isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

4 февраля 2013

Лазерное сканирование территории Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь» для решения задач реконструкции

Михаил Аникушкин

Михаил Аникушкин

В июле 2012 сотрудниками компании «Триметари» завершены инженерно-геодезические изыскания методом наземного лазерного сканирования территории Череповецкого металлургического комбината ОАО «Северсталь», г. Череповец. Работы по сканированию существующих инженерных конструкций проводились с целью последующего отображения их в трехмерной модели для проектировании новых установок.

3D сканирование Череповецкого металлургического комбината

Назначение созданной трехмерной модели промышленного объекта — использование в качестве основы при проектировании реконструкции. Проектная организация, выполняющая работы по реконструкции металлургического комбината, использует в своей работе САПР AVEVA PDMS. Поэтому результат работ — 3D модель — была интегрирована в PDMS. Дальнейшее проектирование новых установок велось с учетом геометрических параметров существующих, что позволяет значительно сократить количество коллизий на этапе монтажа.

"Существует несколько вариантов передачи данных сканирования в формат AVEVA PDMS, начиная от облака точек и заканчивая полностью интеллектуальной моделью«,- отмечает генеральный директор компании «Триметари» Михаил Аникушкин. «В настоящем проекте мы использовали комбинацию различных методов, для того чтобы максимально удовлетворить нужды проектировщиков и удержать стоимость и сроки проекта в рамках. Такой гибкий подход дает наибольший эффект — проектная организация оплачивает только действительно необходимые работы. На некоторых участках вполне достаточно облака точек для того, чтобы, например, страссировать новый трубопровод, в то время как в соседнем цехе, насыщенном оборудованием, не обойтись без геометрической модели. Существенную роль играют и сроки работ — облако точек можно получить уже через несколько дней по окончанию полевого этапа, в то время как интеллектуальная модель требует определенной камеральной работы группы инженеров.»

Лазерное сканирование внутрицеховых помещений сканером Surphaser 25HSX

Полевой этап работ занял три дня, за это время была отсканирована территория площадью 2,5 гектара, включая внутрицеховые помещения, эстакады, этажерки и технологические установки. Полевые работы выполнялись лазерными сканерами Leica ScanStation2, Surphaser 25HSX. Всего в процессе работ было выполнено более сотни точек стояния лазерного сканера.

Значительная часть работы по сканированию была выполнена с использованием автолаборатории Мобискан.

Лазерное сканирование с помощью автолаборатории

Использование автолаборатории лазерного сканирования дает следующие преимущества:

  • сокращение времени на перевозку сканирующей системы от станции к станции, на развёртывание и свёртывание сканирующей системы,
  • увеличение площади покрытия при сканировании с мачты, уменьшение негативного влияния теней,
  • повышение безопасности сотрудников при работе на действующих опасных производствах,
  • возможность комфортного, многодневного пребывания на удаленных от населенных пунктов объектах, минимизация воздействия негативных внешних факторов на рабочий процесс,
  • сохранность оборудования во время работы и транспортировки.
Для объединения данных в единую СК использовался метод обратной засечки. Для его реализации на объекте крепились специальные марки, координаты которых измерялись с каждой станции. В дальнейшем на камеральном этапе эти координаты использовались для расчета коэффициентов аффинного преобразования для трансформации системы координат каждой станции.

Результатом полевого этапа лазерного сканирования является массив данных в виде координат XYZ — облако точек.

3D модель Череповецкого металлургического комбината

Камеральная обработка результатов проводилась в четыре этапа:
  1. регистрация данных лазерного сканирования, объединение облака точек в единую модель;
  2. фильтрация и сегментирование облака точек;
  3. построение 3d модели металлоконструкций, трубопроводов, оборудования, несущих конструкций и вписывание в облако точек;
  4. редактирование, объединение, оптимизация и экспорт модели.

3D модель Череповецкого металлургического комбината

В результате объединения данных 3d сканирования в единое «облако точек» достигнута среднеквадратическая погрешность 9 мм.

При построении трехмерной векторной модели использовались геометрические примитивы (цилиндры, сферы, плоскости, выдавленные плоскости). Для металлоконструкций (уголки, каналы, швеллеры, Т-образная балка) использовался соответствующий сортамент ГОСТ. Смоделированные элементы позиционировались при помощи автоматической и полуавтоматической функции вписывания геометрии в облако точек.

