isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

21 сентября 2011

Длительное хранение проектной документации: видение Boeing

Владимир МалюхВладимир Малюх

Длительное хранение проектной и конструкторской документации (LOTAR – Long Time data Archival and Retrieval) является важным элементом работы во многих отраслях с продукцией с длительным жизненным циклом – архитектуре и строительстве, энергетике, судостроении и, конечно же, в авиационной промышленности. На прошлогодней конференции Collaboration & Interoperability Congress своим опытом в организации консорциума LOTAR International поделились специалисты Boeing. Эта статья написана по материалам их докладов и сообщений.

История вопроса
С полноценным внедрением в практику цифрового определения продукта (Model Based Definition, MBD) в 1997 году (дата приурочена к созданию первого полностью «цифрового» проекта Boeing 777) пред командой Boeing возникла необходимость оценки и разработки процессов для решения задач долговременного хранения, поиска и доступа к 3D определению продукта, созданному по методологии MBD.

К осени 1998 внутренний процесс был разработан и принят комитетом по управлению сертификатами и сертификации самолетов национального ведомства FAA (Federal Aviation Administration – национальная авиационная администрация). В FAA потребовали, чтобы команда встретилась с Ассоциацией аэрокосмической промышленности(Aerospace Industries Association, AIA) и на основе внутреннего проекта разработала стандартные для решения хранения, архивирования, поиска и доступа к 3D данным о продукте, которые были бы применимы ко всем гражданской авиации по всей Америке. Проект AIA был зафрахтован под эгидой совета гражданской авиации (САС), комитета по обслуживанию, производству и ремонту (MMRC) в мае 2000 года. Команда была сформирована AIA и первое совещание состоялось в августе 2000 года.

Стандарт AIA был завершен и выпущен под обозначением ARP-9034 в сентябре 2002 года. Эта первоначальная деятельность привела к появлению приказа FAA 8000.79, которой, в частности, обеспечил требования к системам использования и хранения данных в электронном виде.

В октябре 2002 года на совещании Международной авиационно-космической группе по качеству (International Aerospace Quality Grou, IAQG) в Цинциннати, Рик Зурай ( Rick Zuray) из Boeing предложил работать совместно с Жан-Ив Делоне (Jean-Yves Delaunay) из Airbus и вместе разработать единый набор согласованных стандартов LOTAR для всей авиационно-космической промышленности. Такая команда была сформирована к декабрю 2002 г.

Международная команда собирается несколько раз в году и разработала несколько частей базового стандарта, который будет выпущен под названием EN9300-Part-хх для Европы и NAS9300-Part-хх для США. С этого поворотного момента, деятельность LOTAR International распространилась вырос по авиационно-космической промышленности и продолжает расти в геометрической прогрессии. Команда теперь поддерживается в 6 странах и более чем 100 компаниями.

История развития данных определения продукта
Методы и технологии создания, хранения и распространения данных определения продукта данных (Product Definition Data, PDD) существенно изменилась в последние 50 лет. PDD является источником для «разработки типа», как это определено FAA.

Методом первого поколения для создания PDD были 2D-чертежи, выполненные вручную проектантами, конструкторами и технологами. Это со временем превратилось в 2D-проектирование в САПР, позволяющее создавать цифровые 2D-чертежи (без использования 3D-модели). 2D чертежи были тогда определяющими рабочими документами.

Второе поколение средств создания PDD основано на использовании 3D-моделей для генерации 2D чертежей и данных для управления CAM/CAI. 2D чертежи оставались определяющими рабочими документами за исключением CAM /CAI.

Методики третьего поколения, применяемые сейчас, основаны на использовании параметрических и реляционных 3D моделей. PDD информация определяется только в 3D-моделях, содержащих ассоциативные геометрические размеры и допуски (GD&T) и аннотации, эффективно заменяющие необходимость 2D представления чертежей. Определяющим рабочим документом является сама 3D-модель с метаданными, для работы с ней требуются специальные средства визуализации.

Проблемы реализации LOTAR
Для цифровых данных, проблема состоит в том, что данные часто хранятся в собственном, родном формате САПР и, скорее всего, со временем они будут просто не интерпретируемы, т.к. исходная САПР больше не доступна.

