Компания Dassault Systemes в ноябре провела две конференции — американскую DSCC (Dassault Systemes Customer Conference) и европейскую ECF (European Customer Forum). На последней она явила миру свой новый продукт CATIA Natural Sketch, позиционирующийся в пресс-релизе как прорывная технология для трехмерного эскизирования, которая сочетает интуитивность художественного двумерного рисования и силу реалистичного трехмерного моделирования. Давайте разберемся, что это за прорыв.
Анализируя вышеприведенный ролик с демонстрацией CATIA Natural Sketch, можно сделать вывод, что в новом продукте известная концепция цифрового рисования, позволяющая художникам рисовать с помощью планшетного ПК или дигитайзера с использованием цифровых аналогов таких инструментов как карандаш, перо, маркер, кисть, «заливка», с настройкой цвета, контраста, размера и зернистости виртуального полотна, с использованием прозрачных уровней и режимов смешивания, впервые перенесена в трехмерное пространство.
Надо отметить, что до сих пор создание трехмерных скетчей (актуальное для концептуального проектирования эстетических предметов) проходило в два этапа: сначала дизайнер рисовал на планшете несколько двумерных набросков, изображающих проектируемое изделие с разных сторон (для этого можно воспользоваться Autodesk SketchBook Pro или аналогичными проограммами), а затем создавал трехмерные тела свободной формы и проектировал на их поверхности эти рисунки (это можно сделать, например, с помощью Autodesk Alias):
Автор лично видел демонстрацию этого подхода в действии на прошедшей четыре года назад конференции пользователей решений Autodesk Inventor «От идеи до реализации». Там Натали Хуса познакомила посетителей с продуктами семейства Alias, на глазах всех присутствующих создав дизайн элегантных наручных часов, продемонстрировав продвинутые возможности работы с поверхностями класса А при проектировании новой версии автомобиля Audi TT и производительность алгоритмов реалистичной трехмерной визуализации на примере дизайна мобильного телефона.
Инженеры Dassault Systemes предложили новую концепцию: эскизирование непосредственно в 3D. Дизайнер рисует двумерный эскиз в CATIA Natural Sketch, затем использует плоские кривые эскиза для создания трехмерных поверхностей (заливая их полупрозрачными «акварельными» цветами) и продолжает рисовать непосредственно на криволинейных поверхностях. При вращении рисунка видно, что штрихи наносятся именно на поверхности, а не на плоскость рисунка, которая в этом случае перестает существовать.
CATIA Natural Sketch трансформирует процесс промышленного дизайна: теперь разрыв между дизайнерскими идеями, воплощенными в скетчах, и концептуальной трехмерной моделью становится меньше. Ведь трехмерные кривые, созданные в Natural Sketch, можно напосредственно использовать для создания поверхностей в CATIA.
CATIA Natural Sketch, в комплекте с другими продуктами Dassault (например, CATIA Live Rendering) формирует решение CATIA for Creative Designers, которое позволяет комбинировать трехмерные скетчи, концептуальное моделирование, моделирование поверхностей класса А, быстрое прототипирование и визуализацию.
Предложенное в рамках CATIA Natural Sketch сочетание средств цифрового планшетного рисования и трехмерного моделирования в рамках одного продукта позволяет художникам создавать удивительные вещи — трехмерные графические и акварельные рисунки, которые можно рассматривать с разных сторон. Непонятно, найдет ли эта концепция достойное применение в изобразительном искусстве, но ее влияние на прогресс в области концептуального проектирования эстетических изделий может оказаться существенным. Слово за промышленными дизайнерами во всем мире — примут ли они CATIA Natural Sketch на вооружение, станет ясно уже в ближайшее время.
Чем подобные финтифлюшки изобретать лучше бы продемонстрировали средства получения достоверного 3D образа с реальной фотографии. Ведь таковой снимок всегда неортогонален, да и пропорции искажаются. Не знаю как организаторы технических выставок, но студенты точно бы обрадовались такому инструментарию.
Цитата из Павел Ишмулкин, id 2572: Скажите Дмитрий, не это ли Вы сейчас обсуждаете. Я это увидел, лет семь назад =))
Я не понял, что именно происходит в этом ролике - он слишком короткий. Чтобы разобраться, назовите ПО, демонстрируемое в ролике. Или это просто фантазии на тему?
Это Pro Concept. На сканированную триангулированную поверхность лица, наносится 3D sketch, а затем кривые и поверхность. Главное в том, что эскиз выполняется на поверхности, а не на плоскости=)).
CATIA это серьёзно, однако надо бы сие галльское изобретение сперва руками пощупать. Кстати, как мне думается слово "пощупать" на сей раз является ключевым, ибо работа скульптора производится посредством зрения и осязания, а у собственно художника работает преимущественно зрение. Возможно именно в этом и прячется преимущество физического прототипа при проектированиее всевозможной эргономики.
ОтветитьЦитировать
29 ноября 2011, 6:26
Дмитрий Ушаков
Мне думается, что отладка эргономики проектируемого изделия происходит на последующих этапах проектирования. Скетч - это ведь только самое начало будущего продукта, и художник ни в коем случае не является специалистом по эргономике. С помощью CATIA Natural Sketch Дасо всего лишь построило мост от художников к 3D-дизайнерам с целью облегчения и ускорения работы последних.
ОтветитьЦитировать
29 ноября 2011, 22:02
инкогнито
Цитата из Дмитрий Ушаков, id 2516:
С помощью CATIA Natural Sketch Дасо всего лишь построило мост от художников к 3D-дизайнерам с целью облегчения и ускорения работы последних.
