isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

31 июля 2013

Facebook взлетает, Microsoft падает. За кем из них последует САПР?

Dassault и Autodesk начинают агрессивную экспансию в облака

Николай СнытниковНиколай Снытников

Возможность поспекулировать на тему неординарных финансовых показателей сразу двух крупных ИТ-корпораций выпадает журналистам и аналитикам не так часто. Тем более, если речь идет о Microsoft и Facebook — компаниях, которые в массовом сознании потребителя олицетворяют разные типы программных приложений, разные стили бизнеса и, в конечном счете, разные эпохи. Тем более, если матёрый и когда-то казавшийся несокрушимым гигант Microsoft заметно теряет в цене, а относительно молодая корпорация Facebook, недавно вышедшая на IPO, взлетает высоко вверх.

Неудивительно, что англоязычные ИТ-издания воспользовались этим шансом по полной программе. Так что сторонний наблюдатель, случайно ознакомившийся с парой аналитических статей, подкрепленных уверенными прогнозами и графиками, вполне мог решить, что Microsoft уже находится одной ногой на грани банкротства, в то время как Facebook только-только вступает на долгий и приятный для акционеров путь по монетизации миллиарда своих пользователей.

Почему же инвесторы Microsoft, несмотря на прибыльный квартал и увеличение дохода от новых перспективных направлений (таких как Windows Azure, Lync, Office 365 и других), утратили почти 10% своей веры в компанию? И откуда появилась надежда на Facebook, акции которой за день прыгнули вверх почти на 30%, и с тех пор упрямо ползут вверх к начальной цене IPO, состоявшемся в мае 2012?

MSFT_vs_FB

Динимика курса акций Facebook и Microsoft. Источник: finance.yahoo.com.

В обоих случаях причина связана с давно предсказанным трендом — затяжным падением продаж персональных компьютеров (десктопов и ноутбуков). Во втором квартале оно составило 11-14% относительно показателей 2012 года. Если исключить 2001 год (когда из-за краха пузыря доткомов рынок испытал кратковременное снижение продаж), то можно констатировать — за всю тридцатилетнюю историю ПК такое падение происходит впервые. А на смену уже пришли смартфоны и планшеты, успешно выполняющие большинство традиционных для ПК функций.

Раз падают продажи десктопов, то падают и продажи операционных систем и сопутствующих приложений, являющихся основой бизнеса Microsoft. Увы, компания не смогла компенсировать их ни выпуском операционной системы Windows 8, ни планшетами Microsoft Surface, доходы от которых оказались существенно ниже ожидаемых. В то же время Facebook за последний год уверенно продемонстрировал, что умеет генерировать прибыль от контента для мобильных устройств — их доля в структуре доходов компании составила 41%. Хотя еще год назад эта цифра находилась в районе нуля.

Впрочем, давайте оставим специалистам заниматься детальным анализом фондовых рынков и предсказаниями курсов акций. Главной идеей, которую сейчас стоит подчерпнуть из всей этой истории, является признание того факта, что уже произошел заметный сдвиг в сознании массового потребителя и массового инвестора. Интерес к десктопам и Windows в самом деле потерян.

Кстати, необходимо отметить, что наряду с популярностью мобильных устройств есть и другая причина, почему продажи ПК падают. И связана она с существенным увеличением времени их эксплуатации. 10 лет назад представлялось разумным делать полную замену компьютера раз в 2-3-4 года. Вычислительные мощности росли с каждым поколением процессоров, и одновременно росли аппаратные требования разрабатываемого ПО. Однако с прекращением роста тактовой частоты и появлением многоядерности ситуация изменилась. Теперь далеко не все программы могут эффективно задействовать многопоточность, а запуск нескольких вычислительно сложных приложений не является типичным сценарием обычной офисной или домашней работы.

Зачем покупать новый ПК, тратить время на перенос данных, переустановку программ и настройку новой системы, если со всеми задачами отлично справляется десктоп 7-летней давности с установленной Windows XP? В этом смысле компьютер становится похож на привычную бытовую технику — стиралку или холодильник. Мы меняем их только тогда, когда они безнадежно ломаются, а не тогда, когда выходят новые симпатичные модели.

