isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

8 июня 2011

Управление проектными данными. Кто на самом деле является владельцем интеллектуальной собственности проектной организации

Алексей Трофимов

От редакции (Д.Левин): Автор этой статьи - Алексей Трофимов, генеральный директор инженерно-консалтинговой компании ООО "АСКОН-Ангара", которая организована почти 10 лет назад, находится в Братске, активно и успешно выполняя заказные работы с использованием инструментов, набор которых выходит далеко за пределы линейки АСКОНа. Судя по квалифицированно реализованному фирменному каталогу (ссылка - в конце статьи) видно, что фирма понимает толк в дизайне (в широком смысле) и не жалеет инвестиций в поддержание его на должном уровне. Для меня - это признак серьезной организации, имеющей стратегию.

Другой хороший признак - предлагаемая вашему вниманию статья А.Трофимова. Может, кто-то другой просто описал бы систему известную систему ЛОЦМАН и привел примеры успешных внедрений. Однако, Алексей, явно будучи методологом и где-то стратегом, в первой части статьи, действительно, рассуждает на тему, указанную в заголовке. На мой взгляд, во второй части статьи автор слегка погорячился, утверждая, что ЛОЦМАН решает все задачи, включая и не решаемые никем. Впрочем, пусть об этом судят конкретные квалифицированные в данной области специалисты, а я считаю, что отдельные недостатки не мешают признать статью и компанию АСКОН-Ангара во главе с ее крутым директором заслуживающими большого внимания.

Алексей Трофимов



По роду своей деятельности, мне часто приходится обсуждать с руководителями различного уровня проблемы и задачи, связанные с обеспечением безопасности данных. Эти вопросы предельно актуальны для проектных организаций, конечным продуктом которых является проектная документация. Но, всегда ли собственник проектной организации является фактическим владельцем проектной документации? Всегда ли созданы условия для надежного хранение данных, обеспечивающие защиту от несанкционированного копирования и «увода» документации к конкурентам, актуальность, своевременную доступность, резервирование и контроль?

Зачастую, как ни странно, я слышу удивленно-отрицательный ответ. И это весьма распространенная тенденция.

Давайте попробуем разобраться, в чем корень данной проблемы. Но у меня есть к вам еще один вопрос. Что сегодня является основным конкурентным преимуществом успешной проектной организации? Это сроки и стоимость проекта, зависящие от временных издержек. Квалификацию проектировщиков, сложность проектов мы учитывать не будем, это тема другого разговора. Поэтому прошу вас запомнить: сроки, сроки, сроки... Теперь я хотел бы последовательно рассмотреть ряд аспектов, связанных с этим вопросом.

Хранение проектных данных, в т.ч. и на этапе их разработки
Здесь все просто. Есть два варианта. Первый - беспорядочное хранение файлов документации на рабочих местах проектировщиков. Проектировщики сами определяют порядок их организации. Второй - структурированные файловые архивы, организованные на файловом сервере или на каком-либо выделенном под эти цели компьютере (как правило, это компьютер ГИПа). Применение этого варианта не исключает создание исполнителем по своему усмотрению на своем рабочем месте копий файлов документации. С точки зрения затрат – в обоих вариантах они минимальны, т.к. используются существующие ресурсы, необходимые для проектной деятельности, которым дополнительно присваиваются функции хранения данных. Все замечательно. На первый взгляд. Но, как решить вопросы поиска актуальных данных, с учетом их вариативности и версионности? Несмотря на низкую затратность, стандартные средства управления файлами не способны решать эти задачи.

В итоге – мы возвращаемся к ключевому вопросу этой статьи. Никто кроме исполнителя не знает, где находится требуемый файл. При проработке нескольких вариантов сам исполнитель путается, какой файл содержит требуемые изменения, и где он в данный момент находится. При этом происходит увеличение временных затрат, срыв сроков сдачи проекта и его промежуточных этапов, возникает нервозная обстановка, падает культура производства. И такая ситуация аналогична «снежному кому». С увеличением числа выполненных проектов и проектов в разработке, беспорядок хранения данных увеличивается в арифметической прогрессии, происходит необоснованное увеличение требуемого дискового пространства для хранения многочисленных «дублей» и «версий». Но главное – сроки, сроки, сроки…