Честно говоря не вижу уж очень большой выгоды, ибо вывести сей кувшин на вменяемую параметризацию будет ой как не просто. Получится сплайн с некоторым N точек и N*2 размеров, но как подобрать математические зависимости между этими размерами? Ну чтобы получалось хотя бы так: http://youtu.be/f_DFBExc2D8
ОтветитьЦитировать
30 ноября 2011, 16:09
Дмитрий Ушаков
Ответ инкогнито
Выгода состоит в том, что теперь 3D-дизайнер будет строить поверхности не по двумерным проекциям, а на основе 3D-скетча (привязываясь к уже построенным художникам поверхностям). Верю, что это действительно быстрее и проще.
Но пока не очень верю в другое - что художники захотят рисовать свои скетчи в 3D.
ОтветитьЦитировать
30 ноября 2011, 21:36
инкогнито
Допустим нарисует, а дальше? Допустим надо будет подогнать объём кувшина так, чтоб было ровно 2 литра с темиже пропорциями и минимальной массе при заданных запасах прочности. Не 1.9 и не 2.05, а именно 2... и что теперь делать раз нет никакой связи между размерами?
ОтветитьЦитировать
1 декабря 2011, 14:41
kazimir
Цитата из инкогнито, id 2526: Допустим нарисует, а дальше? Допустим надо будет подогнать объём кувшина так, чтоб было ровно 2 литра с темиже пропорциями и минимальной массе при заданных запасах прочности. Не 1.9 и не 2.05, а именно 2... и что теперь делать раз нет никакой связи между размерами?
Ну а дальше надо получить замкнутое тело для определения объема, задать целевую функцию типа "объем = 2 литра", запустить робота прямого моделирования, который будет перебирать варианты ограничений и размеров. А ты только сиди и выбирай из результатов - какой покрасивее... Как то так наверное
ОтветитьЦитировать
1 декабря 2011, 15:36
Дмитрий Ушаков
Ответ инкогнито
Вы слишком много требуете от художника Процесс проектирования идет по этапам: 1) скетч 2) концептуальная модель 3) детальная модель
Оптимизация объема происходит далеко не на первом этапе.
ОтветитьЦитировать
1 декабря 2011, 22:38
инкогнито
Цитата из kazimir, id 2527:
надо получить замкнутое тело для определения объема, задать целевую функцию типа "объем = 2 литра", запустить робота прямого моделирования, который будет перебирать варианты ограничений и размеров.
А размерчиков там будет ой как много, на 3D сплайне то. Сильно опасаюсь что попухнет робот их перебирать, а уж человек вблизи компьютера пожалуй что просто уволится от скуки.
Цитата из Дмитрий Ушаков, id 2528:
Процесс проектирования идет по этапам: 1) скетч 2) концептуальная модель 3) детальная модель
Оно конечно право на своё ИМХО имеет каждый, но всёже конструктор является лучшим чем математик экспертом в проектировании. Так вот, упущенное на концептуальном уровне во век не компенсировать деталями. Иными словами к предлагаемому DS методу работы от 3D-эскиза нужен ещё и модуль апроксимации. Дабы на выходе получался не сплайн с тысячами размеров, но хотябы набор касательных дуг либо чечевица какая ни будь. В общем чтоб оптимизатор можно было бы запускать на максимально ранней стадии проектирования.
ОтветитьЦитировать
7 декабря 2011, 10:41
Владимир Малюх
Ну вот, все малость проясняется - первой отраслью, куда DS ориентирует Natural Sketch оказался совсем не промышленный дизайн, как мы тут гадали, а индустрия моды Думается в этой отрасли подобное приложение как раз будет достаточно уместным.
Немножко читерство - рисуют по заготовке из 3D повернохстей, да и похоже , что это сами сотрудники DS демонстрируют на конференции пользователей.
Fashinlab же выглядит долгосрочной программой с определенными задачами.
ОтветитьЦитировать
9 декабря 2011, 20:59
T
ОЧЕНЬ ЗАХОТЯТ!!! )
ОтветитьЦитировать
10 декабря 2011, 9:56
Павел Ишмулкин
Ответ Дмитрий Ушаков
.... Скажите Дмитрий, не это ли Вы сейчас обсуждаете. Я это увидел, лет семь назад =))
http://files.mail.ru/LRNJ2J
ОтветитьЦитировать
10 декабря 2011, 13:01
инкогнито
Чем подобные финтифлюшки изобретать лучше бы продемонстрировали средства получения достоверного 3D образа с реальной фотографии. Ведь таковой снимок всегда неортогонален, да и пропорции искажаются. Не знаю как организаторы технических выставок, но студенты точно бы обрадовались такому инструментарию.
ОтветитьЦитировать
11 декабря 2011, 12:26
Дмитрий Ушаков
Цитата из Павел Ишмулкин, id 2572: Скажите Дмитрий, не это ли Вы сейчас обсуждаете. Я это увидел, лет семь назад =))
Я не понял, что именно происходит в этом ролике - он слишком короткий. Чтобы разобраться, назовите ПО, демонстрируемое в ролике. Или это просто фантазии на тему?
ОтветитьЦитировать
11 декабря 2011, 20:24
Павел Ишмулкин
Ответ Дмитрий Ушаков
Это Pro Concept. На сканированную триангулированную поверхность лица, наносится 3D sketch, а затем кривые и поверхность. Главное в том, что эскиз выполняется на поверхности, а не на плоскости=)).