Siemens Household Equipment

Реклама стиральной машины и холодильника Siemens 1925 и 1935 года.
Зачем их менять, если они отлично справляются со своими функциями? Источник: Siemens

Но при чем здесь САПР?

Конечно, было бы наивно полагать, что падение спроса на персональные компьютеры может иметь заметное влияние на САПР. Как раз наоборот: САПР-программы, которые являются и будут являться повседневным инструментом работы инженера, должны стимулировать продажи аппаратного обеспечения (ПК и видеокарт).

Сама индустрия САПР была сформирована еще до появления ПК. Она имеет непосредственную связь с производством. Не зависит от приходящей и уходящей моды на соцсети или айфоны. И, кроме того, текущий объем САПР-программ исчисляется сотнями миллионов строк кода и десятками тысяч человеко-лет. Быстрая миграция на альтернативную программную и аппаратную платформу может стать неподъемной задачей даже для миллиардных корпораций.

Другими словами, мы легко можем представить себе школьника, студента, домохозяйку или даже продвинутого топ-менеджера, лихо решающих все свои повседневные задачи — чтение лекций в метро, онлайновое общение и шоппинг, управление госкорпорацией — с помощью айпэда или смартфона. Но вообразить инженера, проектирующего автомобиль или велосипед с помощью мобильника, значительно труднее.

Сложность заключается еще и в том, что сами задачи, решаемые САПР, весьма ресурсоемки и пока еще находятся на пределе вычислительных возможностей существующих ПК. В этом случае регулярная замена «железа» на более свежие и производительные аналоги уместна и оправдана. Тем более, что стоимость такой замены зачастую существенно ниже стоимости лицензии на САПР или стоимости труда самого инженера.

Короче говоря: те САПР-поставщики, которые в своей стратегии по-прежнему ориентируются на традиционные ПК и Windows, совсем ничем не рискуют. Ну или почти не рискуют.

А как же облака?

Строго говоря, эти компании ничем не рискуют лишь до того момента, пока у их конкурентов отсутствуют привлекательные облачные CAD-приложения, на практике реализующие потенциальные преимущества этой архитектуры:
  • неограниченные вычислительные ресурсы,
  • простоту в управлении данными.
Создание таких приложений не является очевидно-решаемой простой технической задачей. Оно сопряжено с переработкой фундамента САПР — в том числе геометрического ядра, решателя, средств визуализации и т.п. То есть необходимы те решения и подходы, которые сейчас принято называть инновационными.

Ведь, действительно, если установить на сервер обычное десктопное приложение и предоставить к нему онлайн-доступ, то в чем может быть выигрыш пользователя по сравнению с запуском этого же приложения прямо на десктопе?

Другое дело, если облачная версия сможет мгновенно решать любые задачи и помогать легко обмениваться моделями и другими результатами с коллегами — скажем, в духе Google Docs — кинул ссылку и твоя гигабайтная модель доступна из любой точки земного шара заранее определенному кругу товарищей и коллег.

Если на секунду представить, что такие приложения и предложения существуют, они дешевле, проще и не уступают в инструментарии, то итог борьбы за пользователя будет предрешен. Ведь, как показывает вся эта история с Microsoft и Facebook, на сегодняшний день эмоциональная и технологическая зависимость от Windows и ПК уже не кажется непреодолимой.

Облачные CAD системы сегодня

На страницах портала isicad мы много писали об облачных решениях. Приведу ссылки на несколько таких обзоров, которые, быть может, будет любопытно перечитать для лучшего представления о расстановке сил, настроении и стратегии компаний: Autodesk University 2009 и облачные вычисления (Д.Левин, 2009), Эксперты отрасли об облачных вычислениях (В.Малюх, 2010), Как заставить САПР летать: обзор технологий облачных вычислений (Д.Ушаков, 2010), САПР и PLM в облаке: стоит ли овчинка выделки? (Е.Гореткина, PCWeek, 2012).

Естественно, за прошедшие несколько лет САПР-вендоры от анонсов и деклараций намерений перешли к анонсам конкретных технологий и даже их выпуску в виде осязаемых приложений.

Безусловным фаворитом здесь является компания Autodesk, еще в 2008 году провозгласившая стратегию «облачности» с формулировкой, что это дорога для Autodesk, где стоит знак «Разворот запрещен». И с тех пор компания упорно и последовательно движется в выбранном направлении, завоевывая симпатии массового пользователя и даже успев установить определенную технологическую планку. В течение последних полутора лет она выпустила набор Autodesk 360: облачный AutoCAD 360, PLM 360, Fusion 360, приобрела технологию TinkerCAD и др.

