isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

30 мая 2012

Тяжелые трехмерные САПР на смартфоне и планшете

Николай СнытниковНиколай Снытников

Технология NVIDIA VGX выводит корпоративный PLM на облачную орбиту

Все мы отлично знаем NVIDIA как производителя игровых видеокарт GeForce, профессиональных решений Quadro и Tesla, а также процессоров Tegra для мобильных устройств. Как выяснилось на конференции GTC 2012, пять последних лет инженеры компании работали еще в одном направлении – аппаратно-программной технологией VGX, которая, скорее всего, позволит NVIDIA занять прочное место на рынке серверных решений и облачных вычислений для профессиональных графических приложений. И в выбранной нише конкурентов пока не наблюдается.

Естественно, одним из наиболее важных применений NVIDIA VGX являются приложения PLM.

NVIDIA устремляется в облака. (Источник: NVIDIA.)

А в чём, собственно, проблема?

Технологии клиент-серверных архитектур, виртуализации, облачных вычислений и других вариаций на тему «запускаю программу здесь – а вычисляется где-то там» существуют не один десяток лет, и этот рынок фактически был создан крупнейшими корпорациями – поставщиками аппаратного и программного обеспечения. Казалось бы, придумать что-то принципиально новое здесь очень непросто. Но, как известно, талантливые люди всегда находят место для творчества и импровизации.

NVIDIA пошла здесь тем же путём, как и когда-то при изобретении GPU: тогда «тяжелые» приложения (игры и трехмерная визуализация) обрабатывались с неприемлемой скоростью с помощью CPU. Почему бы не создать для них специализированное устройство?

Похожая ситуация существует сейчас и на рынке VDI приложений (Virtual Desktop Infrastructure): серверные CPU отлично справляются с большинством приложений, они могут быть виртуализованы (т.е. один физический CPU назначен многим виртуальным машинам). Но как быть с теми десктопными приложениями, для которых вычислительной мощности CPU недостаточно, и для которых уже более десяти лет используются видеокарты?

Конечно, существуют серверные технологии, использующие GPU. Однако их недостатки довольно очевидны:

  • Отсутствие аппаратной виртуализации GPU: либо один GPU отдается в монопольное владение одному пользователю, либо разделение GPU между виртуальными машинами (пользователями) выполняется на программном уровне — как это было сделано в относительно недавнем решении Microsoft RemoteFX.
  • Проблема с энергопотреблением: невозможно поставить на сервер большое количество GPU.
  • Латентность: одна из причин низкой скорости отклика - это неэффективность программно-аппаратной архитектуры подключения GPU. Например, данные, уже обработанные видеокартой, должны были быть переданы из памяти GPU в память CPU, где они кодировались в видеопоток H.264 и только после этого передавались на машину пользователя.

Несомненно, всё это порождало экономическую нецелесообразность применения GPU на серверах и серьезно ограничивало круг пользователей.

NVIDIA отвечает на вызов выпуском VGX

NVIDIA атаковала проблемы серверного использования GPU по всем фронтам, предложив технологию VGX, состоящую из трех главных компонент: VGX плата на базе Kepler GPU, VGX Hypervisor, VGX USM (User Selectable Machines).

Схема работы VGX. (Источник: NVIDIA.)

Виртуализация GPU достигается за счет использования архитектуры Kepler и специального аппаратного модуля MMU (Memory Management Unit), позволяющего определять, из какой виртуальной машины пришла определенная команда, и возвращать ей результат. Латентность снижена за счет использования Low Latency Remote Display: технологии, включающей поддержку на аппаратном уровне кодировщика данных в видеопоток H.264. Ну а достижение максимальной энергоэффективности («Производительность / Ватт») было главным приоритетом инженеров при разработке архитектуры Кеплер.

VGX Hypervisor является программной прослойкой между платой VGX и внешними гипервизорами, обеспечивая полную программную поддержку виртуализации GPU.

VGX USM &mdash - это, фактически, набор настроек управления для системного администратора, позволяющий задать параметры виртуальных машин и GPU для групп пользователей.

Сама VGX плата состоит из 4 GPU, в каждом из которых 192 ядра CUDA и 4 ГБ памяти. Она позволяет одновременную работу до сотни пользователей, подключающихся к серверу со своих ПК, смартфонов или планшетов с помощью, например, Citrix Receiver, который уже доступен для Windows, Mac, iPad, Android, а также существует в браузерных вариантах. Чтобы не возникало путаницы с традиционным VDI, вся технология виртуализации называется GPU-VDI.

iPad с Citrix Receiver: ОС Windows c 1536 ядрами CUDA. Запущен Autodesk Showcase 2012.

