isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

28 августа 2012

BIM в России: преднапряженный железобетон — два подхода при моделировании в Revit-Robot

Александр Морозов


эксперт компании «Интеграл» по строительным конструкциям

В настоящее время в строительной отрасли России все большую популярность приобретает использование монолитного железобетона. После 1991 года в новом строительстве явно наметился уход от сборного железобетона, хотя последний обладает многими преимуществами. В частности, в сборном железобетоне активно применяется технология преднапряжения конструкций методом на упоры в заводских условиях.

Также за последние 10-15 лет резко увеличилось количество возводимых высотных и большепролетных зданий с нестандартными архитектурно-планировочными решениями. Эти и некоторые другие факторы заставляют российских инженеров применять «новые технологии» для возведения, например, плит перекрытия с большим шагом колонн (площадью ячейки от 49 кв м, шаг колонн от 7×7 м), использовать балки и балки-стенки длинной свыше 9 м, пилоны, оболочечные и цилиндрические конструкции.

Одна из технологий, позволяющих возводить подобные конструкции, давно известна, но мало применялась в СССР и России — это технология преднапряжения на бетон (постнапряжения). Неразвитость отечественной технологии постнапряжения отчасти связанна с отсутствием нормативной базы (СНИП и СП почти не регламентируют расчет таких конструкций). Единственным документом в нашей стране, в которым описан расчет данного вида конструкций, является СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы», в то время как европейские и американские нормы отлично регламентируют расчет постнапряженных конструкций. В результате в странах Европы и Северной Америки технология постнапряжения монолитных железобетонных конструкций широко применяется с начала 50-х годов прошлого века. В некоторых странах число возводимых монолитных перекрытий с канатной арматурой даже достигает 70%. При этом сами системы постнапряжения конструкций применяются в двух видах: со сцеплением и без сцепления канатной арматуры с бетоном.

В России в настоящее время расчет преднапряжных конструкций ведется следующими способами:

  • методами СНИП и СП с использованием такого мощного оружия конструктора, как программа Microsoft Excel,
  • с помощью методов эквивалентных сил и отрицательных температур в программных комплексах SCAD Office и ЛИРА-САПР.

Рис 1. Реализация в России технологии постнапряжения монолитных конструкций на объектах ГК «ПРОМСТРОЙКОНТРАКТ».

Наметившийся в последнее время в нашей стране переход на технологию BIM открывает отличные перспективы для ускорения процесса проектирования, в том числе и в области железобетонных конструкций. Инструментарий BIM, реализованный в программе Revit Structure, позволяет создавать необходимые конструкции и задавать данные для расчета постнапряжения в них, используя как метод эквивалентных сил, так и метод отрицательных температур, а затем передавать построенную модель для расчета в Robot Structural Analysis Professional.

Рис 2. Модель плиты перекрытия 9×6 м с приложенными силами, моделирующими обжатие и отпор в канатной арматуре (без сцепления с бетоном) в Revit Structure 2012.

Рис 3. Конечно-элементная модель в Robot с приложенными силами, моделирующими постнапряжение. Модель импортирована из Revit Structure 2012.

Рис 4. Результаты расчета в Robot поля моментов Mxx, Myy и характерные деформации выгиба плиты перекрытия от постнапряжения (деформации увеличены в 100 раз). Постнапряжение моделировалось метод эквивалентных сил.

При использовании метода эквивалентных сил не требуется физическое моделирование каната, его действие заменяется силами обжатия и отпора, которые прикладываются как внешние силы к плите в Revit. Этот метод достаточно точен и активно применяется для моделирования постнапряженных конструкций.

Рис 5. Модель плиты перекрытия 9×6 м в Revit Structure 2012 с канатной арматурой, разложенной по эпюре моментов.

При использовании метода отрицательных температур необходимо моделировать канат со всеми характеристиками непосредственно в Revit, а затем задавать канатам предварительно рассчитанную отрицательную температуру в Robot Structural Analysis Professional. Этот метод является более точным, чем предыдущий, но и более трудоёмким в использовании, так как приходится работать с моделью в Robot Structural Analysis Professional.

Рис 6. Другой подход — модель импортирована из Revit Structure 2012, канатная арматура в виде стержневых элементов с заданным температурным воздействием.

Рис 7. Результаты расчета в Robot. Поля моментов Mxx, Myy и характерные деформации выгиба плиты перекрытия от постнапряжения (деформации увеличены в 100 раз). Постнапряжение моделировалось методом отрицательных температур.

Комментариев: 11
id 7613     28 августа 2012, 20:16
 Борис Воробьев
Если говорить о серьезных преднапряженных конструкциях, то их лучше рассчитывать в SOFiSTiK.   В пакете SOFiSTiK имеются специальные модули для точного опредления усилий и 3D геометрии положения напрягаемой арматуры в деформированной конструкции. И всё это можно тестировать бесплатно.

