isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

31 мая 2011

Компьютерное проектирование: кто кого учит?

Владимир Талапов

Простой, на первый взгляд, вопрос, ответ на который весьма полезен для правильного понимания проблем компьютерного образования.

Кого надо учить.

В широком понимании я бы выделил пять категорий обучающихся:

1. Студенты вузов, которые получают основное образование.
Эта категория — самая многочисленная. Она же — самая «удобная» для обучения. Студенты быстро осваивают новый материал, инициативно и творчески подходят к его применению на практике. Их главное достоинство — они «не отягощены знаниями», учить можно «с чистого листа». Плюс на их стороне молодость, выносливость, гибкость ума и полное доверие к преподавателю (если, конечно, это хороший преподаватель).

2. Специалисты, уже работающие на производстве и достаточно хорошо «знакомые» со своей профессией, но не имеющие компьютерной подготовки.
Их надо обучать почти тому же, что и студентов (может быть, чуть меньше с учетом того, что их работа уже имеет узкую специализацию), но процесс осложняется присутствием «жизненного опыта», когда человек не доверяется всецело своему преподавателю, а почти постоянно пропускает получаемую информацию через сито «надо мне это или не надо».

3. Проектировщики, уже имеющие компьютерную подготовку, но нуждающиеся в повышении квалификации.
Эта категория хорошо мотивирована для обучения и, как правило, активно стремится получать знания. Но есть и проблемные области — часто обучающиеся активно интересуются новыми или специальными возможностями уже известных и используемых ими программ, а вот при переходе на совершенно новые комплексы испытывают определенные трудности (опять срабатывают «отягощение знаниями» и «сила привычки»).

4. Специалисты, уже имеющие хорошую компьютерную подготовку, но в другой области деятельности (например, программисты, «погружающиеся» в архитектурно-строительное проектирование).
Такие люди имеют знания, но в несколько иной сфере, так что «отягощения» не происходит, а новый материал схватывают быстро. Но «копают» гораздо глубже, чем обычные проектировщики. Учить таких — одно удовольствие.

5. Преподаватели, повышающие свою квалификацию.
Очень благоприятная для обучения категория. Также со своей спецификой слушателей — даже при освоении совершенно новых программ они параллельно уже думают, как учить этому студентов.

Конечно, есть и другие группы людей, осваивающих компьютерное проектирование, но в основном все они попадают в эту схему.

А основной вывод, который напрашивается — ко всем категориям обучающихся нужен разный подход. Одинаково всех компьютерному проектированию учить нельзя!

Кто осуществляет обучение.

Испокон веков повелось, что учат преподаватели. И основные предъявляемые к ним требования — знать материал и уметь донести его до учеников. Сегодня можно выделить две крупных категории преподавателей компьютерного проектирования:

1. Производственники, хорошо знающие технологию компьютерного проектирования и решившие учить этому других.
Другой вариант — производственники, у которых не очень хорошо шли дела в проектировании, так что им пришлось пойти «в преподавание». Возможны и другие вариации. Такие преподаватели работают в основном в различных «фирменных» учебных центрах, где знакомят с конкретными компьютерными программами. Реже они приходят на кафедры в вузы. Чаще всего это «технари», которые хорошо знают предмет обучения, но не всегда имеют достаточный педагогический опыт.

2. Преподаватели учебных заведений.
Причины, по которым человек оказался на кафедре, могут быть самыми разными, но они весьма похожи на мотивацию для первой категории. Преподаватели вузов обычно имеют меньший практический опыт, но лучше умеют учить.

В любом случае, к каким бы категориям он не относился, преподаватель компьютерного проектирования всегда должен быть «в теме», располагать знаниями и навыками по самым последним программным разработкам.

Лучше всего, когда он сочетает учебную деятельность с тем или иным видом практической работы, постоянно поддерживая свою «форму» в овладении компьютерными программами и, самое главное, в способах и тонкостях применения этих программ.

И уже здесь видна большая проблема.

Как повышать квалификацию.

Как правило, в фирменных учебных центрах преподаватели загружены весь рабочий день, так что у них просто нет времени на самостоятельное освоение чего-то нового или на практическое совершенствование применения «старого». Хотя, к чести таких учебных центров, они много внимания уделяют повышению квалификации своих сотрудников и их знакомству с новыми версиями программ. Но параллельного практического опыта это не заменяет.

В вузах дело обстоит намного хуже. Там вообще не предусмотрено повышение квалификации преподавателей. Вернее, предусмотрено, но раз в пять лет в объеме 72 часов. Механизм же реализации повышения квалификации таков, что о серьезных прорывах в обучении компьютерному проектированию на этом направлении говорить вряд ли возможно. Скорее повышение квалификации для преподавателей вузов — это ознакомительные экскурсии в мир новых технологий. Хотя польза от повышения квалификации даже раз в пять лет, безусловно, есть.