Архивирование данных в их исходном формате требует периодической миграции в новую версию САПР, этот метод нередко приводит к потере или искажению данных и их исправление может быть дорогостоящим. Типичный технологический цикл устаревания поколения САПР (например CATIA V4-V5) составляет 3 -5 лет.

Цифровые архивы подразумевают, что мы сохраняем информацию таким образом, что впоследствии она может быть получена и представлена в любое время и в будущем.

Очевидной проблемой для архивов цифровой информации является ограниченного время жизни носителей из-за их физического распада и разрушения.

Минимизация проблем за счет использования открытых форматов
Использование нейтрального формата для архивирования гарантирует интерпретируемость данных в течение более длительного периода времени, возможно, всего периода хранения.

Архивирование данных в нейтральном формате реже или совсем не требует периодической миграции в новую версию САПР.

Нейтральные форматы облегчают миграцию данных таким образом, как структурированы протоколы приложений (AP).

Кроме того, их продолжительность жизни (цикл устаревания) значительно дольше по продолжительности.

Планирование жизненного цикла информации
Каждая ответственная компания должна ответить на следующие вопросы для того, чтобы оптимизировать и стандартизировать процессы хранения данных:
  1. Почему мы архивируем данные?
    • Бизнес-требования
    • Нормативные и законодательные требования
    • Организационные требования
  2. Какую информацию мы должны архивировать?
  3. Что является информационным контекстом?
  4. Что такое формат информации, в какой окончательной форме это должно быть в архиве?
  5. Как долго мы должны сохранять данные?
  6. Как часто нам нужно будет получать доступ к данным?
Планирование жизненного цикла информации отвечает на вопрос, как нам сохранить наше знание о продукте на протяжении всей жизни продукта?

Жизненный цикл программного обеспечения и аппаратных средств для его работы относительно короткий по сравнению с жизненным циклом самолета. В настоящее время для ПО САПР период смены версий составляет от 6 до12 месяцев со сменой поколений ПО в диапазоне 3-7 лет. Это очень мало по сравнению с жизненным циклом самолета, достигающим 70 лет

Хранение данных и модель архива, определенные в проекте Boeing и Airbus
Различают следующие три категории периодов хранения данных:
  • Краткосрочные: сроки в пределах одного или двух релизов ПО САПР(т.е. Catia V5 R12-R13; UG NX3-NX4)
  • Среднесрочные: сроки в пределах жизни одного поколения ПО (то есть Catia V4-V5; UG 18-NX1)
  • Долгосрочные: в течение смены нескольких поколений ПО(то есть Catia V3-V7; UG 16-NX7)
Модель, лежащая в основе Open System Information Archive (OAIS) определяет процессы и участников, которые помещают данных в архив, и которые предоставляют услуги потребителям данных, в том числе запросы и извлечение данных. Самой тонкой областью и, возможно, наименее понятной, является строительство информационной сети, необходимой для правильного считывания данных после их получения.

Стандарт LOTAR использует ссылочную модель OAIS как базовую основу, предоставляя конкретные указания на специализированные типы данных, первоначально механические CAD /CAM/CAI и не геометрические метаданные. Проблема здесь в том, чтобы не только быть уверенным, что данные поступают и извлекаются правильно, но в том, что в настоящее время данные правильно интерпретированы новым поколением программного обеспечения. Иными словами нам нужно быть уверенными, что дизайн, на который мы смотрим двадцать лет спустя в нашей текущей САПР, выглядит точно таким же, как в момент его создания. LOTAR работает исходя из предположения, что мы знаем, что нам нужно архивировать.

LOTAR International
Проект LOTAR International является рабочей группой, поддерживаемой консорциумом AIA, [[PDES]] Inc., ASD-STAN(Aerospace and Defense Industries Association of Europe for Standardization) и ProSTEP iViP. Цель проекта заключается в разработке стандартов создаваемых с целью обеспечения возможности для архивирования и извлечения цифровой информации о продукции, в том числе данных 3D САПР и PDM, в стандартной нейтральной форме, которые можно прочитать и использовать повторно на протяжении всего жизненного цикла продукта, вне зависимости от изменений ИТ-среды и приложений первоначально использованных для их создания. Стандарт состоит из нескольких частей, описывающих как информационное содержание, так и процессы, необходимые, чтобы вносить данные, хранить их, администрировать, управлять и получать доступ к информации.