Сравнение работоспособности традиционного VDI (слева) и GPU-VDI (справа).

PLM в облаках и на планшетах: надежды и скептицизм

Технологии – это замечательно, но, чтобы начать зарабатывать на них деньги, должна быть сформирована рыночная ниша. Здесь полезно вспомнить о настроениях, царивших в последнее время в PLM-индустрии относительно перспектив облачных вычислений. Тем более тема “облаков и САПР” приобрела признаки особой известности, которую уже уместно назвать «печальной».

Чего стоит один лишь SolidWorks V6, над которым Dassault Systemes работает пять лет, а вся технология еще окутана – нет, не облаками, а туманом или даже сумраком. Или знаменитый облачный PLM от Autodesk, который, хотя и был воспринят с энтузиазмом, но до сих пор вызывает у публики улыбку и ностальгию по тем временам, когда PLM считался словом из трех букв. Впрочем, известны примеры, когда публичные облачные сервисы вполне работоспособны (Autocad WS, 3ds Max, Компас 3D, To3D, и др.), хотя и не всегда ясно, насколько они коммерчески успешны.

Если обратиться к недавним публикациям мировых и российских аналитиков (Р. Грабовски, О. Шиловицкий, Эл Дин, О. Зыков и др.), то по их мотивам можно сформулировать несколько «облачных» тезисов:

  • Облака, безусловно, полезны для почты и обработки текстовых документов. Однако объем и сложность обработки 3D данных и графики не допускает возможность полноценной работы в САПР приложениях.
  • Инженеры-проектировщики консервативны – к миграции в облако они не готовы (или просто в этом не нуждаются).
  • Безопасность данных в публичных облаках вызывает большие сомнения.
  • Привлекательно получить доступ к данным САПР с помощью мобильных устройств на базе Android и iOS.
  • С помощью облаков информация о модели станет доступна, например, sales-менеджеру, работающему с потенциальным клиентом вне офиса.
  • Облако уже может принести пользу, когда дело доходит до работы с облегченными данными для PLM.

Другой любопытной темой обсуждений является поддержка САПР на планшетах – хотя уже существует множество пользующихся спросом программ просмотра 3D данных, однако текущая производительность мобильных устройств не позволяет полноценно работать с серьезными моделями.

На кого ориентировано решение VGX

Хотя в перспективе NVIDIA собирается поставлять технологию VGX как в публичные, так и в частные облака, тем не менее представители компании признают, что пока главной целью являются корпоративные дата-центры (тем более, что свой интерес к такому применению VGX уже выразили крупнейшие автопроизводители, например, Jaguar Land Rover). На этих серверах будут находиться и соответствующие САПР и PLM приложения под управлением ОС Windows.

Предоставление облачного доступа ориентировано, прежде всего, на так называемых PLM-пользователей – сотрудников, работающих с моделями не на постоянной основе или ограниченным образом. Их число на предприятии (это сотрудники отделов продаж, маркетинга, производства и т.д.) в 8-10 раз больше числа «high-end» пользователей - инженеров-проектировщиков, использующих наиболее широкие возможности САПР и редактирующих «тяжелые» модели. Стоит отметить, что перенос вычислительных мощностей с рабочих станций в дата-центры во многих случаях полезен и с точки зрения удобства и организации бизнеса — это обеспечивает безопасность, защиту от сбоев оборудования, сокращение энергопотребления и предоставляет лучшую инфраструктуру.

Соотношение групп различных пользователей на предприятиях в мире. (Источник: NVIDIA.)

Похожая ситуация возникает при подходе BYOD («bring your own device»), когда сотрудники компании имеют возможность получить доступ к корпоративной сети и информации со своих собственных смартфонов, планшетов или ноутбуков, или тогда, когда результат работы необходимо продемонстрировать заказчику, находящемуся вне офиса. Во всех этих случаях технология VGX сможет обеспечить приемлемо высокую скорость работы и усилить безопасность, поскольку все данные остаются в дата-центре.