По моим оценкам, преподавателю вуза для того, чтобы «квалифицированно», а не на уровне рекламных буклетов, быть в курсе современного состояния компьютерного проектирования, надо ежегодно посвящать этому не менее двух месяцев «чистого» времени (про соответствующее обеспечение такой деятельности я пока не говорю).

В вузах подобная деятельность преподавателей (самостоятельное повышение квалификации) практически не учитывается и уж тем более не стимулируется. Основной параметр отношений с преподавателем — учебная нагрузка (сколько часов он провел в аудиториях), при этом мало кого волнует, что именно преподаватель делает в аудитории, чему он учит и что в результате получается. Лишь бы проводил занятия!

Когда я говорю нашему начальству, что каждый год серьезно обновляю лекционный курс, делая его почти новым, меня просто не понимают: «Один раз написал лекции — и читай. Что еще надо?» А то и подозревают в желании незаслуженно получить какие-то льготы, то есть фактически в нежелании работать!

В итоге наиболее активные преподаватели вынуждены сами набираться новых знаний и практического опыта «на стороне», а вуз в этом процессе почти не участвует. Неактивные же сотрудники просто не осваивают ничего нового, поддерживая преподавание на «допотопном» уровне. На зарплату это не влияет.

Кто в такой ситуации может помочь? Думаю, в первую очередь это вендоры, которые действительно заинтересованы в продвижении своих программных продуктов и широком их внедрении. Их задача — вкладывать деньги в обучение (повышение квалификации) преподавателей, но не всех, а только прогрессивных.

Однако и на этом пути есть проблемы. Например, в 2008 году я прошел обучение в одном из учебных центров Autodesk и получил сертификат (целых два). Вуз, который не потратил на меня ни копейки, совершенно логично попробовал зачесть мне такое обучение как повышение квалификации (в тот год на повышение квалификации всех сотрудников вуза министерством была выделена «смешная» сумма в сто тысяч рублей, а показывать что-то надо).

Но министерство подобную попытку пресекло, строго указав, что документ о повышении квалификации должен быть установленного государством образца, все остальное в официальную отчетность не попадает, то есть повышением квалификации не является. Суть (содержание) пройденного обучения при этом никого не волнует.

Так что вендорам придется не просто проводить содержательное обучение сотрудников вузов, но и как-то решать вопрос с выдачей документов государственного образца. Просто сертификат компании Autodesk (не важно, что он уважаем и используется во всем мире) для нашего Министерства образования ничего не значит!

«Яйца курицу не учат!»

Это — классический постулат, не менее известный, чем высказывание о том, что параллельные прямые не пересекаются. И судьба его, судя по всему, ждет такая же.

Классический подход в образовании заключается в том, что сначала преподаватель сам изучает и хорошо осваивает (до мастерства) предмет, а потом уже дает его студентам. Тысячелетиями этот метод работал, да и сейчас еще работает. Но конец его применения в некоторых областях, особенно в обучении компьютерному проектированию, уже виден.

Дело в том, что раньше так называемый «цикл технологического обновления» в различных областях человеческой деятельности был довольно большим. Еще меня в студенческую пору учили, что он составляет пять лет (отсюда, видимо, пошло и до сих пор существует требование повышения квалификации преподавателя именно раз в пять лет).

Но прогресс стремительно идет вперед, и сегодня цикл обновления в области компьютерных технологий составляет уже примерно полтора года, причем этот срок продолжает уменьшаться.

Выше говорилось о том, что у преподавателей вузов, особенно работающих в области обучения компьютерному проектированию, практически нет условий для поддержания своей профессиональной «формы», на изучение и освоение хотя бы на приемлемом уровне (не говоря уж о мастерском) новых компьютерных программ и технологий. А тут еще сжатые сроки появления новых версий (они выходят практически ежегодно). Идет самая настоящая гонка, когда надо успеть и за обновлением программ, и за внедрением всех новшеств в преподавание. В этой гонке хороший преподаватель мужественно участвует, но он объективно обречен на поражение.

При этом компьютерные программы меняются не только в глубину своих возможностей, но и в ширину охвата решаемых задач и области применения. И тут уж преподавателю (даже самому прогрессивному и энергичному) становится исключительно плохо.

В частности, такие технологические подходы, как BIM или PLM, одному человеку при существующем подходе просто не осилить. Добавьте к этому возраст, который практически у каждого преподавателя неумолимо растет, и вот вам картина, полная пессимизма.

Мне кажется, что описанное выше — одна из причин, по которой преподаватели в вузах почти повсеместно учат старым программам, отжившим свое технологиям и т.п. Да у них просто сил и времени не хватает, чтобы переходить на что-то новое! Это все равно, что гнаться за проезжающим автомобилем.