Кроме того, буквально месяц назад компания заключила соглашение с популярным веб-сервисом GrabCAD о соответствующей интеграции AutoCAD 360 и Fusion 360. Для Autodesk это означает доступ к 700-тысячной пользовательской аудитории GrabCAD.

Некоторые подробности можно увидеть в эффектной презентации: Carl Bass (Autodesk CEO) и Hardi Meybaum (GrabCAD CEO) демонстрируют, как на практике работает технология.

О своих наполеоновских интернет-планах (в них есть и соц. сети и поисковые системы) уже в течение многих лет заявляет Dassault Systemes. Правда, компания успела за это время печально прославиться не слишком-то удачным продвижением облачной SolidWorks, которое, к общей радости пользователей этого популярного САПР, так и не было доведено до конца. Скорее всего, облачность теперь будет реализована в несколько ином формате — в виде SolidWorks Mechanical Conceptual.

Но главное, что сделала Dassault за последнее время, это объявила о выходе нового релиза V6R2014 платформы 3DExperience, доступной как для традиционной десктопной архитектуры, так и для публичных/частных облаков. Поскольку релизом могут воспользоваться только избранные клиенты компании (их список, конечно же, не уточняется), то пока остается неясным, существуют ли облачные версии всех перечисленных в анонсе САПР-приложений, и на каком технологическом фундаменте они основаны. Но, тем не менее, нет никаких сомнений — Dassault составит серьезную конкуренцию Autodesk. Если не сегодня, то завтра.

Другим примером успешной облачной CAD системы стал калифорнийский стартап TinkerCAD, c 2010 года разрабатывавший одноименное приложение для любительского моделирования и трехмерной печати. После нескольких лет работы, заполучив десятки тысяч пользователей и продав технологию в Autodesk, стартап был переименован в Airstone Labs и сфокусировался на доработке собственного облачного геометрического ядра Gen6. Оно, по всей видимости, предполагается использоваться для задач инженерного анализа (CAE).

Нельзя не вспомнить и про недавно образованную компанию Belmont Technology и о мнении ее основателя Джона Хирштика, который является давним сторонником технологий облачных САПР. Пока что он не разглашает свои планы, но по некоторым признакам (например, тому, каких разработчиков нанимает Belmont) можно сказать, что облачному САПРу среди этих планов место найдется. Тем более, что Belmont Technology уже привлекла инвестиции в размере 34 млн. долларов. Эту сумму можно сконвертировать в несколько сотен человеко-лет работы, что вполне сопоставимо с R&D ресурсами крупнейших САПР-вендоров.

И, наконец, упомяну также и компанию ЛЕДАС, которая анонсировала свои планы по созданию технологии облачного сравнения трехмерных моделей и совсем не исключает дополнительных инвестиций в R&D-исследования облаков и сопряженных с ними задач геометрического моделирования.

А как насчет других САПР поставщиков? Почему они не разделяют энтузиазма Autodesk, Dassault и Belmont? Наверное, наиболее ярко эту точку зрения сформулировал James Heppelmann, CEO PTC, сообщив в одном недавнем интервью, о скептическом настрое даже по отношению к облачным версиям PLM/PDM (хотя компания PTC была первой, кто еще с десяток лет назад сделал попытку предоставить Windchill в качестве облачного сервиса), не говоря уже о CAD, в развитие которого компания, похоже, не сильно-то желает инвестировать. Объяснение довольно понятно: PTC попробовала это сделать; пользователи не проявили особого интереса; в результате непонятно, как на этом можно заработать.

Итак, какие выводы можно извлечь?

Конечно, десктопы и десктопные приложения не исчезнут ни завтра, ни через год, ни через пять лет. Но сегодня уже невозможно отрицать тот факт, что рынок бытовой и профессиональной вычислительной техники начал претерпевать существенные изменения и приобретать новые формы. Этой возможностью обязательно воспользуются те компании, которые хотят найти своих пользователей и через 5-10 лет.

И облачные технологии, скорее всего, станут одним из очевидных решений.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.