Но как быть с «high-end» инженерами-проектировщиками, которым необходима полноценная регулярная работа с тяжелыми САПР типа CATIA или NX и большими моделями? Ведь анонсированная плата VGX Board далеко не всегда подходит для их требований. Ответ прост — технология VGX еще будет существенно дорабатываться для различных целевых аудиторий. Так что нам определённо стоит ждать новых анонсов от NVIDIA — во-первых, это видеокарты Quadro с архитектурой Kepler и, во-вторых, основанные на них новые версии плат VGX, предназначенные для самых строгих пользователей.

Еще одним важным направлением работы компании, по-видимому, станет ориентация на публичные облака. Впрочем, здесь для взлёта необходимо не только обеспечить быстроту обработки данных, но и преодолеть консерватизм пользователей, что кажется гораздо более сложной задачей.

3D модель из облака на экране смартфона, планшета и ноутбука. (Источник: NVIDIA.)

В заключение хочется отметить еще одно любопытное следствие распространения VGX: если вскоре на iPad, iPhone, Android-смартфонах и планшетах можно будет увидеть 1536 ядер CUDA и легко запустить трехмерный САПР, то возникает резонный вопрос — а действительно ли нужны «нативные» САПР для этих устройств? Да и упреки в адрес компании Apple в том, что ее продукция не является инженерно-ориентированной, уже не выглядят аргументированными. Ведь даже если у iPad’ов и были проблемы, то теперь они уже решены силами инженеров NVIDIA.

Комментариев: 11
id 5730     8 июня 2012, 8:34
 Турта В.Г.

Цитата из Минеев Максим, id 5687:
И все эти облака могут просто "упасть" перед еще более крутой технологией через пару лет.


Я вот с этим не соглашусь. Через пару лет мы получим распространение 4G
повсеместно в промышленных регионах, и смартфоны с характеристиками сегодняшних нетбуков, а планшеты с характеристиками ноутбуков.
Возможно я успею к этому времени создать в среде какой то известной CAD
проектирование детали на основе своих КТЭ и автоматическую генерацию
технологии, на планшете у технолога, экономических показателей обработки на СЧПУ у мастера, 3Д карту наладки визуальную и УП на планшете у оператора СЧПУ, программу для КИМ, или инструкцию по проверки размеров
полученной детали у контролера. Тогда отпадет надобность в чертежах,
радикально снизятся издержки производства и капитально возрастет производительность труда. Мировая экономика резко двинется вперед,
продукция машиностроения капитально подешевеет. Все начнут усиленно зарабатывать деньги, проклятые кризисы отступят,
излишки долларовой массы в мире будут поглощены, а я получу ученые степени всех академий, всех развитых стран, государственные награды, и международные: Queen Elizabeth Prize for Engineering и Алана Тьюринга.
После этого думаю можно спокойно думать об отходе и уходе и выбрать подходящее для этого место. 
Вот это думаю и будет крутой технологией. Самой крутой!
Проект вполне реализуемый.

Ответить   Цитировать выделенное

id 5732     8 июня 2012, 10:05
 Владимир Малюх

Цитата из Турта В.Г., id 5730:

я получу ученые степени всех академий, всех развитых стран, государственные награды, и международные: Queen Elizabeth Prize for Engineering и Алана Тьюринга.



Шапка Наполеона не жмет?  

Ответить   Цитировать выделенное

id 5734     8 июня 2012, 11:02
 мимо проходящий теплоход

Цитата из Владимир Малюх, id 5732:

Тогда отпадет надобность в чертежах,радикально снизятся издержки производства и капитально возрастет производительность труда. Мировая экономика резко двинется вперед,продукция машиностроения капитально подешевеет.



И ЖИВОТНОВОДСТВО!

Ответить   Цитировать выделенное

id 5735     8 июня 2012, 11:03
 ...медлено скрываясь за горизонтом
Как интересно у вас тут цитаты работают.

Ответить   Цитировать выделенное

id 5739     8 июня 2012, 15:45
 Минеев Максим
Ответ Турта В.Г.

К сожалению, военные и атомщики требуют чертежей, так что не все так гладко.

Ответить   Цитировать выделенное

id 5741     8 июня 2012, 17:28
 Турта В.Г.

Цитата из Минеев Максим, id 5739:
К сожалению, военные и атомщики требуют чертежей, так что не все так гладко.


Да Бог с ними!
Мой завод гражданскую продукцию выпускает, работает в условиях рынка.
Если только для него такое сделать, меня устроит вполне. Главное, чтобы было, а в каком количестве, это уже дело для людей моего возраста второстепенное.