Что же делать?

Думаю, основной ответ напрашивается сам — менять технологию преподавания!

Совершенно очевидно, что классический подход в обучении компьютерному проектированию достиг своего потолка и просто тормозит дальнейшее развитие. Конечно, новая методика преподавания будет формироваться, шлифоваться и внедряться достаточно долго, но о некоторых ее ключевых моментах можно говорить уже сейчас.

Прежде всего, надо отходить от схемы «научился сам — учи других». В современных условиях она тормозит прогресс. Было бы правильнее заменить ее на формулу «умеешь учиться сам — учи этому других».

А к преподавателю, кроме требований знания материала и умения его донести до слушателей, надо предъявлять еще и требование умения учить учиться других.

Освоение же нового материала надо вести не последовательно (сначала преподаватель, а потом студенты), а совместно преподавателя со студентами. Но преподаватель все-таки должен идти хотя бы чуточку, но впереди.

В своей педагогической практике я уже несколько лет пытаюсь такой подход внедрять и думаю, что только благодаря ему мы со студентами достигаем определенных (причем все возрастающих) успехов. Конечно, на начальном этапе обучения компьютерному проектированию работает именно классический подход. Но затем уже не я учу студентов, а мы учимся вместе со студентами, причем во многих вопросах они уходят вперед быстрее меня, и я (вместе с остальными) учусь у тех, кто в определенном направлении смог познать больше.

Рис. 1. Тогда еще студент 5 курса Игорь Козлов рассказывает об особенностях моделирования зданий с помощью Revit Architecture. Это было начало освоения технологии BIM в нашем вузе. НГАСУ(Сибстрин), 2008.

На каком-то этапе, достигнув определенного уровня, студенты могут уже самостоятельно, но в единой команде, заниматься изучением (исследованием) нового материала.

Открою «страшную» тайну — в этом году я даже часть лекций (на 5 курсе) читал не сам, а поручил это студентам. Конечно, они (только по желанию) брали тему «по душе» и долго к ней готовились. Но это — не доклады на студенческих конференциях, а именно лекции с отведенным временем, правильной подачей материала и постоянным контактом с аудиторией.

И хотя такой подход еще надо шлифовать, получалось весьма интересно. А я сидел в аудитории и играл роль «квалифицированного студента», который наряду с другими слушателями задавал «умные» вопросы. Для усиления эффекта я стараюсь приглашать на такие лекции кого-нибудь из своих знакомых опытных проектировщиков, желательно только начинающих осваивать компьютерное проектирование — тогда они вопросов больше задают.

Подобная лекция обычно заканчивалась длинным списком вопросов и договоренностью, что через неделю мы услышим на них ответы. При этом не возбранялось новым студентам приходить на помощь лектору и становиться членами его «команды».

Возникает вопрос — какова главная цель такой «лекции»? Ознакомиться с возможностями программы? Конечно, ведь это вроде бы и происходит. Но все же главная цель — научить студента ставить перед собой те вопросы, которые в первую очередь позволяют разобраться в сути проблемы, то есть научить учиться. И еще — выработать уверенность, что все проблемы так или иначе можно решить (или хотя бы уточнить их понимание), особенно при коллективном подходе.

Что в таком случае требуется от преподавателя?
Во-первых, умение находить правильный путь к решению проблемы.
Во-вторых, хорошее знание предмета и квалифицированный анализ ситуации.
В третьих, он должен всем своим видом вселять в студентов уверенность, что мы все вместе с этой проблемой разберемся.

Педагогический опыт прошлого.

Для пояснения последней мысли приведу пример из Отечественной войны 1812 года.

Генерал Михаил Андреевич Милорадович (большинству людей известен тем, что его застрелили декабристы на Сенатской площади) с группой казачьего охранения вышел на разведку переднего края. И наткнулся на эскадрон французских гусар.

Французы, видя, что перед ними изумительная добыча (генерал) и понимая свой перевес в силах над казаками, пошли в атаку. В такой ситуации лучший выход — быстро ретироваться (проще говоря, бежать). Но только не для М.А.Милорадовича, который прошел закалку еще в Суворовских походах.

И он находит совершенно неожиданное решение: «Казаки! Я покупаю у вас лошадь этого офицера за 1000 рублей!» И показывает на лошадь командира французского эскадрона. Названная сумма — просто сумасшедшая. Это годовое жалование всего казачьего отряда! Результат — встречной атакой казаки сметают французский эскадрон и приводят генералу «понравившуюся» ему лошадь. Не знаю, куда он потом эту лошадь дел, но по возвращению в лагерь Милорадович сполна расплатился с казаками.

