isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

5 марта 2013

Как с помощью SketchUp и Rhino была создана 5D-инсталляция SLAVA DURAK

Евгений Ширинян

Евгений Ширинян

От главного редактора isicad.ru: Предлагаю вашему вниманию несколько сокращенное изложение большой статьи-репортажа, недавно опубликованного в блоге Евгения Шириняна и посвященного его участию в оформлении уникальной фотовыставки, которая прошла в конце февраля в московском Центральном Доме Художника. Выставка была посвящена советско-российско-планетарному комику и актеру, президенту Академии Дураков, основателю Snowshow — Вячеславу Полунину, чье творчество само по себе побуждает отнестись к рассказу о нем максимально креативно. Вероятно, самые молодые читатели затруднятся сказать, кто такой Полунин, так что представляемая статья полезна уже тем, что расскажет им об этом артисте. Для тех, кто не найдет времени пройтись по ссылкам, приведенным в статье Е.Шириняна, процитирую медийную новость: «в формате 5D — раскрытие пяти чувств. Зрители увидят фотографии, почувствуют запах лугов, леса, цветов и хлеба, прикоснутся к творчеству, услышат специальное звуковое оформление, попробуют на вкус мороженое из натуральных ингредиентов и домашнее печенье».

Я бы рекомендовал обязательно познакомиться со статьей Евгения даже, если она была бы простым репортажем. Однако, Евгений описывает еще и процесс неслучайного и нетривиального применения таких инструментов как SketchUp (для сборки) и Rhino (для расчетов), отражает взаимодействие с изготовителем материальных макетов и старается прикинуть возможности коллективной работы на основе BIM.

Евгений Ширинян — преподаватель Московского архитектурного института, ведущий модуля «Цифровая культура» в Московской архитектурной школе МАРШ, участник группы PARALAB, блоггер (ПРОСАПР), а также — активный автор и комментатор портала isicad.ru; напомню его некоторые публикации: «САПР и искусство, или удивительные возможности SpaceClaim», «BIM = Архитектура? К вопросу о развитии архитектурного образования», «Inforbix — взгляд со стороны, или Web 3.0 рождается уже сейчас».

Настоящая публикация, с любезного разрешения автора, осуществлена на основе поста Евгения «SLAVA DURAK, или как это было».

Эта заметка — первый опыт фиксации процесса разработки и изготовления инсталляций — по сути, тоже архитектурных объектов. Возможно, что именно большое количество различных команд, работавших над созданием «5D» фотовыставки SLAVA DURAK, побудило меня взглянуть по-новому на проблемы BIM и интегрированного проектирования. О самой выставке можно подробнее узнать на следующих ресурсах: репортаж РИА-Новости, сюжет на Вестях.

Организаторы
Выставку курировала Troyka Multispace, а непосредственным художником выставки был сам автор работ Владимир Мишуков. Кстати, нам очень понравилось работать с Владимиром — его способы «настраивания» на конструктивный лад нам очень помогли. Хороший метод ведения переговоров.

На площадке. Фото Даши Ковалевой

Временные рамки
Первое, с чего бы хотелось начать — это сроки. Три недели для большого зала ДНК в Центральном доме художника — это немного. А если учесть комплексность выставки, то совсем немного. По началу я даже сопротивлялся браться за такой проект, но Даша с Сережей меня уговорили. Почти сразу мы составили что-то вроде диаграммы Ганта.

Этот график составил Неботов, и всем сразу представился масштаб «бедствия»

Что надо было сделать
Так как это была фотовыставка, то основным компонентом были фотографии Владимира Мишукова, на которых был запечатлен известный клоун-мим Слава Полунин. В начале нам выслали предварительные эскизы. Основными составляющими пространства выставки былисвоеобразные тоннели из ткани, внутри которых располагались фотографии. Под потолком должны были появиться «лианы», а в центре размещалось эффектное полигональное «дерево» за авторством дизайнера Александра Матвеева, на которое проецировали мэппинг ребята из Interactive Lab. Помимо этого, важными аспектами пространства были запахи, звуки и, конечно же, свет. В общем, настоящая «дурацкая 5D выставка».

Нам предстояло спроектировать, проконтролировать производство и монтаж инсталляций, основу которых составляла наша любимая высокотехнологичная лайкра, или бифлекс.

Довольно быстро мы пришли к идее криволинейного каркаса, заодно изменив изначальную форму тоннелей на более подходящую для бифлекса.

IPD
Я практически уверен, что процесс работы по выставке был очень схож с понятием IPD (Integrated Project Delivery), о котором многие рассуждают, но мало кто в нем участвовал. Все работали почти как одна команда, так как было очевидно, что все ответственны за результат. Конечно, никаких специальных контрактов не было, но было желание сделать классно. И тут архитектор сразу выходит из своего проектно-цифрового вакуума и начинает придумывать то, что оптимально и реализуемо. Любое решение предварительно проговаривалось с монтажниками, так как здесь нельзя было промахнуться.
Без чертежей
Выполнив обмер зала ДНК и смоделировав все пространство в SketchUp, мы фактически начали проталкивать идею сборки всей информации в единой (да, в единой) модели. Этой моделью пользовались световики, Troyka, Interactive Lab. Не могу сказать, что была обратная связь, но мы со своей стороны добросовестно «сводили» разных участников проекта.