Ответить   Цитировать выделенное


Поля, помеченные * обязательны для заполнения

  Имя *

  e-mail

  web

Вы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

Введите
первые 3 символа:

 *

Обновить



    

Комментарии:
31 мая 2012, 18:27
 Минеев Максим
Вот только планшеты будут очень быстро разряжаться, интенсивно работая по сети. Т.е. ждем изобретения нового типа аккумуляторов!

Ответить   Цитировать

31 мая 2012, 21:46
 Турта В.Г.
МЫСЛИ РАЗРАБОТЧИКА ПО ПОВОДУ ИИ, ОБЛАКОВ И МОБИЛЬНЫХ
Не надо печалиться по поводу облаков. Это дело времени. Те, кто давно живет на этом свете и давно занимается САПР, прекрасно знают, что
такие разговоры о нужности, или не нужности нового поколения аппаратных средств были всегда. Новая ВТ всегда была по началу менее производительна, не устраивала по цене и т.д. Все это до определенного момента, потом все резко менялось и те, кто сделал на них ставку получали доминирующее положение на рынке. Так было и с мини ЭВМ, и с рабочими станциями на RISC процессорах, и с ПК. С мобильными история повторится. И облаками тоже. По этому и Dassault и AutоDESK все это прекрасно понимают. Последняя вообще обязана своему успеху появлением ПК.
Хотя мне тоже не очень ясна выгода загрузки на планшет 3D модели изделия. Ну если только заказчику показать.
Все это получит ураганное распространение после того, как будут объединены воедино и отработаны все 3-и инновации 21 века:
1) Интеллектуальность
2) Облачность
3) Мобильность
С первым пунктом конечно труднее всего.
Пока нет инструментария, который бы устраивал разработчика веб-сервисов для мобильных на 100%
В 2004-2005г. после длительных поисков такого инструмента, для реализации вышеуказанной триады я остановился на связке Flash & ActionScript & PHP.
В 2006г. я повесил на свой сайт первую версию прототипа
интеллектуальной системы-автомата (СПИ) для коммуникаторов с разрешением экрана 240х320 http://turta.narod.ru/TurtaCAM.htm
У меня не было тогда ни коммуникатора, ни тем более планшета,
были только ПК и телефон Siemens.
Но если бы и был коммуникатор того времени, то сейчас ясно, что он бы не потянул этот веб-сервис. Такие коммуникаторы появляются только сейчас 2-х ядерные и 4-х ядерные с гигабайтом ОЗУ.
Но я видел перспективу и шел к ней.
Это сейчас идет психоз с облаками и мобильными, а тогда все смеялись
и издевались.
Я хочу еще раз напомнить, что видный ученый профессор Бочаров Ю.А.
назвал мой прототип интеллектуальной системы-автомата: "Важнейшим-открытием изобретением современности"
Сделал я все это первый, а если и не первый то, не зависимо от кого либо. Но я считаю, что приоритет все таки мой. Т.к. не знаю пока, чтобы кто то раньше представил аналогичную разработку. Ставилась задача не создать коммерческую версию, а доказать принципиальную возможность создания интеллектуальных систем-автоматов. Т.к. такая возможность отвергалась инженерной общественностью напрочь.
В том же 2006г. я направил Путину обращение с перспективой развития этой триады и с просьбой предоставить мне соответствующие условия для работы. http://turta.narod.ru/president.htm
Все примерно так и происходит, как сказал. Страна упустила шанс лидерства и технологического рывка.
Не сомневайтесь в перспективах интеллектуальных систем-автоматов, веб-сервисах и мобильных. Да, пока нет идеального инструмента, но все будет. Flash, JavaScript, Jаva, HTML5... У каждого есть свои плюсы и минусы.
P.S.
Можно использовать как статью.

Ответить   Цитировать

1 июня 2012, 16:05
 мимопроходил
Цитата из Турта В.Г., id 5536:

P.S.Можно использовать как статью.


Я бы не стал рисковать честным именем.

Ответить   Цитировать

6 июня 2012, 16:38
 Минеев Максим
Ответ Турта В.Г.