Рис. 2. Слева — эпизод боев под Вязьмой в октябре 1812 г., справа — портрет М.А.Милорадивича работы Дж.Доу (Военная галерея Зимнего дворца, Государственный Эрмитаж).

Думаю, что главное здесь все же — не сумма, а уверенность (в сочетании с юмором), с которой казаки получили даже не команду, а скорее просьбу генерала. При этом был сформулирован безукоризненный с военной точки зрения план операции — сконцентрировать все силы в направлении главного удара, лишить противника управления и рассеять его (иначе помешают лошадь назад привести). Думаю, командир французского эскадрона, обладай он хоть небольшим даром предвидения, безо всяких шуток предпочел бы в тот день остаться в лагере.

Потраченная сумма, конечно, тоже имела значение. Поэтому, когда русская армия вошла в Париж, министр финансов обратился к царю с вопросом: «Генерал Милорадович просит жалованье за год. Но он уже получил от меня деньги на три года вперед?» Государь ответил: «Выдать! Он их тратит с пользой для Отечества!»

Такое бы понимание нашему Министерству образования!

Подведем итог.

Современное обучение компьютерному проектированию должно быть нацелено в первую очередь не на освоение программам (какие клавиши нажимать), а на обучение методике, как овладевать этими программами и технологиями. Тем более что всю последующую жизнь специалист, помимо основной работы, продолжает постоянно заниматься именно таким освоением.

При непосредственном же освоении программ надо менять саму форму обучения — не «учить студентов», а «учиться вместе со студентами».

Рис. 3. Тогда еще студент 4 курса Иван Глушков, Денис Абраменков, Сергей Чураков, Екатерина Малиновкина, Юлия Курнаева и Леонид Скрябин на пресс-конференции, посвященной созданию с помощью Revit Architecture модели нового комплекса зданий НГУ.
НГАСУ(Сибстрин), 2008.

Комментариев: 22
id 1171     6 июня 2011, 21:39
 Владимир Талапов
Ответ Ишмулкин Павел

Такая система принята и в НГУ (когда я там учился) - 3 года общая подготовка плюс 2 года специализация в конкретных институтах. Так что я в Институте математики времени проводил больше, чем в самом НГУ. И условия для студентов в институтах были созданы просто идеальные. Насколько я знаю, в НГУ эта система попала как обобщение опыта Оксфорда, Кембриджа, Гарварда и МФТИ.

В Корнельском университете (одна из основных кузниц архитекторов в США) в самом начале 90-х три года шел базовый классический (карандашный) курс (компьютеров тогда почти не было, так что по нашим нынешним понятиям, компьютерная подготовка этих студентов была минимальной), а затем набирали спецгруппу для особого изучения компьютерной графики. Эту группу резко "бросали" в компьютерные технологии (в распоряжении университета был даже суперкомпьютер - один из четырех в США в то время). Как мне рассказывал один из преподавателей, даже наказывали (в первые месяцы), если у кого-то карандаш увидят - все свои идеи студенты должны были учиться выражать на компьютерах. И такая система, по мнению ее авторов и по результатам-выпускникам, тоже эффективна.

Так что подходов много. Но в любом случае видна общая часть - на заключительном этапе большая (доминирующая) самостоятельная работа студентов. И широкие границы контролируемой свободы, дополненные ответственностью (со стороны студента) за результат.

Ответить   Цитировать выделенное

id 1173     7 июня 2011, 6:24
 Владимир Талапов
Ответ Константин Вольхин

В области компьютерного проектирования, как ни в какой другой области, самообразование зависит от технических возможностей (компьютерной техники) и доступа к современному программному обеспечению. Все это требует от обучающегося больших расходов и в одиночку им решаться не может. В этом вопросе надо иметь понимание и заинтересованность как вузов, так и вендоров.

Ответить   Цитировать выделенное

id 1292     26 июня 2011, 16:39
 Козлов Игорь (НГАСУ, НГТУ)
Первый раз я понял, что студентов можно "использовать" для получения информации лет 15 назад, когда на одной из первых лабораторных по программированию узнал от студентов новую для себя конструкцию языка. Стал использовать эту возможность, давая индивидуальные задания на темы, которые сам хотел узнать. Причем все это возвращалось студентам же, только в переработанном виде.
Последние 10 лет мы с дипломниками собирали материал, который положен в основу курса "Автоматизация зданий", котовый я начну читать с сентября. Причем, первое, что я сделаю - выдам индивидуальное задание, суть которого сводится к подбору оборудования и поиску информации.
В различных дисциплинах есть неизменные принципы, и есть развивающаяся часть. Их соотношение разное. В области компьютерного проектирования базовая часть меньше и это делает проблему острее. Но общность принципа "круговорота информации" мне кажется естественной, когда студенты или дипломники учатся учиться самостоятельно выполняя задания, а преподаватель занимается обобщением и систематизацией новой информации.