Развитие проекта можно представить в виде двух крупных этапов:

LOTAR версия 1 (2003-2009)

  • Хранение технических требований
  • Долговременное архивирование компонент:
    • CAD 3D детали и сборки
    • Размеры, допуски и производственная информация в виде wireframe
  • Создание единого стандарта для авиационной промышленности США и Европы (AIA –ASD Standard)
LOTAR версия 2 (2009-2012)
  • Хранение технических требований
  • Планирование хранения (2009-2010)
  • Данные для аудита и сертификации (2010)
  • Долговременное архивирование компонент:
    • CAD 3D детали и сборки
    • Размеры, допуски и производственная информация в полном объеме
    • Данные PDM
    • CAD 3D для компонент из композитов
    • Электрические и кабельные схемы

Основные направления использования LOTAR

Пилотные работы проводились совместно с Dassault Systemes, PTC и Siemens (частично при участии Theorem Solutions) для оценки семантики GDT/PMI/геометрии, в дополнение к тестированию использования Unicode для строковых значений, а также проверка свойств полилиний в аннотациях и оценки числа семантических определяемые пользователем атрибутов хранящихся в объектах STEP. В процессе этих работ велась подготовка единого стандарта для описания и хранения в STEP данных 3D CAD, PMI и взаимодействия с PDM.

Заключение:
Ключевым моментом для проектирования, постройки и обслуживания продукции, в аэрокосмической отрасли, в том числе партнеров и поставщиков, является полное цифровое представление геометрии и семантики геометрических размеров и допусков, как на уровне деталей, так и на уровне сборок, однако, это является долгосрочной целью и будет осуществляться поэтапно на основе технологической зрелости и нужд промышленности.

Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами MBD крайне важно сохранить 3D определение продукта в нейтральном формате, который будет доступен и не изменится с течением времени.

Стандарты позволяют упаковать данные и информацию для повторного использования и перепрофилирования приложений, а также дают возможность обмена данными между владельцами интеллектуальной собственности и их поставщиками.

Комментариев: 14
id 2178     10 октября 2011, 22:23
 Андрей Штейнбрехер

Цитата из a_schelyaev, id 2177:
Речь идет об длительном хранении перечня деталей конкретного изделия, где в конструкции стоят конкретные детали с конкретным исполнением.


Это же какую культуру производства надо иметь, не говоря уж о работающем как часики механизме проведения изменений и учёта производственного, чтобы такая информация вообще была и велась постоянно. И более того была легко доступна... Будь то на бумаге или в электронном виде... Задачи то эти все не только для авиации... В авиации понятно почему такие требования - если у телеги отвалится колесо - оно неприятно и не более.. А вот если не выйдет шасси у самолета - последствия куда плачевнее...
А так и по колесу телеги неплохо знать - кто, когда и из чего сделал именно это колесо, насаженное именно на эту ось именно этой телеги...
И так по каждому элементу конструкции... Полный PLM так сказать...

Ответить   Цитировать выделенное

id 2186     11 октября 2011, 14:32
 a_schelyaev
На сегодняшний день локомотивом является (как всегда) авиация. Остальные отрасли, пока что, ковыряются пльцем в носу.
LOTAR это еще не готовое решение, а по прежнему продолжащаяся разработка, ибо конечной целью является хранение не только классической CAD модели, а и всей начинки самолета - элетрика, гидравлика и прочее...
Основной движущей силой формата STEP, который принят в качестве стандарта в проекте LOTAR, является консорциум PDES, куда и вливаются основные средства спонсоров из авиации и частично из космоса.
Кстати, в техническом комитете PDES сидят и наши с вами соотечественники.
 