А сейчас Flash канет в лету, т.к. разрабатываются новые операционные системы, например Tizen — открытая операционная система для широкого круга устройств, включая смартфоны, планшеты, компьютеры и «умные» телевизоры на базе операционной системы Linux (http://ru.wikipedia.org/wiki/Tizen)/Структура данной системы основывается на HTML5 и других веб-стандартах.
Так что переписывайте Вашу программу. Она уже скоро устреет.
Это конечно шутка. Я на самом деле хочу сказать, что мир меняется настолько быстро, что неизвестно - какая технология победит на каком-либо отрезке времени. И все эти облака могут просто "упасть" перед еще более крутой технологией через пару лет.

Ответить   Цитировать

7 июня 2012, 11:57
 Турта В.Г.
Цитата из Минеев Максим, id 5687:
Так что переписывайте Вашу программу. Она уже скоро устреет.

Задумка еще далеко не реализована полностью, а уже устареет.
Про инструмент уже сказал, HTML5 конечно же. Но технология только народилась, еще сырая и далеко не всех браузерах идет. Конечно хочется что то универсальное, чтобы шло на мобильниках всех фирм.
Уже говорили здесь, что проектирование для конструкторов на мобильных не столь важно, зато капитально важно для ИТР и операторов в цехе.
Если мастер, технолог, оператор СЧПУ, контролер в цехе смогут загружать модель детали, спроектированной на основе КТЭ, а не КЭ, как сейчас проектируется в CAD, на свой персональных планшет по локальной сети предприятия и загружать веб-сервис из Сети и каждый с помощью него будет моментально получать нужную ему информацию, то это будет революция! Технически это осуществимо.


Ответить   Цитировать

8 июня 2012, 8:34
 Турта В.Г.
Цитата из Минеев Максим, id 5687:
И все эти облака могут просто "упасть" перед еще более крутой технологией через пару лет.

Я вот с этим не соглашусь. Через пару лет мы получим распространение 4G
повсеместно в промышленных регионах, и смартфоны с характеристиками сегодняшних нетбуков, а планшеты с характеристиками ноутбуков.
Возможно я успею к этому времени создать в среде какой то известной CAD
проектирование детали на основе своих КТЭ и автоматическую генерацию
технологии, на планшете у технолога, экономических показателей обработки на СЧПУ у мастера, 3Д карту наладки визуальную и УП на планшете у оператора СЧПУ, программу для КИМ, или инструкцию по проверки размеров
полученной детали у контролера. Тогда отпадет надобность в чертежах,
радикально снизятся издержки производства и капитально возрастет производительность труда. Мировая экономика резко двинется вперед,
продукция машиностроения капитально подешевеет. Все начнут усиленно зарабатывать деньги, проклятые кризисы отступят,
излишки долларовой массы в мире будут поглощены, а я получу ученые степени всех академий, всех развитых стран, государственные награды, и международные: Queen Elizabeth Prize for Engineering и Алана Тьюринга.
После этого думаю можно спокойно думать об отходе и уходе и выбрать подходящее для этого место. 
Вот это думаю и будет крутой технологией. Самой крутой!
Проект вполне реализуемый.

Ответить   Цитировать

8 июня 2012, 10:05
 Владимир Малюх
Цитата из Турта В.Г., id 5730:

я получу ученые степени всех академий, всех развитых стран, государственные награды, и международные: Queen Elizabeth Prize for Engineering и Алана Тьюринга.


Шапка Наполеона не жмет?  

Ответить   Цитировать

8 июня 2012, 11:02
 мимо проходящий теплоход
Цитата из Владимир Малюх, id 5732:

Тогда отпадет надобность в чертежах,радикально снизятся издержки производства и капитально возрастет производительность труда. Мировая экономика резко двинется вперед,продукция машиностроения капитально подешевеет.


И ЖИВОТНОВОДСТВО!

Ответить   Цитировать

8 июня 2012, 11:03
 ...медлено скрываясь за горизонтом
Как интересно у вас тут цитаты работают.

Ответить   Цитировать

8 июня 2012, 15:45
 Минеев Максим
Ответ Турта В.Г.

К сожалению, военные и атомщики требуют чертежей, так что не все так гладко.

Ответить   Цитировать

8 июня 2012, 17:28
 Турта В.Г.
Цитата из Минеев Максим, id 5739:
К сожалению, военные и атомщики требуют чертежей, так что не все так гладко.

Да Бог с ними!
Мой завод гражданскую продукцию выпускает, работает в условиях рынка.
Если только для него такое сделать, меня устроит вполне. Главное, чтобы было, а в каком количестве, это уже дело для людей моего возраста второстепенное.

Ответить   Цитировать

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.