Ответить   Цитировать выделенное

id 1294     27 июня 2011, 22:07
 Павел Ишмулкин
Ответ Козлов Игорь (НГАСУ, НГТУ)

Согласен!
... Но с одной оговоркой. К сожалению не все студенты...
А так, все правильно!

Ответить   Цитировать выделенное

id 1319     30 июня 2011, 9:37
 Студент
Все студенты могут, только одни могут больше, а другие меньше. А если не может (или его этому не учили) - тогда такой студент накому не нужен, пусть идет в другое место.
Часто же бывает, что преподаватели не учат, а делают вид, что учат.

Ответить   Цитировать выделенное

id 1330     2 июля 2011, 9:35
 Владимир Талапов
Ответ Студент

Да, у каждого студента, как и у каждого человека, есть свой "потолок" в развитии. И одна из главных задач преподавателя - не дать всем одинаковые знания, а помочь каждому определить свой уровень и этого уровня достичь.

Ответить   Цитировать выделенное


Поля, помеченные * обязательны для заполнения

  Имя *

  e-mail

  web

Вы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

Введите
первые 3 символа:

 *

Обновить



    

Комментарии:
1 июня 2011, 21:02
 Ишмулкин Павел
Буквально, несколько тезисов (а то после прочтения всей статьи забуду)
1. Не всегда компетенции готовые к применению (практическому), готовы к передаче другим (преподаванию)?
2. Владимир, классические курсы, по самым разным дисциплинам, имеет столетнюю историю, и практически очень мало меняются, а вот то, чем занимаететсь Вы, постоянно меняется, развивается, более того, меняются подходы и даже Теоретические предпосылки.
Естественно, Вам приходится идти в ногу со временеи, постоянно обновлять содержимое Ваших лекций и практик, ПРИДУМЫВАТЬ самому, рискуя потерять убедительность и связность нового материала. Но такова Ваша (с нами) жизнь, по другому и быть не может! За державу обидно!

Ответить   Цитировать

1 июня 2011, 21:33
 Ишмулкин Павел
Еще не дочитал до конца, а опять "БЕГОМ" пишу коммент...
Я на "этот учебный" год поручил одному своему сотруднику (подчиненному, он же постоянный слушатель, он же наиболее подготовлен к тому чтобы "грызть" бревна, а "не есть с ложечки" ) проработать методику построения универсального решателя в MathCad, для начала по сопромату, хотя бы простой изгиб (без стат. неопределимости). Потому что невозможно охватить все самому.
... Теперь по поводу возраста. Это все из того анекдота, про профессора и аспиранта, да? Почему профессор все знает, но ни...га не соображает, и наоборот? Потому что, мозг забит "статической ин-цией", и уже не осталось места для "оперативной памяти и процессорного кэша".
Я установил на свой мозг "некий фильтр" и не пропускаю больше "ненужной" информации, более того максимально "выгрузил" все "программное обеспечение и данные", которые не буду использовать в ближайшее время. Идеально, думаю, было бы оставить, только БАЗОВОЕ ПО и ссылки на быструю перезагрузку нужного ПО и данных. Есть правда побочные явления, например, я давно не инсталировал Windows и некоторым может показаться (а главное мне самому), что я УЖЕ НЕ МОГУ СПРАВИТЬСЯ С ТАКОЙ ЕРУНДОЙ?
...Наконец-то дочитал статью до конца=)
Владимир, по поводу приглашенных специалистов и преподавателей-студентов. Если у человека присутствует математическая ИНТУИЦИЯ, способность "угадывать" дальнейший ход мысли преподавателя (в просторечии "соображать"), то Ваш эксперимент АБСОЛЮТНО НОРМАЛЕН, полезен, приемлем. Но если эта особенность отсутствует, то в дальнейшем такого стъюдента, можно только "натаскивать". Он, может быть, будет замечательным инжененером, но второго уровня или плана. Он НИКОГДА не придумает ничего ДЕРЗНОВЕННОГО=(

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 0:11
 Владимир Талапов
Ответ Ишмулкин Павел

Совершенно верно. Классические курсы "веками" не меняются.

Лет 30 назад я купил ради любопытства в Москве в "Букинисте" сборник задач по тригонометрии 1913 года. Так там были ТЕ ЖЕ САМЫЕ задачи, которые я решал с современными студентами!

А наша судьба (с нашим предметом) - все время идти вперед!

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 0:21
 Владимир Талапов
Ответ Ишмулкин Павел

Про фильтр - интересное замечание!
У меня такой фильтр тоже есть, и я тоже давно не устанавливал Windows. Похоже, это неизбежно, чтобы успеть угнаться за новым. Ведь когда-то умение устанавливать Windows было для специалиста признаком "высшего пилотажа".

