isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

29 сентября 2012

Внедрение BIM в России: музеи под открытым небом

Владимир Талапов

С 26 по 29 сентября в Томске прошла Международная научно-практическая конференция «Музеи евразийских университетов в поддержании и развитии общего образовательного пространства». Ее организаторами являлись ТГУ, МГУ и Евразийская ассоциация университетов, а участниками – историки, культурологи и музейные работники из университетов со всего пространства СНГ. Меня пригласили рассказать на конференции об использовании новой, ранее в музейных кругах неизвестной, технологии BIM для памятников истории и архитектуры. Мне же было очень интересно познакомиться с деятельностью и проблематикой музеологии, в которой, как я понял, найдут свое применение практически все современные компьютерные технологии.

Сначала немного о Томском государственном университете.Он был учрежден Александром Вторым в 1878 году как Императорский университет в Томске и стал самым первым вузом на территории от Урала до Тихого океана. В его создании принимали участие многие известные ученые, в том числе В.М.Флоринский и Д.И.Менделеев. Сегодня ТГУ имеет в России статус «Национальный исследовательский университет».

Томск-1

Рис. 1. Главный корпус ТГУ, построен в 1888 году

Комплекс зданий ТГУ, как и вся старая часть Томска, является набором памятников архитектуры, поэтому уже сам по себе заслуживает серьезного внимания.

Томск-2

Рис. 2. Библиотека Томского университета – одно из красивейших зданий города

Основные заседания конференции проходили в актовом зале, где в 1888 году было объявлено об открытии Томского университета.

Томск-3

Рис. 3. Начало работы конференции, выступает «главный музеолог Сибири» профессор ТГУ Э.И.Черняк

Надо отметить, что, несмотря на возраст, все здания ТГУ адаптированы к современным требованиям и активно используются в учебном процессе.

Томск-4

Рис. 4. Использование в актовом зале экранов, аудиосистем и энергосберегающих ламп

Так что конференция прошла на самом современном организационно-техническом уровне.

Томск-5

Рис. 5. Томские паппараци – это добрые и симпатичные девушки. Но и они не любят, когда рядом появляются другие паппараци – на правом снимке девушка, увидев у меня фотоаппарат, тут же начала меня снимать

Томский университет имеет в своем составе 9 интереснейших музеев. К сожалению, мне из-за большой загруженности во время работы конференции удалось посетить только один из них – «Музей истории физики».

Томск-6

Рис. 6. Слева: небольшая часть экспозиции музея (всего в музее более 1000 уникальных приборов и устройств), справа: энтузиаст и хранитель музея А.И.Анохина демонстрирует фонограф Эдисона – единственный в России работающий экземпляр этого устройства

Теперь о деле.

История музеологии насчитывает уже более полутора веков, но всё же эта наука для нас довольно новая. Например, Кафедра музеологии в ТГУ существует только 10 лет (более правильно – целых 10 лет), большинство других университетов России таких кафедр вообще не имеют. При этом уровень развития музейного дела определяет способность нации хранить свою историю развития и характеризует культурный уровень страны в целом.

Ввиду некоторых «особенностей» финансирования музеев в нашей стране новейшие компьютерные технологии только сейчас и постепенно начинают приходить в эту область научно-культурной деятельности, но все они встречаются специалистами с большим энтузиазмом.

Поскольку музеи – это не только хранение экспонатов, но и большая исследовательская и образовательная деятельность, то здесь востребованы прежде всего технологии лазерного сканирования и трехмерного моделирования, а также коммуникаций, презентаций и хранения информации.

Что касается так называемых музеев под открытым небом, то их экспонаты (здания, сооружения, археологические раскопки, природные образования и т.п.) находятся в постоянном взаимодействии с окружающей средой, часто в той или иной форме эксплуатируются, поэтому требуют особого подхода к мониторингу состояния и использованию. К тому же вся информация об объекте должна быть достоверной, согласованной и доступной для работы, а также эффективно специфицироваться. Так что технология BIM с ее единой моделью для таких музеев – самое эффективное на сегодняшний день средство решения подобных задач.

Томск-7

Рис. 7. Место и роль BIM в работе с памятниками истории и архитектуры

В своем докладе я рассказал о самой технологии BIM и возможностях ее применения в музеефикации памятников. В качестве иллюстраций демонстрировались выполненные в Revit работы наших аспирантов, вызвавшие у участников конференции огромный интерес и заложившие основу для дальнейшего сотрудничества. Для тех, кто не смог (по разным причинам) присутствовать на моем докладе, я его неоднократно повторял в разных местах, в том числе даже на лавочке в парке в центре Томска, причем в темное время суток.

Томск-8

Рис. 8. Показ возможностей BIM на примере новосибирского «Дома композиторов»

Должен сказать, что кроме BIM в современном музейном деле, ввиду все возрастающей сложности экспонатов, в ближайшее время будут также востребованы и MCAD, и PLM. Ведь все то, что сегодня разрабатывается и создается, завтра или послезавтра станет музейными экспонатами.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.