3D модель Череповецкого металлургического комбината

В результате инженерно-геодезических изысканий методом наземного лазерного сканирования территории ЧМК ОАО «Северсталь», г. Череповец, компанией «Триметари» создана трехмерная векторная модель промышленных сооружений, включая строительные конструкции, технологическое оборудование, внутрицеховые помещения. Модель представлена в форматах AVEVA PDMS, Autodesk DWG, Microstation DGN. Созданная 3D модель послужила основой для проектирования реконструкции металлургического производства.
Комментариев: 10
id 10146     5 февраля 2013, 15:58
 Бусов Александр
Ответ Mikhail_Anikushkin


Спасибо за информацию, т.е. если правильно понял в данной работе: стандартная склейка по точкам/маркам в Cyclone, собрали модель только 3д объектами и экспортили в Aveva. Ну или просто облако подцепили.

Машина для удобства сканирование, и жизни обмерщиков, какие - ещё вкусности ?

Установка иных сканеров на штатив?
Подключение питания сканера, чтобы с аккумами проблем не было? (хотя это от конкретной модели зависит, где-то есть от сети где-то нет)

Ответить   Цитировать выделенное

id 10148     5 февраля 2013, 16:47
 Mikhail_Anikushkin
Ответ a_schelyaev

Решение, какую модель сканера использовать на конкретном объекте, зависит от специфики работ. И габариты здесь играют далеко не первую роль  
Сравнивать Leica SS2 и Focus вообще-то некорректно, поскольку первый имеет импульсный принцип измерения расстояния, второй - фазовый. А это определяет все основные характеристики прибора.

Ответить   Цитировать выделенное

id 10149     5 февраля 2013, 17:07
 Mikhail_Anikushkin
Ответ Бусов Александр

Машина для ускорения работ, повышения безопасности сотрудников (очень актуально на объектах транспорта), и комфорта. Кроме того сверху снимать удобнее, увеличивается площадь покрытия при сканировании с мачты, уменьшаются тени. Сканер можно поставить любой, причем оперативно его можно снять и установить на обычный штатив, что имеет место в большинстве проектов, в т.ч. и в этом.
Описание автолаборатории http://trimetari.com/ru/products/1
Само собой, с питанием сканера вопрос решается. Да и не только сканера  , машина оборудована миникухней.

Ответить   Цитировать выделенное

id 10150     5 февраля 2013, 17:16
 Mikhail_Anikushkin
Ответ Ильгиз

Искренне рад, что кто-то прочитал с интересом. Какие-то работы мы публикуем на своем сайте в разделе Проекты http://trimetari.com/ru/projects

Ответить   Цитировать выделенное

id 10152     5 февраля 2013, 19:34
 a_schelyaev
Ответ Mikhail_Anikushkin


Ну метод измерения не покупают, обычно. Берут технические характеристики. Например разрешающую способность на определенном расстоянии. Не нашел на сайте Лейки для данного сканера максимальную дальность и точность на ней. Видимо, модель уже снята с производства.

Ответить   Цитировать выделенное

id 10646     9 октября 2014, 14:16
 Sergey_Kotelnikov
Ответ a_schelyaev

ScanStation 2 - это предшественник ScanStation C10 c теми же характеристиками по точности. Качество данных стабильно хорошее практически на всем диапазоне расстояний, максимальная дальность - 300 м, реально на такого рода объектах - меньше 200 м. Максимальное разрешение - 1 мм на расстоянии 300 м. Сканирование с машины, как на фото, как раз для приборов с такими характеристиками. FARO Focus с эффективной дальностью 30 м не подойдет никак  

Ответить   Цитировать выделенное


Поля, помеченные * обязательны для заполнения

  Имя *

  e-mail

  web

Вы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

Введите
первые 3 символа:

 *

Обновить



    

Комментарии:
4 февраля 2013, 20:50
 Бусов Александр
К автору немного вопросов:
1) Сколько человек выполняло сканирование в поле (3 дня), на Мобискан с Leica ScanStation2 / на Surphaser 25HSX?
2) Сроки и количество человек на камеральную обработку представленной на картинках модели?
3) Применённое ПО для камеральной
4)“Существует несколько вариантов передачи данных сканирования в формат AVEVA PDMS, начиная от облака точек и заканчивая полностью интеллектуальной моделью”
Это подключением облака точек и перерисовыванием модели в Aveva по облаку точек?
5) Какова цена Мобискан с Leica ScanStation2 и без него?
6) На видео по Мобискан http://www.youtube.com/watch?v=10JYkyHuZYs
На 4 минуте была фраза “В это же время марки снимаются на GPS (в кинематике)” Можно об этом поподробней. Машина же стоит поднятая над землёй без кинематики   . Общее позиционирование модели только по GPS?