Ответить   Цитировать выделенное

id 2187     11 октября 2011, 14:43
 Андрей Штейнбрехер

Цитата из a_schelyaev, id 2186:
Кстати, в техническом комитете PDES сидят и наши с вами соотечественники.


Это хорошо что они там сидят.. Наверное и работать будут.. ;)

Ответить   Цитировать выделенное

id 2188     11 октября 2011, 14:55
 Владимир Малюх
Ответ a_schelyaev


Добавлю, что требуется хранить и т.н. информационное обеспечение - каталоги и спецификации типовых и стандартных коплектущих, стандарты и прочее.

Ответить   Цитировать выделенное

id 2192     11 октября 2011, 16:06
 Андрей Штейнбрехер
Ответ Владимир Малюх

Думается что не только каталоги комплектующих, но например сертификаты от поставщиков на эту комплектацию, протоколы испытаний, приемки деталей и узлов при изготовлении и прочее и прочее и прочее...

Ответить   Цитировать выделенное

id 2193     11 октября 2011, 16:39
 a_schelyaev

Цитата из Андрей Штейнбрехер, id 2187:
Это хорошо что они там сидят.. Наверное и работать будут.. ;)



Уже работают.
 

Ответить   Цитировать выделенное


Поля, помеченные * обязательны для заполнения

  Имя *

  e-mail

  web

Вы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

Введите
первые 3 символа:

 *

Обновить



    

Комментарии:
23 сентября 2011, 1:27
 ber2004
Будет жаль, если в основу положат формат STEP. Ведь там теряется дерево построения в деталях, связи между деталями в сборке... Да и геометрия, помнится треугольниками передается, т.е. цилиндр перестанет быть цилиндром...

Ответить   Цитировать

23 сентября 2011, 10:08
 Владимир Малюх
Цитата из ber2004, id 1972:

Ведь там теряется дерево построения в деталях, связи между деталями в сборке...


Да, в STEP стандартов AP203 и AP214, которые обычно поддержаны в большинстве MCAD - теряется. Но это не единственные стандарты, кроме того, на подходе AP242, где уже присутсвуют связи геометрические ограничения


Да и геометрия, помнится треугольниками передается, т.е. цилиндр перестанет быть цилиндром...


Можно, конечно, и треугольниками, но обычно все-таки BREP.

И, альтернативы - не видно. Уже лет через 15 "родные" данные из CATIA V4, да и V5 прочитать будет нечем.

Ответить   Цитировать

23 сентября 2011, 22:30
 инкогнито
Проблемы поддержки электронных макетов изделий с длительным жизненным циклом обозначены в общем и целом верно, но как бы за кадром остались следующие нюансы:
1. гибкие элементы (пружины, рессоры, ремни, цепи, шланги и т.п.)
2. элементы со множественными исполнениями
3. сборочные единицы
4. объекты создаваемые на стыке MCAD-ECAD (жгуты, кабели, платы и т.д.)
Где ни будь можно про это почитать подробнее? Лучше если на русском языке.

Ответить   Цитировать

24 сентября 2011, 13:37
 Владимир Малюх
Цитата из инкогнито, id 1975:

Где ни будь можно про это почитать подробнее? Лучше если на русском языке.


На русском, боюсь, вряд ли найдется. На английском главный источник http://www.pdesinc.com/ конкретно описания стандартов http://www.pdesinc.com/aps_modules.html

Ответить   Цитировать

28 сентября 2011, 15:59
 Валерий
Проблема сохранности информации электронного вида, на мой взгляд, более глобальна и не ограничивается рамками каких-либо предприятий. Информация в интернет сети стирается гораздо быстрее, каких-нибудь 5-10 лет и по прежним ссылкам уже не пройти (по крайней мере, в моей практике и конечно и, конечно, не в отношении ссылок isicadа  ). Интересно есть ли течения в обществе по поводу решения данной проблемы?

Ответить   Цитировать

29 сентября 2011, 12:28
 Андрей Штейнбрехер
Цитата из Валерий, id 2016:
Проблема сохранности информации электронного вида, на мой взгляд, более глобальна

Точно. Я вот забыл пароль к роутеру WiFi - сижу вспоминаю. Переставлять не хочется... Но не вспомню - тогда придется переставлять. Так и с информацией на изделия или ещё на что... Что ж поделаешь - всё может пропасть. И как всегда в самый неподходящий момент...

