Теперь это уже история (некоторые подробности которой см. здесь), однако естественно, что каждый успех или технологический прорыв выдающейся компании Dassault Systemes воспринимается нами с теплотой и некоторой гордостью. Приятно видеть, что за тем или иным анонсированным приложением стоит технология, созданная в результате совместных усилий французских и российских специалистов.
Поэтому, получив информацию о готовящемся визите первых лиц компании в Москву на форум 3DExperience, мы никак не могли упустить случая посетить это знаковое мероприятие — не только из профессионального журналистского долга, но и из вполне понятного дружеского любопытства.
Почему в Россию вдруг приезжает Бернар Шарлес и полдюжины вице-президентов DS? Это был главный вопрос, на который хотелось получить сенсационный ответ.
К счастью или несчастью, но любителям «жареного» придется пока подождать. Объяснение нашлось простое — руководство DS организовало мировое турне (см. карту и календарь), и Россия — одна из многочисленных остановок. Само турне посвящено важной миссии — новой платформе 3DExperience, анонсированной в феврале 2012.
Впрочем, этот факт ничуть не умаляет важность визита, во время которого, в частности, были организованы встречи топ-менеджмента DS c ответственными лицами Министерства промышленности и торговли РФ.
Сенсация (видимо, пока еще не до конца осознанная мировой CAD/PLM общественностью) может скрываться в другом — в самой концепции 3DExperience, которая, в соответствии с официальной позицией DS, уже появилась на рынке на смену PLM. Объяснить, что это такое (опыт? впечатления? ощущения? чувства?), и чем отличается от PLM, пожалуй, не менее трудно, чем объяснить, почему iPhone — это не просто смартфон, а iPad — это не просто планшетник.
Dassault Systemes теперь ставит в центр не само Изделие или его Жизненный Цикл, а то, для чего это изделие создается, т.е. — те ощущения и опыт, которые возникают при его использовании. Изделие — это не главное. Продается и покупается не изделие, а его функционал. Или даже не функционал, а те возможности и чувства, которые появляются при использовании изделия. Соответственно, 3DExperience — это возможность цифрового 3D моделирования изделия, жизненного цикла изделия, поведения изделия и окружения изделия.
Понятно, что такие идеи — смоделировать всё-на-свете — появились не сегодня и даже не вчера. Некоторые из них уже давно коммерчески материализовались: например, автомобили Aston Martin покупают на ранних стадиях проектирования, глядя на цифровой дизайн внешней формы (кстати, выполненный в конкурирующем ПО). Или другой пример: перед тем как бронировать гостиницу для отпуска, можно виртуально прогуляться от нее до пляжа в Google Street View (не забыв по дороге проверить наличие магазинов для шоппинга).
Но что без сомнения удалось Dassault Systemes — это завернуть идеи в красивую концепцию и платформу виртуального опыта. Посмотрим, удастся ли компании заработать на этом невиртуальные деньги.
Наверняка мы еще будем возвращаться к теме 3DExperience, а пока рекомендуем составить впечатления (трехмерные?) по неслучайной подборке фотографий, нескольким цитатам, и мнению известного PLM-эксперта, работающего теперь над развитием Autodesk PLM.
Бернар Шарлес (Главный исполнительный директор и президент Dassault Systemes), Алексей Рахманов (заместитель Министра промышленности и торговли РФ) и Моника Менгини (Исполнительный вице-президент Dassault Systemes) в ожидании начала Форума обсуждают наболевшие вопросы промышленности и инноваций. Обратите внимание: у г-на Рахманова в руке листы бумаги (вероятно, с отпечатанной речью), у г-на Шарлеса — iPad.
Без упоминания высоких должностных лиц не обошлось. Собравшимся в зале был продемонстрирован видеоролик, где Д.А. Медведев делится своими опасениями о состоянии промышленности: внедряются старые разработки, никто не думает об инновациях.