Общая модель. Включен режим отображения по цвету слоя

В итоге мы каждый раз брали с собой на площадку ноутбуки и нередко становились свидетелями таких сцен:

В.Мишуков(ближе к нам) и SketchUp. Фото Сережи Неботова

Чертежами мы практически не пользовались, а SketchUp с его простотой интерфейса позволял сразу подключать к 3D-процессу других участников. Хотя, как мне кажется, BIMx от Graphisoft лучше бы подошел для коммуникации с заказчиком.
Расчетная модель
Так как мы использовали SketchUp для сборки, а наши тоннели были полностью криволинейными, мы выполняли основные расчеты в среде Rhino. Плагин Kangaroo был применен для симуляции поведения мыльных пленок. В отношении производства Rhino сработал на 100%. Но об этом позже.

Полученная сетка из Kangaroo

Принцип создания «лиан». Слева — результат симуляции, справа расчетная сетка

Физическое моделирование
Несмотря на разнообразные средства моделирования и расчета, почти сразу мы начали работать с физическими макетами. Например, создание системы «лиан» оказалось практически невыполнимым в цифровой среде. Слишком много переменных было недоступно для цифрового моделирования (а также сроков), а в макете желаемый систематизированный хаос «лиан» достигался довольно быстро.

Даша делает макет. Кстати, похожий принцип был у нашей «Системы» на АрхМоскве

Особенно продуктивным оказалось решение делать макеты 1:1. Компьютер все равно не давал полного ощущения пространства. Таким методом мы размещали планы тоннелей, проверяли габариты внутреннего пространства тоннеля.

Даша, Владимир и я. Фото Сережи Неботова

Наличие планшета и стилуса позволяло мгновенно фиксировать различные решения.

Сережа выполняет роль Модулора

Каркас, Rhino и производство
Каркас представлял собой замкнутый контур из гнутых алюминиевых труб 30 мм диаметром и 2 мм толщиной. Должен сказать, намучились с каркасом мы немало. Для нас одним из главных достижений этого процесса стало наше знакомство с технологией гибки труб на станках с ЧПУ (ООО «Стройпласт»). А Rhino обеспечил удобство перевода NURBS-кривых в сопряжения арок, подсчета материала, создание ТЗ для производства и оптимизацию каркаса в целом. Надо сказать, что AutoCAD не может (у меня не получилось) посчитать длину кривой.Вот.

Оптимизированные и промаркированные элементы каркаса типового тоннеля

Примерно такой вид имело ТЗ для производства

Я ради интереса решил съездить на завод и проконтролировать процесс производства. В результате я провел там 3 дня, так как в сжатые сроки менеджмент уже не справлялся, и задания фактически выдавал я, находясь рядом со станком. Потом еще предстояла разметка труб по шаблонам. И тут выяснилось, что некоторые позиции выгнуты неправильно — какие-то вылезли косяки при самом вводе значений в компьютер. Как я понял, не был изогнут тестовый элемент. Поторопились. В общем, нельзя полагаться на телефонные разговоры, и в таких ситуациях максимально участвовать в закупках, оформлении заказов и т.п.

Металл оказался очень «живым» и привередливым материалом. Пределы текучести, толщины, радиусы гиба и т.п. Погружение в сопромат. Нам, к сожалению, не удалось сделать расчеты по прочности, но мы постарались минимизировать напряжения засчет скруглений и шарнирных соединений.

Готовые элементы. Сейчас будем отрезать тех.участки

Раскрой и пошив
В этот раз шили не мы, но на последних стадиях, когда запахло жареным тоже подключились. Конструирование «лиан» могла выполнить только Даша. Ну она их же придумывала!

Продолжаем работать в масштабе 1:17

Монтаж
На монтаже обычно начинается суета и нервотрепка. Без них не обошлось и в этот раз. К сожалению, мы не успели сделать тестовый тоннель и на нем отработать все решения. Самое интересное, в условиях тесной интеграции и суперсжатых сроков ты не можешь указать пальцем на конкретного виновника. В таких ситуациях и при взаимном доверии (а именно оно оказывается главным компонентом IPD, см. эту книгу) все участники стремятся найти оптимальный вариант, а не вставать в позу и упрямиться.

Каркас сам по себе. Фото Сережи Неботова

Владимир Мишуков принимает решение оставить, как есть. Фото Сережи Неботова

Нанервничались все, но форма тоннеля была настолько удачна и трансформируема, что все получилось даже лучше, чем представляли. Тоннели превратились в подвесные конструкции навесов. Вид у них сюрреалистический — подстать концепции выставки.
Финал
Монтировали без просыху. Было тяжело, но все справились. Ниже несколько моих фотографий результата и небольшое видео, которое я склеил при помощи YouTube-редактора.

Собственно, видео:
Должен сказать, что самым необычным ощущением было то, каким образом люди осваивают непривычное для них пространство, взаимодействуют с ним. Это спроектировать на компьютере пока что очень сложно, как мне кажется.
Выводы
  1. Такие мероприятия — наилучший полигон для обучения архитекторов. Это более сложный, но и более продуктивный вариант, чем абстрактные воркшопы.
  2. Как продвигать новые технологии (даже такие незайтеливые, как SketchUp)? Только на собственном примере, который должен мотивировать других. А тут без психологии не обойдешься.
  3. Главное не наличие технологий, а желание (!) взаимодействовать и идти на встречу друг другу.
  4. Технологии бессильны перед нежеланием людей слушать, слышать, предлагать
  5. Архитекторам надо менять свою туманную позицию проектировщика, или свободного художника на проактивную и вовлеченную роль в процессе. Во всяком случае, бригада ребят, занимавшихся монтажом, как мне показалось, оценила наши инициативы.
  6. IPD — пускай и в таком «домашнем» варианте — явление, требующее большой самоотдачи. Готовы ли вы к самоотдаче?

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.