Про студентов - у меня среди обучающихся представлены все категории (так и должно быть). У каждого есть свой "потолок", и не надо пытаться выше него прыгнуть. Но чуть выше подняться - можно. И студенту приятно.
А став специалистами, они каждый займут свою нишу и будут в ней комфортно себя чувствовать. Но у каждого в жизни должны быть свои победы.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 9:39
 Константин Вольхин
Здравствуйте коллеги.
Я думаю, что основное отличие высшего образования от среднего специального в формировании именно способности самостоятельного решения поставленной задачи. Для этого первоочередным является способность самообразования, нахождение нужной информации и способность ее использования в профессиональной деятельности.
Способность, желание и может быть необходимость постоянного повышения квалификации в своей предметной области, должно стать ключевым требованием к преподавателю вуза.
Актуальность компьютеризации образования не вызывает ни у кого сомнения. В вопросе компьютеризации проектирования сегодня из-за многообразия программного обеспечения трудно даже представить себе человека, владеющего одновременно всеми имеющимися на настоящий момент пакетами и требовать этого от преподавателя я думаю, не имеет смысла, при этом иметь представления о возможностях ПО в своей предметной области необходимо.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 12:53
 Мария Ушакова
Уровень своих знаний нужно повышать постоянно, если уж заказчики освоили AutoCAD, то уж проектировщикам тоже чем то надо доказывать свою значимость))) зато когда заказчики видят 3d модель будущего здания внутри которой можно рассмотреть все помещения, радуются как дети!!! А если им еще и 3D разрез здания показать.... Так вот я думаю стоили те бессонные ночи потраченные на изучение программ в студенческие годы, чтоб теперь не только радовать окружающих, но и быть конкурентоспособным специалистом.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 17:40
 Мусиенко Е.И., доцент НГАХА
Согласен почти со всеми идеями автора (их очень много, поэтому не могу подписаться за все, но за 99% подпишусь).
Особенно меня задевает за живое повышение квалификации. В 2009-2010 году я интересовался этим вопросом; предлагалось изучать электронные учебники, документы министерств, основы некоторых компьютерных программ. Меня интересовал 3D Max, но кроме основ, которые преподавали в Томске, ничего не нашел. Но основы (и не только) я и сам могу преподавать. Кончилось тем, что я с нового учебного года отказался от преподавания 3D Max и записался на изучение министерских программ третьего поколения (нужны они мне?). Другие сотрудники нашей кафедры "Компьютерных технологий проектирования" с успехом изучили в Москве программы для написания электронных учебников. На что министерство разбазаривает бюджетные деньги? По моим данным никто на нашей кафедре эти электронные учебники не пишет хотя бы по тому, что не понятно будут ли они зачтены как публикации,я ответ на этот вопрос не получил.

Наш Вуз (вероятно как и другие) не только не помогает профессиональному росту преподавателя, а наоборот - мешает. Для хорошего знания предмета преподаватель должен сам постоянно работать на программе, которую преподает, жить в среде пользователей. У нас это возможно только на стороне. В НГАХА коммерческая деятельность, которая не только позволила бы увеличить нищенскую зарплату преподавателей, но и повысила бы их квалификацию облагается такими налогами и запретами, что становиться бессмысленной.

Преподаватели отвечают воровством времени, которое записывается на вторую половину рабочего дня. Они вынуждены заниматься зарабатыванием денег на стороне, жизнь то не заканчивается за стенами вуза и семья (да и само государство) требует денег. Администрация вуза вынуждена закрывать на это глаза, а то все уволятся и работать будет некому.

Прошлым летом депутату Госдумы специально прервали отпуск чтобы разрешить работу малых предприятий при вузах, они что за заседаниями соскучились. Предприятия теперь есть, а толку то все равно нет.