Ответить   Цитировать

30 сентября 2011, 23:07
 инкогнито
Ещё один оставшийся за кадром момент это долговечность PDM, в более широком смысле всей PLM-среды. Что то мне подсказывает, что это многоприложенческое сооружение потеряет свою работоспособность даже быстрее чем CAD-система.

Ответить   Цитировать

10 октября 2011, 21:36
 a_schelyaev
Цитата из инкогнито, id 1975:
2. элементы со множественными исполнениями


Речь идет об длительном хранении перечня деталей конкретного изделия, где в конструкции стоят конкретные детали с конкретным исполнением.
 

Плюс еще Владимир не озвучил почему именно FAA, т.е. регулирующий орган (авиарегистр) поднял вопрос об хранении рабочей документации на летательный аппарат. А причина в том, что в случае авиационного происшествия автор (КБ) обязан по первому требованию авиарегистра поднять и предоставить полный комплект требуемой документации на самолет. Таков закон.
Ну, а т.к. изделие разрабатывается в "цифре", и документация на него тоже, то и потребовались инструменты долговременного хранения "цифры".

Ответить   Цитировать

10 октября 2011, 22:23
 Андрей Штейнбрехер
Цитата из a_schelyaev, id 2177:
Речь идет об длительном хранении перечня деталей конкретного изделия, где в конструкции стоят конкретные детали с конкретным исполнением.

Это же какую культуру производства надо иметь, не говоря уж о работающем как часики механизме проведения изменений и учёта производственного, чтобы такая информация вообще была и велась постоянно. И более того была легко доступна... Будь то на бумаге или в электронном виде... Задачи то эти все не только для авиации... В авиации понятно почему такие требования - если у телеги отвалится колесо - оно неприятно и не более.. А вот если не выйдет шасси у самолета - последствия куда плачевнее...
А так и по колесу телеги неплохо знать - кто, когда и из чего сделал именно это колесо, насаженное именно на эту ось именно этой телеги...
И так по каждому элементу конструкции... Полный PLM так сказать...

Ответить   Цитировать

11 октября 2011, 14:32
 a_schelyaev
На сегодняшний день локомотивом является (как всегда) авиация. Остальные отрасли, пока что, ковыряются пльцем в носу.
LOTAR это еще не готовое решение, а по прежнему продолжащаяся разработка, ибо конечной целью является хранение не только классической CAD модели, а и всей начинки самолета - элетрика, гидравлика и прочее...
Основной движущей силой формата STEP, который принят в качестве стандарта в проекте LOTAR, является консорциум PDES, куда и вливаются основные средства спонсоров из авиации и частично из космоса.
Кстати, в техническом комитете PDES сидят и наши с вами соотечественники.
 

Ответить   Цитировать

11 октября 2011, 14:43
 Андрей Штейнбрехер
Цитата из a_schelyaev, id 2186:
Кстати, в техническом комитете PDES сидят и наши с вами соотечественники.

Это хорошо что они там сидят.. Наверное и работать будут.. ;)

Ответить   Цитировать

11 октября 2011, 14:55
 Владимир Малюх
Ответ a_schelyaev


Добавлю, что требуется хранить и т.н. информационное обеспечение - каталоги и спецификации типовых и стандартных коплектущих, стандарты и прочее.

Ответить   Цитировать

11 октября 2011, 16:06
 Андрей Штейнбрехер
Ответ Владимир Малюх

Думается что не только каталоги комплектующих, но например сертификаты от поставщиков на эту комплектацию, протоколы испытаний, приемки деталей и узлов при изготовлении и прочее и прочее и прочее...

Ответить   Цитировать

11 октября 2011, 16:39
 a_schelyaev
Цитата из Андрей Штейнбрехер, id 2187:
Это хорошо что они там сидят.. Наверное и работать будут.. ;)


Уже работают.
 

Ответить   Цитировать

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.