокса методами конечных объемов, конечных элементов, конечных разностей и других. Крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения CFD является компания Fluent, поглощенная в 2006 г. корпорацией ANSYS за $565 млн. Именно Fluent использует для своих CFD-расчетов компания Wirth Research.

Расчет аэродинамики формульного болида

В 2009 году Acura решила перейти в высшую категорию LMP1 и со своим бензиновым мотором бросить вызов знаменитым дизельным болидам Audi и Peugeot. Приняв революционное решение полностью отказаться от продувки болида в аэродинамической трубе, специалисты Wirth Research с нуля разрабатывали новый болид в цифре. Гонщики тестировали автомобиль тоже виртуально – с помощью симуляторов. Самое удивительное, что уже в первой же гонке сезона Acura LMP1 сумела завоевать поул, потеснив именитых соперников! В том году Acura выиграла американкую Ле-Ман серию сразу в двух – LMP1 и LMP2, что подтвердило правильность выбранной стратегии. Ник понял, что пришло время применить ее к самой элитной гоночной серии – Formula 1.

Очень кстати подоспели инициативы FIA по сокращению бюджетов команд, что сделало невозможным частое использование аэродинамической трубы. Ник договорился с Джоном Бутом (John Booth), владельцем небольшой конюшни Manor Motorsport, соревновавшейся в серии Formula Renault, создать собственную команду Formula 1. Ричард Брэнсон дал команде имя и деньги. Так появилась Virgin Racing, дебютировавшая в элитарной серии в прошлом году. Излишне говорить, что прошлогодний болид VR-01 был полностью спроектирован в цифре без использования аэродинамической трубы. К несчастью, при расчетах конструкторы ошиблись с объемом топливного бака, из-за чего в первых гонках прошлого сезона гонщики Virgin не смогли доехать до финиша (дозаправка по ходу гонки в Formula 1 запрещена). Неудачная конструкция была изменена, в результате чего гонщики команды Тимо Глок и Лукас ди Грасси 20 раз на двоих финишировали в гонках, но, к сожалению, ни разу – в зачетных очках (которые даются за финиш в первой десятке). Тем не менее, первый сезон новой команды следует признать вполне успешным.

Тут самое время представить еще одного Ника – Николая Фоменко. Известный музыкант (интересно, что группу «Секрет» называли русскими «Битлз»), шоумен, гонщик, он в 2007 г. основал компанию Marussia с целью разработки первого отечественного спорткара. Эта компания использует для проектирования SolidWorks и CATIA, а недавно выступила спонсором PLM Форума, представив в фойе один из своих автомобилей.

В ноябре 2010 г. Marussia приобрела контрольный пакет Virgin Racing и инвестировала деньги в создание нового болида – MVR-02. Аббревиатура расшифровывается как Marussia Virgin Racing (что позволило немало позубоскалить отечественным острякам), а в самой компании Николай Фоменко занял пост инжинирингового директора (Ник Вирт при этом остался техническим директором).

Английский Ник легко обратил русского в свою веру, и деньги Marussia в основном пошли на апгрейд железа для CFD. По словам Ника, в результате создан третий в мире по вычислительной мощности суперкомпьютер для решения задач CFD. Он состоит из 30 высокопроизводительных 64-битных суперкомпьютерных кластеров и способен рассчитать влияние любого элемента на аэродинамику болида всего за несколько часов, что позволяет весьма оперативно вносить изменения и оптимизировать конструкцию по ходу сезона.

А вчера в Лондоне MVR-02 был представлен публике:

Marussia Virgin Racing MVR-02

И если симпатии большинства россиян в новом сезоне Formula 1 будут на стороне команды Lotus Renault и выступающего за нее Виталия Петрова (пользуясь случаем желаем скорейшего восстановления после ужасной аварии его партнеру Роберту Кубице), то инженеры и разработчики инженерного ПО (а также все поклонники "The Beatles" и "Секрет") должны яростно болеть за пилотов Marussia Virgin - Тимо Глока и Жерома д'Амброзио. К тому же, эта команда будет ездить в элитарной гоночной серии под российским триколором.