Когда же Министерство образования задумается об образовании, а не о увеличении отчетности о качестве образовании (у нас специальный отдел для этого создали).
Нужно создавать научные школы, В.В.Талапов пытается создать такую в НГАСУ, это здорово. Ему больше 50 лет, если еще промариновать его лет 10, то и он ничего не создаст.
Преподаватели должны быть уважаемыми людьми, а не молчаливыми исполнителями глупых приказов с нищенской зарплатой.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 18:45
 Павел Ишмулкин
Вот это да.... Прорвало=(
... Ну, партию низкооплачиваемых преподавателей, наверное мы создавать не будем=)))) Но вопрос конечно.... даже определение ему подобрать сложно. В какой, еще стране мира такое отношение к интеллектуальному труду?
А ведь я застал еще время, когда доцент кафедры, КН, зарабатывал, вполне приличные деньги, а профессор, был..., ну просто НЕБОЖИТЕЛЕМ =(((
У меня есть один хороший знакомый - депутат областного законодательного собрания, так я ему без обиняков говорю:"Почему в Нашей стране честно, хорошо, интеллектуально работать - лошарно (господи, простите за это слово), а вот воровать, крышевать, брать взятки - престижно, фаворитно?" На что он, только горько усмехается (может только пока). А ведь 27 лет назад мы были мечтателями, началась перестройка, я тогда первый раз услышал слова CAD CAM, и с придыханием это произносил: "Компьюта эйдид дизайн,..."
Вроде, как, ему за Державу обидно, но может это только оппозиционные настроения...
Советовать в этой ситуации, ничего не буду, грех. Сам пытаюсь как-то крутиться, перехватывать, но это всё "слезы".
... Коммерциализация обучения, тоже на мой взгляд, сыграло больше на худую сторону, чем на положительную? Преподаватели от этого НИЧЕГО не получили, а вот качество абитуриентов/студентов упало ниже некуда =(. Конечно, это не про всех, светлые головы остались еще!
Но я еще надеюсь дожить до того времени, когда все встанет на свои места. Это касается и инженеров тоже!
А пока, движение вперед зиждется на таких бессмертных энтузиастах, если хотите гостях из будущего, как Владимир!
... Руководители ВУЗ'ов, тоже не замотивированы на то, чтобы преподаватели не были бедными, а студенты были бы востребованы. У них, к сожалению, другие показатели работы. Но этот вопрос еще нужно изучить, прежде чем давать конкретные рекомендации.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 19:07
 Владимир Талапов
Ответ Павел Ишмулкин

В начале 90-х я ехал в поезде, моим попутчиком оказался возвращавшийся из Москвы с минвузовского совещания умудренный сединой и опытом профессор, которого я раньше не знал. На мой вопрос, какие перспективы у высшей школы, он с грустью ответил: "Похоже, в министерстве считают, что все умные из высшей школы уже ушли, так что остальных надо просто гнать!"

Думаю, только сейчас, спустя много лет и зная то, что произошло за это время, я могу сполна оценить опыт и мудрость этого человека, профессора старой школы.

Но эта встреча и ее анализ послужили также одной из причин, по которой я считаю, что в стратегических вопросах надо больше доверяться профессионалам.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 21:54
 Владимир Талапов
Ответ Мусиенко Е.И., доцент НГАХА

Электронные учебники - это модно и легко оценивать (создано столько-то электронных учебников). Какая от них польза - вопрос. Но опыт тех, кто уже их внедрял, показывает, что гораздо меньше, чем ожидалось.

А как оценить качество подготовки специалиста - никто не думает. Возможно, потому, что при правильной оценке результат будет сильно отличаться от заявляемого.

Вообще появляется крамольная мысль - а если не управлять образованием, может быть, оно быстрее примет рациональную (оптимальную) форму?

Ответить   Цитировать

3 июня 2011, 11:43
 Студент
Действительно, очень много времени уходит на самостоятельное изучение программ. Лучше было бы это делать вместе с более опытным преподавателем.

Ответить   Цитировать

4 июня 2011, 18:15
 Владимир Талапов
Ответ Студент

В этом и смысл нового подхода. Но не только вместе с преподавателем, но и вместе с остальными студентами. То есть все идут к цели одной командой, а не строем с кем-то во главе. Тогда цель быстрее и качественнее достигается.

Ответить   Цитировать

6 июня 2011, 10:15
 Ю.К.
О том, что наша система образования нуждается в серьезном обновлении уже не стоит. Образование должно быть: доступным и относительно свободным. Здесь могла бы во многом помочь полу-обязательная программа обучения, когда студент мог бы сам выбирать необходимый на его взгляд (и взгляд, например, куротора) курс своего образования (состоящего из обязательных и факультативных предметов), в некоторых узловых точках кооперироваться с другими студентами и преподавателями, где применять систему описанную выше: основам учит преподаватель, а в дебри они идут вместе. Здесь бы помогла возможность осуществлять некие реальные проекты в учебных целях, причем над ними могли работать студенты совершенно разных сцециальностей. Конечно, такая возможность у них бы появлялась на последних 2-ух годах обучения.
Но, что-то я отклонилсь от темы. Конечно, нужно начинать не с таких радикальных, сложных и комплексных в своем построении перемен, а вот с таких замечательных задумок, когда студенты и преподаватели не перестают учиться у друг друга, стараясь потом как-то применять эти навыки в болоте российского производства и еще получать за это дополнительные бонусы.

Ответить   Цитировать

6 июня 2011, 11:21
 Студент
Да, в первую очередь надо бы, чтобы нас учили современной культуре проектирования.

Ответить   Цитировать

6 июня 2011, 17:23
 Владимир Талапов
Ответ Ю.К.