Николай Фоменко, заявленный в числе главных спикеров Форума, приехать не смог, однако прислал вместо себя серую Марусю.
Лоран Вальрофф, директор Dassault Systemes в России и СНГ, открывает Форум 3DExperience.
В своем докладе Алексей Рахманов с удовлетворением отметил, что разработка нескольких систем ведется сейчас российскими компаниями по заказу МинПромТорга. Интересно, уж не Российское геометрическое ядро (которое может стать основой САПР, PLM и даже 3DExperience) он имел в виду? В принципе, такой подход не лишен дальновидности: сегодняшние инновации надо делать с помощью имеющегося передового ПО Dassault Systemes, а завтрашние — с помощью собственных разработок.
Чудеса локализации и кантрификации: Бернар Шарлес выходит на сцену под «Калинку», пьет водку и закусывает хлебом, поданным ему типичными российскими красавицами. Водка была настоящая. Хлеб и красавицы — тоже.
Бернар Шарлес представляет Монику Менгини, исполнительного вице-президента DS по индустриям, маркетингу и корпоративным коммуникациям. И объясняет, что маркетинг — это не просто PowerPoint, маркетинг — это наука и исследование. Г-жа Менгини имеет впечатляющие карьерные достижения: была профессиональным игроком в волейбол, получила образование юриста, успела поработать следователем криминальной полиции в Риме. 13 лет работала в Procter&Gamble, выводя на рынок новые брэнды и продукты, затем — в компании Saatchi&Saatchi. В 2007 году присоединилась к команде Dassault Systemes. Монике водку не наливают, но она обещает приобщиться к русской культуре ближе к вечеру.
«Покупателям эспрессо-машины нужна не сама машина, а ароматное эспрессо», — объясняет г-жа Менгини, «А если перед покупкой автомобиля у вас будет не бумажный буклет, а модель автомобиля на iPad? Опыт и впечатления от продукта гораздо важнее, чем сам продукт», — заключает она... (Впрочем, с этим мнением можно поспорить: иногда народ покупает Шанель, Феррари или SolidWorks только из-за того, что это Шанель, Феррари или SolidWorks. Брэнд-менеджерам хорошо известно, что радость и удовольствие от простого обладания брэндовой вещью могут оказаться важнее любого рационального опыта и трехмерных ощущений).
Оливье Саппан, вице-президент DS по приложениям для сектора транспортных средств, демонстрирует 3DExperience, управляя автомобилем на iPad. Сам цифровой автомобиль находится где-то в облаке в Велизи под Парижем.
Ольга Стагурова, генеральный директор российского отделения Gemcom (недавно приобретенной Dassault Systemes), рассказывает о брэнде GEOVIA и планах цифрового моделирования глобальных процессов на Земле.
Бернар Шарлес объясняет, что каждые 10 лет происходит обновление технологий проектирования изделия: 3D Design, Digital Mock-Up, PLM и теперь — 3DExperience.
Мощь CATIA теперь на iPad. Конечно, это не классическая супертяжелая САПР. Похоже, что это CATIA Imagine and Shape, приложение для концептуального проектирования форм.
Лоран Вальрофф на пресс-конференции отвечает на вопрос об успехах российского офиса DS (о них — см., в частности, здесь). Было приятно отметить, что из трех названных Лораном локализованных продуктов (CATIA, DELMIA, ENOVIA Smarteam) два были выполнены в Новосибирске специалистами компании ЛЕДАС (см. здесь и здесь).
Два вице-президента DS, оставшиеся на ужин: Бруно Делэ и Стефан Декле, изучив с помощью айфона сайт ЛЕДАСа, с интересом отнеслись к новости об инвестициях Министерства промышленности и торговли в разработку Российского геометрического ядра, которое имеет все шансы быть реализованным на более технологически высоком уровне, чем Parasolid, ACIS или даже CGM.
Завершение банкета: музыкальная группа поет французские песни. Даже коренные французы не сразу определили, что эти девушки — русские.