Комментариев: 11
id 628     9 февраля 2011, 19:40
 Елена Красникова, РТС
Обожаю бит-квартет Секрет. И ах как жаль, что детище Фоменко, за которое не стыдно, создано в SolidWorks и CATIA. Когнитивный диссонанс поселился в душе маркетолога РТС  

Ответить   Цитировать выделенное

id 827     28 марта 2011, 14:55
 Дмитрий Ушаков
Все-таки, виртуальная аэродинамическая труба пока недостаточно совершенна. Цитата из интервью Николая Фоменко после первой гонки сезона (вчера в Мельбурне):

...пока есть определенные трудности, связанные с прижимной силой нашего автомобиля, с его аэродинамикой... Теперь всем нам предстоит много работать. Надеюсь, что к Турции Marussia Virgin Racing будет выглядеть совершенно иначе.



Отдельной цитаты заслуживает высказывание Фоменко о Петрове (который вчера принес России первый в истории подиум Formula 1):

Это просто Михаэль Шумахер в лучшие годы!

Ответить   Цитировать выделенное

id 833     30 марта 2011, 9:58
 Владимир Малюх
Дима,

"трубой" еще и пользоваться надо уметь, равно как и машину чувствовать. Не из Ф-1 пример, но все-таки, есть такой авиаконструктор Берт Рутан, одно из последних детищ - туристический космический корабль. Так вот, эту штуку в натуральной трубе нигогда не дули, а летает здорово - просто показатель мастерства конструктора.

А так - Эдриан Ньюи до сих пор чертит на кульмане  

Ответить   Цитировать выделенное

id 834     30 марта 2011, 10:58
 Дмитрий Ушаков
Володя,

Как раз Red Bull Racing отличается от прочих конюшен Formula 1 использованием аэродинамической трубы "на всю катушку". Из-за этого они постоянно выпускают свои машины на предсезонные тесты позже других.

Конечно, конструкторский талант Ньюи это нисколько не отрицает. Тем не менее, вот факт: те, кто тратит больше всех времени на реальную продувку, выиграли гонку, а те, кто все аэродинамические тесты делал на компьютере, приехали последними.

Ответить   Цитировать выделенное

id 853     31 марта 2011, 11:45
 Владимир Малюх
Про то и речь - CFD всего лишь инструмент, причем инструмент при недостаточно умелом использовании обманчивый и даже опасный.

Эдриан - инженер "старой школы", но у него, помимо таланта, огромнейший опыт создания болидов Ф-1, это ничем не заменишь.

Ответить   Цитировать выделенное

id 1166     6 июня 2011, 12:43
 Дмитрий Ушаков
Увы, недолго музыка играла: команда Marussia Virgin Racing уволила Ника Вирта. Сообщается, что причиной увольнения послужили неудовлетворительные результаты команды в первой части нынешнего сезона.

Команда решила вернуться к традиционным приёмам создания и развития болида: будет заключен договор технического сотрудничества с McLaren или Mercedes. Созданием нового шасси займётся бывший технический директор Renault F1 Пэт Симондс.

Ответить   Цитировать выделенное


Поля, помеченные * обязательны для заполнения

  Имя *

  e-mail

  web

Вы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

Введите
первые 3 символа:

 *

Обновить



    

Комментарии:
8 февраля 2011, 16:26
 cadovod
Acura выиграла особо не интересную для Audi и Peugeot, да и вообще откровенно слабую американскую серию Ле-Ман - в настоящем Ле-Мане никто пока ничего сделать с прототипами Audi и Peugeot не может.

Успешным сезон 2010 года для Virgin назвать очень сложно. Последнее место в чемпионате, ужасный конфуз с баками... Это полный провал! И никак по-другому.

Вообщем, Вирт пока ничего, по хорошему, не добился. Это не принижает значение CFD в разработке автомобиля. Но и не повышает его.

Тут еще можно вспомнить поучительную историю с Mercedes (не про CFD, а вообще про виртуальное проектирование). 13 лет назад A-класс был первой машиной, которую хотели сделать вообще без натурных испытаний, все виртуальное. Помните, как на журналистских тестах машина опрокинулась на переставке (лосином тесте)? С тех пор реальные испытания - обязательная часть в компании.

Ответить   Цитировать

8 февраля 2011, 17:40
 Дмитрий Ушаков
Все верно, уважаемый cadovod!