Ответить   Цитировать выделенное

id 7616     28 августа 2012, 21:13
 Владимир Савицкий

Цитата из Борис Воробьев, id 7613:

Если говорить о серьезных преднапряженных конструкциях, то их лучше рассчитывать в SOFiSTiK.   В пакете SOFiSTiK имеются специальные модули для точного опредления усилий и 3D геометрии положения напрягаемой арматуры в деформированной конструкции. И всё это можно тестировать бесплатно.


А как он работает c IFC форматом?Преднапряженные конструкции -это перспективное направление, дающее при правильном использовании хорошую экономию материалов.

Ответить   Цитировать выделенное

id 7618     28 августа 2012, 21:29
 Владимир Савицкий

Цитата из Сергей Михалец, id 7607:

Помнится, именно это вам в свое время здесь и говорили.


Привидите где мне это говорили?
Я об этом специально не говорил, думал ,когда вы скажите что-то объективно и непредвзято,без сплошных дифферамбов архитектурному Ревиту, до которых ему ещё очень далеко.

Ответить   Цитировать выделенное

id 7621     29 августа 2012, 0:00
 Владимир Талапов

Цитата из Владимир Савицкий, id 7618:

Привидите где мне это говорили?


Я вам об этом говорил, и даже ссылку на сайт давал. А вы отвечали, что все в Tekla считать надо.

Ответить   Цитировать выделенное

id 7640     29 августа 2012, 17:14
 Иван Волкодав
Уважаемый Александр (Морозов),

вопрос по рис.5: раскладка канатной арматуры по эпюре моментов производится автоматически?

Спасибо.

Ответить   Цитировать выделенное

id 7653     30 августа 2012, 13:01
 Александр Морозов

Цитата из Борис Воробьев, id 7613:

Если говорить о серьезных преднапряженных конструкциях, то их лучше рассчитывать в SOFiSTiK.   В пакете SOFiSTiK имеются специальные модули для точного опредления усилий и 3D геометрии положения напрягаемой арматуры в деформированной конструкции. И всё это можно тестировать бесплатно.



Полностью с вами согласен Борис Алексеевич. Методы эквивалентных сил и отрицательных температур пригодны для программ где нет модулей расчета преднапряжения и для расчета с инженерной точностью. Просто до модуля SOFiSTiK-TENDON не дошли руки. Разбираюсь и системами "здание-грунтовое основание".Вообще тему Revit-SOFiSTiK планирую поднять в отдельной статье, когда будет материал на руках.

Цитата из Иван Волкодав, id 7640:

Уважаемый Александр (Морозов),

вопрос по рис.5: раскладка канатной арматуры по эпюре моментов производится автоматически?

Спасибо.



Ускорение работы по сравнению со сборкой схемы непосредственно в SCAD и ЛИРА происходит при использование заранее созданных семейств и очень просто и удобной работы в Revit-Robot.Есть опыт моделирования таких систем в SCAD и ЛИРА, где из-за плохого интерфейса и большого количества не удобств приходилось с большими системами сидеть целый день.

Если интересует преднапряжение конструкций могу посоветовать SOFiSTiK, не успел глубоко посмотреть модули по преднаряжению но то что видел очень порадовало (свободная геометрия каната, библиотека систем преднапряжения, подбор ненапрягаемой арматуры с учетом работы напряженной)

Ответить   Цитировать выделенное


Поля, помеченные * обязательны для заполнения

  Имя *

  e-mail

  web

Вы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

Введите
первые 3 символа:

 *

Обновить



    

Комментарии:
28 августа 2012, 15:33
 Сергей Михалец
В.Савицкий недавно говорил, что в Архикаде появился модуль армирования, и теперь там все хорошо. Интересно, а можно ли такие расчеты в Архикаде проводить?

Ответить   Цитировать

28 августа 2012, 16:16
 Владимир Савицкий
Цитата из Сергей Михалец, id 7600:

Интересно, а можно ли такие расчеты в Архикаде проводить?

Я же вам говорил, меньше читайте Талапова, и будете знать, что ни в архитектурном Ревите ни в Архикаде, расчёт конструкций не производится ,но из Архикада хорошо передаётся модель в Теклу,Алплан и обритно со всеми деталями вплоть до болтов(в Новосибирске есть институты, которые работают в такой связке), и открою вам огромный секрет в конструкторский Ревит тоже предаётся модель из Архикада и притом очень корректно, а дальше в Робот и назад.
Да , кстати,расчёт конструкций и модуль армирования-это разные вещи, даже в бесконечно любимом вами Ревите.Читайте справку, как тут всех учит Талапов.

Ответить   Цитировать

28 августа 2012, 16:27
 Владимир Савицкий
Цитата из Сергей Михалец, id 7600:

Интересно, а можно ли такие расчеты в Архикаде проводить?