Обеспечение текущего и планового контроля графика выполнения работ
Описанные выше варианты хранения данных, работающие на «движках» файловых систем, естественно, не позволяют автоматизировать контрольные и учетные работы. Количество атрибутов, которые может присвоить пользователь файлам проектных данных ограничено всего четырьмя типами: системный, для чтения, скрытый, архивный. Характеризовать состояние разработки (например: в разработке, на утверждении, утвержден, на изменении, в архиве) они не могут. Поэтому, основным способом контроля за выполнением графика выполнения этапов и проекта в целом являются личные контакты руководителя с исполнителями в виде совещаний, планерок, обсуждений, звонков, сообщений в ICQ, вызовов «на ковер» и т.п. «кнутов и пряников». Последствия ясны. Опять – сроки, сроки, сроки…
Обеспечение параллельного доступа к файлам
Как обеспечить параллельный доступ к данным при групповом проектировании при использовании структурированного и неструктурированного файлового архива? Ведь понятно, что это опять: сроки, сроки, сроки!!! Ответ предельно краток. Только созданием дополнительных копий файлов данных и передачей их от архитектора к проектировщику, от проектировщика к специалисту по инженерным коммуникациям и т.д. Опять получаем увеличение числа файлов, имеющих в основе одни и те же данные! А если на каком-то из этапов приходиться вносить изменения? Тут уже наш «снежный ком» растет в прогрессии геометрической!!!
Передача данных от исполнителя к исполнителю при групповом проектировании
Проектное бюро. Разгар рабочего дня:
— Марь Ивана! План поэтажный готов!
— Катерина, а где он?
— У меня в папке на диске «Цэ»!
— В какой!
— Проектики, а там папочка «мои проектики», а в ней подпапочка «Лапуля»!
— Поняла…
Через 10 минут:
— Катерина, а где он? Не могу найти…
Еще через некоторое время:
— Нашла!!!!

Знакомый диалог? Прошу прощения за некоторое утрирование, но в целом, ситуация выглядит примерно так. Если есть инструкция или регламент по хранению данных, ситуация более спокойная и отмашка об окончании какого либо этапа проекта дается голосом. Потом уточнения. Хождения от места к месту, диалоги, обсуждения и… Сроки, сроки, сроки… Используемые средства файлового хранения данных не обеспечивают адресную передачу данных участникам цепочки проектирования. Хотя можете использовать внутреннюю электронную почту. Организовав переписку. А это опять сроки…

Описанные выше аспекты можно проиллюстрировать вот такой диаграммой (Рисунок 1). Сразу отмечу, цифры условные, но в целом отображают распределение временных затрат в общем процессе проектирования.

Рисунок 1. Распределение временных затрат в процессе проектирования.

Как видно из диаграммы, мы можем попробовать решить вопрос оптимизации сегментов «поиск данных» и «совещания и согласования». Оптимизация временных затрат в других сегментах – это тема отдельного разговора.

Итак, как нам снизить временные издержки, связанные с поиском данных, совещаниями и согласованиями? Какой инструмент необходимо применить, чтобы обеспечить принципиально качественное хранения данных (понятно, что если хранение упорядоченное, то и поиск будет вызывать меньше затруднений)? Одними инструкциями, регламентами и распоряжениями, постоянным контролем их исполнения мы не добьемся результатов. Нужен конкретный прикладной инструмент, формирующий систему управления проектными данными. Эта система нужна руководителю, а использовать ее будут, в основном проектировщики.

Ну, а теперь серьезно. В качестве такого инструмента, мы предлагаем своим заказчикам принципиально новый продукт ЛОЦМАН:ПГС.

Система ЛОЦМАН:ПГС предлагает перейти на качественно новый уровень работы с проектными данными. Положительный эффект от её использования получат как сами проектировщики, так и руководители организаций. Система обеспечивает полноценную коллективную работу над проектом с поддержкой технологии сквозного проектирования.

Эффективность и управляемость проектной организации повышается за счет комплекса решений, некоторые из них не имеют аналогов:

  • Обеспечение качественно нового уровня коллективной работы над проектом с поддержкой технологии сквозного проектирования.
  • Централизованное хранение всех файлов и документов по проектам.
  • Автоматизированное формирование электронной структуры проекта по ГОСТ 21.1101-2009.
  • Автоматизированное создание, согласование и утверждение электронных документов с использованием электронной цифрой подписи (кстати, наша компания поможет вам ее получить для использования) и средств аннотирования электронных документов.
  • Формирование централизованного электронного архива проектно-сметной документации.
  • Осуществление выдачи и контроль исполнения задания между участниками проектирования.
  • Предоставления удобных внутренних средств коммуникаций между участниками проектов.
  • Экспортировать разработанную электронную документацию по проекту для передачи заказчику.
  • Предоставление возможности распределенной работы с удаленными подразделениями, строительными площадками и подрядными организациями через глобальную сеть Интернет.
  • Формирование отчетов.