Комментарий про пренебрежение ALMS со стороны Audi и Peugeot я от Вас просто ожидал, как от знатока  

А насчет провала Virgin-2010 рекомендую вспомнить первую команду Вирта в F1 - Simtek. В своем первом сезоне ее пилоты финишировали лишь 12 раз в 17 заездах. Так что 20 финишей в 19 заездах для Virgin - это явный прогресс  

Я не нашел информации о том, что Вирт практикует полную отмену натурных испытаний. Он лишь стремится максимум проверок сделать еще в цифре. Думаю, случай с баком его многому научил  

Кстати, раз российский пилот в F1 имеется и российская команда тоже, ждем теперь, когда российское ПО начнет применяться для проектирования болидов F1. Пока только в NASCAR удалось внедриться  

Ответить   Цитировать

8 февраля 2011, 19:56
 cadovod
Ответ Дмитрий Ушаков

Мне казалось, что в прошлом году Virgin вообще не продували машину в трубе. Своей у них нет точно, значит и арендовать не стали. Но не уверен.

А какое наше ПО используется в NASCAR?

Кстати, а может Flowvision кем-то в Формуле-1 используется?

Ответить   Цитировать

8 февраля 2011, 20:57
 Дмитрий Ушаков
> какое наше ПО используется в NASCAR?

Чуть ниже есть список ссылок "Читайте также". Среди них "Геометрический решатель ЛЕДАС лицензирован Joe Gibbs Racing"  

Ответить   Цитировать

9 февраля 2011, 14:59
 a_schelyaev
Цитата из cadovod
Кстати, а может Flowvision кем-то в Формуле-1 используется?


Ходим вокруг них. Сперва появились в Формула-Студент. Сейчас в одной из младших Формул проект начинаем по продувке.
Марусю продували, но в итоге они сослались на нехватку денег и дело дальше не пошло.
 

Ответить   Цитировать

9 февраля 2011, 19:40
 Елена Красникова, РТС
Обожаю бит-квартет Секрет. И ах как жаль, что детище Фоменко, за которое не стыдно, создано в SolidWorks и CATIA. Когнитивный диссонанс поселился в душе маркетолога РТС  

Ответить   Цитировать

28 марта 2011, 14:55
 Дмитрий Ушаков
Все-таки, виртуальная аэродинамическая труба пока недостаточно совершенна. Цитата из интервью Николая Фоменко после первой гонки сезона (вчера в Мельбурне):

...пока есть определенные трудности, связанные с прижимной силой нашего автомобиля, с его аэродинамикой... Теперь всем нам предстоит много работать. Надеюсь, что к Турции Marussia Virgin Racing будет выглядеть совершенно иначе.


Отдельной цитаты заслуживает высказывание Фоменко о Петрове (который вчера принес России первый в истории подиум Formula 1):

Это просто Михаэль Шумахер в лучшие годы!

Ответить   Цитировать

30 марта 2011, 9:58
 Владимир Малюх
Дима,

"трубой" еще и пользоваться надо уметь, равно как и машину чувствовать. Не из Ф-1 пример, но все-таки, есть такой авиаконструктор Берт Рутан, одно из последних детищ - туристический космический корабль. Так вот, эту штуку в натуральной трубе нигогда не дули, а летает здорово - просто показатель мастерства конструктора.

А так - Эдриан Ньюи до сих пор чертит на кульмане  

Ответить   Цитировать

30 марта 2011, 10:58
 Дмитрий Ушаков
Володя,

Как раз Red Bull Racing отличается от прочих конюшен Formula 1 использованием аэродинамической трубы "на всю катушку". Из-за этого они постоянно выпускают свои машины на предсезонные тесты позже других.

Конечно, конструкторский талант Ньюи это нисколько не отрицает. Тем не менее, вот факт: те, кто тратит больше всех времени на реальную продувку, выиграли гонку, а те, кто все аэродинамические тесты делал на компьютере, приехали последними.

Ответить   Цитировать

31 марта 2011, 11:45
 Владимир Малюх
Про то и речь - CFD всего лишь инструмент, причем инструмент при недостаточно умелом использовании обманчивый и даже опасный.

Эдриан - инженер "старой школы", но у него, помимо таланта, огромнейший опыт создания болидов Ф-1, это ничем не заменишь.

Ответить   Цитировать

6 июня 2011, 12:43
 Дмитрий Ушаков
Увы, недолго музыка играла: команда Marussia Virgin Racing уволила Ника Вирта. Сообщается, что причиной увольнения послужили неудовлетворительные результаты команды в первой части нынешнего сезона.

Команда решила вернуться к традиционным приёмам создания и развития болида: будет заключен договор технического сотрудничества с McLaren или Mercedes. Созданием нового шасси займётся бывший технический директор Renault F1 Пэт Симондс.

Ответить   Цитировать

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.