Ответить   Цитировать

5 февраля 2013, 14:01
 Mikhail_Anikushkin
Ответ Бусов Александр

1) В поле работало три человека.
2) Порядка 5-6 обработчиков трудились над моделью чуть больше месяца
3) Несколько продуктов, в т.ч. и собственной разработки. В основном мы используем Leica Cyclone.
4) Да, есть и такой способ - загрузка в AVEVA PDMS облака точек посредством LMI и работа в PDMS. При этом не обязательно "перерисовывать" элементы из облака в элементы PDMS. Иногда достаточно совмещения существующей части производства, представленной в виде облака и проектируемой, представленной в виде векторной модели.
5) Стоимость и сроки по запросу, в зависимости от комплектации.
6) Имеется в виду режим RTK GPS, машина при этом конечно же стоит на месте. Позиционирование модели, а также взаимное уравнивание (сшивка) сканов могут быть осуществлены несколькими способами, GPS при этом не самый распространенный.

Ответить   Цитировать

5 февраля 2013, 14:47
 Ильгиз
Спасибо большое, было очень интересно почитать.
Мы и сами надеемся в будущем работать с этими технологиями, так что пишите ещё!

Ответить   Цитировать

5 февраля 2013, 15:37
 a_schelyaev
А вот такой вопрос авторам - а почему Лейка использовалась, а не тот же Focus Scanner 3D, который меньше по габаритам, нежели представленный чемодан, что очень удобно в работе?

Ответить   Цитировать

5 февраля 2013, 15:58
 Бусов Александр
Ответ Mikhail_Anikushkin


Спасибо за информацию, т.е. если правильно понял в данной работе: стандартная склейка по точкам/маркам в Cyclone, собрали модель только 3д объектами и экспортили в Aveva. Ну или просто облако подцепили.

Машина для удобства сканирование, и жизни обмерщиков, какие - ещё вкусности ?

Установка иных сканеров на штатив?
Подключение питания сканера, чтобы с аккумами проблем не было? (хотя это от конкретной модели зависит, где-то есть от сети где-то нет)

Ответить   Цитировать

5 февраля 2013, 16:47
 Mikhail_Anikushkin
Ответ a_schelyaev

Решение, какую модель сканера использовать на конкретном объекте, зависит от специфики работ. И габариты здесь играют далеко не первую роль  
Сравнивать Leica SS2 и Focus вообще-то некорректно, поскольку первый имеет импульсный принцип измерения расстояния, второй - фазовый. А это определяет все основные характеристики прибора.

Ответить   Цитировать

5 февраля 2013, 17:07
 Mikhail_Anikushkin
Ответ Бусов Александр

Машина для ускорения работ, повышения безопасности сотрудников (очень актуально на объектах транспорта), и комфорта. Кроме того сверху снимать удобнее, увеличивается площадь покрытия при сканировании с мачты, уменьшаются тени. Сканер можно поставить любой, причем оперативно его можно снять и установить на обычный штатив, что имеет место в большинстве проектов, в т.ч. и в этом.
Описание автолаборатории http://trimetari.com/ru/products/1
Само собой, с питанием сканера вопрос решается. Да и не только сканера  , машина оборудована миникухней.

Ответить   Цитировать

5 февраля 2013, 17:16
 Mikhail_Anikushkin
Ответ Ильгиз

Искренне рад, что кто-то прочитал с интересом. Какие-то работы мы публикуем на своем сайте в разделе Проекты http://trimetari.com/ru/projects

Ответить   Цитировать

5 февраля 2013, 19:34
 a_schelyaev
Ответ Mikhail_Anikushkin


Ну метод измерения не покупают, обычно. Берут технические характеристики. Например разрешающую способность на определенном расстоянии. Не нашел на сайте Лейки для данного сканера максимальную дальность и точность на ней. Видимо, модель уже снята с производства.

Ответить   Цитировать

9 октября 2014, 14:16
 Sergey_Kotelnikov
Ответ a_schelyaev

ScanStation 2 - это предшественник ScanStation C10 c теми же характеристиками по точности. Качество данных стабильно хорошее практически на всем диапазоне расстояний, максимальная дальность - 300 м, реально на такого рода объектах - меньше 200 м. Максимальное разрешение - 1 мм на расстоянии 300 м. Сканирование с машины, как на фото, как раз для приборов с такими характеристиками. FARO Focus с эффективной дальностью 30 м не подойдет никак  

Ответить   Цитировать

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.