Кроме того:

  • Удобная работа пользователей при создании рабочей документации и ее комплектации.
  • Возможность возврата к любому состоянию файла. Просмотр истории изменения проектных данных в графическом режиме.
  • Контроль изменений файлов и возможность вернуться к любой версии.
  • Разделение состава проекта (электронных подлинников) и частных особенностей работы с файлами различных CAD-систем. Это инновационное решение обеспечивает совместимость ЛОЦМАН:ПГС с любыми CAD-системами (Рисунок 2)
  • Эффективный способ совместного редактирования общих проектных данных. Отсутствие блокировки, мгновенный доступ к файлам и много другое.
  • Уведомление об изменении файла.

Рисунок 2. Взаимодействие системы ЛОЦМАН:ПГС с внешними программными средствами

Для удобства пользователя и быстрого доступа к данным создана Панель файлов. Панель содержит необходимую информацию для проектировщика (сопроводительную документацию к проекту, структуру текущего проекта, разработанные файлы и другие данные).

Система ЛОЦМАН:ПГС позволяет централизованно хранить все файлы и документы по проектам. Электронные подлинники файлов связаны с исходными документами. Проектировщик оперирует обычными (для Windows) приемами с файлами, но при этом все они хранятся в базе данных. К каждому файлу определены права доступа.

Электронный архив ЛОЦМАН:ПГС основан на стандартах ГОСТ СПДС и на стандарте, описывающем работы с документами фиксированной разметки Open XML Paper Specification. Именно этот стандарт лег в основу методики работы с электронными оригиналами и подлинниками архива.

Структура проекта в системе формируется в процессе публикации чертежей в документ фиксированной разметки (XPS) в соответствии с ГОСТ 21.1001-2009.

Для выдачи документации заказчику в ЛОЦМАН:ПГС предусмотрен инструмент формирования пакета документов. Он представляет собой интерактивную оболочку для работы с электронными подлинникам с записью на CD/DVD и другие носители. Заказчику для просмотра и использования не требуется ничего, кроме интернет-браузера (Рисунок 3).

Рисунок 3. Визуальное представление проекта на рабочем столе заказчика

Система ЛОЦМАН:ПГС решит для руководства проектной организации проблему получения объективной информации и оперативного контроля за состоянием проектов.

Система ЛОЦМАН:ПГС с модулем ЛОЦМАН:ОРД объединяют в Единое Информационное Пространство проектные, административные, производственные и строительные подразделения.

Как мы видим из «серьезной» части моей статьи, все ключевые проблемы организации управления проектными данными решаются ЛОЦМАН:ПГС. Ко всему - пользователи получают широкий спектр дополнительных функций, делающих работу над проектом удобной и комфортной. Ну и не стоит забывать про то, что повышение культуры производства проектных работ, высвобождение времени, затрачиваемого на рутинные и дублирующие-бесполезные процедуры, позволяет проектировщику полнее раскрыть свой творческий потенциал, искать и применять «красивые» решения, что влияет на качество проекта, именно как технического решения. А это еще один момент к повышению конкурентоспособности проектной организации.

Думаю, что данное решение, предлагаемое к внедрению нашей компанией, позволит проектным организациям и подразделениям выйти на новый качественный уровень. И, как всегда, специалисты нашей компании готовы ответить на все ваши вопросы, связанные с внедрением и эксплуатацией ЛОЦМАН:ПГС.

P.S. ЛОЦМАН:ОРД* – это тема следующей моей статьи, посвященной комплексным решениям в автоматизации проектирования.

Примечание: ЛОЦМАН:ОРД – система управления организационно-распорядительной документацией.

В статье использованы материалы с официального сайта ГК АСКОН www.ascon.ru

e-mail: trofimov@ascon-angara.ru
web-сайт: ascon-angara.ru или аскон-ангара.рф

Инженерно-консалтинговая компания «АСКОН-Ангара» (pdf)

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.