Наконец-то умный профессионал, написал вам статью, а вы не удосужились даже её прочесть , прежде чем писать тут комментарии с глупыми вопросами.В статье хоть где-то говорится, что расчёты проводились в архитектурном или конструкторском Ревите?Так при чем тут расчёты в Архикаде? Или вы решили архитектурные программы сравнивать с расчётными?Следуя вашей логике и архитектурный Ревит очень плох, ведь там тоже расчёты не производятся , или производятся, и просто только вы единственный знаете этот секрет?Вижу, что паталогия к Архикаду лишает разума.

Ответить   Цитировать

28 августа 2012, 16:55
 Сергей Михалец
Цитата из Владимир Савицкий, id 7604:

открою вам огромный секрет в конструкторский Ревит тоже предаётся модель из Архикада и притом очень корректно, а дальше в Робот и назад.

Помнится, именно это вам в свое время здесь и говорили. Хорошо, что запомнили.

Ответить   Цитировать

28 августа 2012, 18:19
 Владимир Талапов
Цитата из Владимир Савицкий, id 7604:

из Архикада хорошо передаётся модель в Теклу,Алплан и обритно со всеми деталями вплоть до болтов(в Новосибирске есть институты, которые работают в такой связке),

Я вас уже просил назвать хотя бы один из этих институтов, поскольку те, кто работает в Новосибирске, таких институтов не знают.
Цитата из Владимир Савицкий, id 7604:

открою вам огромный секрет в конструкторский Ревит тоже предаётся модель из Архикада и притом очень корректно, а дальше в Робот и назад.

Ваши успехи начинают радовать!

Ответить   Цитировать

28 августа 2012, 20:16
 Борис Воробьев
Если говорить о серьезных преднапряженных конструкциях, то их лучше рассчитывать в SOFiSTiK.   В пакете SOFiSTiK имеются специальные модули для точного опредления усилий и 3D геометрии положения напрягаемой арматуры в деформированной конструкции. И всё это можно тестировать бесплатно.

Ответить   Цитировать

28 августа 2012, 21:13
 Владимир Савицкий
Цитата из Борис Воробьев, id 7613:

Если говорить о серьезных преднапряженных конструкциях, то их лучше рассчитывать в SOFiSTiK.   В пакете SOFiSTiK имеются специальные модули для точного опредления усилий и 3D геометрии положения напрягаемой арматуры в деформированной конструкции. И всё это можно тестировать бесплатно.

А как он работает c IFC форматом?Преднапряженные конструкции -это перспективное направление, дающее при правильном использовании хорошую экономию материалов.

Ответить   Цитировать

28 августа 2012, 21:29
 Владимир Савицкий
Цитата из Сергей Михалец, id 7607:

Помнится, именно это вам в свое время здесь и говорили.

Привидите где мне это говорили?
Я об этом специально не говорил, думал ,когда вы скажите что-то объективно и непредвзято,без сплошных дифферамбов архитектурному Ревиту, до которых ему ещё очень далеко.

Ответить   Цитировать

29 августа 2012, 0:00
 Владимир Талапов
Цитата из Владимир Савицкий, id 7618:

Привидите где мне это говорили?

Я вам об этом говорил, и даже ссылку на сайт давал. А вы отвечали, что все в Tekla считать надо.

Ответить   Цитировать

29 августа 2012, 17:14
 Иван Волкодав
Уважаемый Александр (Морозов),

вопрос по рис.5: раскладка канатной арматуры по эпюре моментов производится автоматически?

Спасибо.

Ответить   Цитировать

30 августа 2012, 13:01
 Александр Морозов
Цитата из Борис Воробьев, id 7613:

Если говорить о серьезных преднапряженных конструкциях, то их лучше рассчитывать в SOFiSTiK.   В пакете SOFiSTiK имеются специальные модули для точного опредления усилий и 3D геометрии положения напрягаемой арматуры в деформированной конструкции. И всё это можно тестировать бесплатно.


Полностью с вами согласен Борис Алексеевич. Методы эквивалентных сил и отрицательных температур пригодны для программ где нет модулей расчета преднапряжения и для расчета с инженерной точностью. Просто до модуля SOFiSTiK-TENDON не дошли руки. Разбираюсь и системами "здание-грунтовое основание".Вообще тему Revit-SOFiSTiK планирую поднять в отдельной статье, когда будет материал на руках.

Цитата из Иван Волкодав, id 7640:

Уважаемый Александр (Морозов),

вопрос по рис.5: раскладка канатной арматуры по эпюре моментов производится автоматически?

Спасибо.


Ускорение работы по сравнению со сборкой схемы непосредственно в SCAD и ЛИРА происходит при использование заранее созданных семейств и очень просто и удобной работы в Revit-Robot.Есть опыт моделирования таких систем в SCAD и ЛИРА, где из-за плохого интерфейса и большого количества не удобств приходилось с большими системами сидеть целый день.

Если интересует преднапряжение конструкций могу посоветовать SOFiSTiK, не успел глубоко посмотреть модули по преднаряжению но то что видел очень порадовало (свободная геометрия каната, библиотека систем преднапряжения, подбор ненапрягаемой арматуры с учетом работы напряженной)

Ответить   Цитировать

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.