В некоторых вузах США, например, студентов на старших курсах объединяют в специальные группы, направленные на изучение и реализацию конкретных тем и проектов. Такая практика помогала бы совершенно осмысленному и более профессиональному освоению используемых для этого специальных разделов компьютерной графики.

Теоретически это у нас не запрещено, но практически не реализуется, поскольку трудно формализуемо и требует дополнительных усилий.

Ответить   Цитировать

6 июня 2011, 21:02
 Ишмулкин Павел
Ответ Владимир Талапов

В некоторых вузах, бывшего СССР (сейчас, не знаю), например ФАЛТ МФТИ, четыре года "закаливают", преподавая классические курсы физики и математики, (ну там еще аэромеханика и прочее...) а затем на оставшиеся два года, распределяют "по базе", обычно в ЦАГИ, где они участвуют в конкретных проектах, а затем эти наработки используют, как основу в дипломных проектах =))

Ответить   Цитировать

6 июня 2011, 21:39
 Владимир Талапов
Ответ Ишмулкин Павел

Такая система принята и в НГУ (когда я там учился) - 3 года общая подготовка плюс 2 года специализация в конкретных институтах. Так что я в Институте математики времени проводил больше, чем в самом НГУ. И условия для студентов в институтах были созданы просто идеальные. Насколько я знаю, в НГУ эта система попала как обобщение опыта Оксфорда, Кембриджа, Гарварда и МФТИ.

В Корнельском университете (одна из основных кузниц архитекторов в США) в самом начале 90-х три года шел базовый классический (карандашный) курс (компьютеров тогда почти не было, так что по нашим нынешним понятиям, компьютерная подготовка этих студентов была минимальной), а затем набирали спецгруппу для особого изучения компьютерной графики. Эту группу резко "бросали" в компьютерные технологии (в распоряжении университета был даже суперкомпьютер - один из четырех в США в то время). Как мне рассказывал один из преподавателей, даже наказывали (в первые месяцы), если у кого-то карандаш увидят - все свои идеи студенты должны были учиться выражать на компьютерах. И такая система, по мнению ее авторов и по результатам-выпускникам, тоже эффективна.

Так что подходов много. Но в любом случае видна общая часть - на заключительном этапе большая (доминирующая) самостоятельная работа студентов. И широкие границы контролируемой свободы, дополненные ответственностью (со стороны студента) за результат.

Ответить   Цитировать

7 июня 2011, 6:24
 Владимир Талапов
Ответ Константин Вольхин

В области компьютерного проектирования, как ни в какой другой области, самообразование зависит от технических возможностей (компьютерной техники) и доступа к современному программному обеспечению. Все это требует от обучающегося больших расходов и в одиночку им решаться не может. В этом вопросе надо иметь понимание и заинтересованность как вузов, так и вендоров.

Ответить   Цитировать

26 июня 2011, 16:39
 Козлов Игорь (НГАСУ, НГТУ)
Первый раз я понял, что студентов можно "использовать" для получения информации лет 15 назад, когда на одной из первых лабораторных по программированию узнал от студентов новую для себя конструкцию языка. Стал использовать эту возможность, давая индивидуальные задания на темы, которые сам хотел узнать. Причем все это возвращалось студентам же, только в переработанном виде.
Последние 10 лет мы с дипломниками собирали материал, который положен в основу курса "Автоматизация зданий", котовый я начну читать с сентября. Причем, первое, что я сделаю - выдам индивидуальное задание, суть которого сводится к подбору оборудования и поиску информации.
В различных дисциплинах есть неизменные принципы, и есть развивающаяся часть. Их соотношение разное. В области компьютерного проектирования базовая часть меньше и это делает проблему острее. Но общность принципа "круговорота информации" мне кажется естественной, когда студенты или дипломники учатся учиться самостоятельно выполняя задания, а преподаватель занимается обобщением и систематизацией новой информации.

Ответить   Цитировать

27 июня 2011, 22:07
 Павел Ишмулкин
Ответ Козлов Игорь (НГАСУ, НГТУ)

Согласен!
... Но с одной оговоркой. К сожалению не все студенты...
А так, все правильно!

Ответить   Цитировать

30 июня 2011, 9:37
 Студент
Все студенты могут, только одни могут больше, а другие меньше. А если не может (или его этому не учили) - тогда такой студент накому не нужен, пусть идет в другое место.
Часто же бывает, что преподаватели не учат, а делают вид, что учат.

Ответить   Цитировать

2 июля 2011, 9:35
 Владимир Талапов
Ответ Студент

Да, у каждого студента, как и у каждого человека, есть свой "потолок" в развитии. И одна из главных задач преподавателя - не дать всем одинаковые знания, а помочь каждому определить свой уровень и этого уровня достичь.

Ответить   Цитировать

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.