isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

25 августа 2013

Доходы Autodesk не растут: не пора ли компании поглотить что-то серьезное?

От редакции isicad.ru: В этой заметке характеризуется сделанное три дня назад сообщение компании Autodesk об итогах очередного финансового квартала и года. Напомним, что Autodesk оригинально именует свою квартальную и годовую отчетность: в частности, третий квартал 2013 года, закончившийся 31 июля, в фискальном календаре компании Autodesk именуется «второй квартал 2014 года». Заметка основана на статье Рэндола Ньютона «Autodesk revenue and net income down in second quarter» и посте Ральфа Грабовски «Autodesk’s plans = lower revenues».

Итоги предыдущего Autodesk-квартала были подведены Дмитрием Ушаковым в статье «Autodesk начинает очередной год с падения выручки, чем ответит Siemens PLM Software?»

Квартальный доход второго финансового квартала 2014 года составил 562 миллиона долларов, что на 1% ниже показателей предыдущего квартала (интересно, что вскоре после этого сообщения, акции компании поднялись в цене примерно на 10%). Доход от лицензий снизился на 6% и составил 313 млн. долларов, а от подписок поднялся на те же 6% — до 249 миллионов. Чистая прибыль снизилась с прошлогодних 64.6 миллионов до 61.7.

Отметим, что в последнее время основной конкурент — Dassault Systemes — заметно опережает Autodesk: так, в последнем по времени финансовом квартале DS показало выручку в 680 миллионов долларов (подробнее — в недавней статье Дм. Ушакова «PTC и Dassault Systemes как Давид и Голиаф мира САПР»)

Вот приводимый Рэндоллом Ньютоном график «Финансовая история общеквартальных доходов Autodesk» (черным — общий доход, синим — доход от лицензий, желтым — доход от поддержки, красным — чистая прибыль):

Autodesk Q revenues history total

Распределение доходов по регионам (в миллионах долларов):

  • EMEA: 202, годовой спад 4%
  • Americas: 202, годовой подъем 1.5%
  • Asia Pacific: 158, спад 1.8% (отмечается заметный квартальный рост в Японии)
  • Emerging Economies: 86, спад 2% (спад в Индии и России, подъем в Китае)
Доходы от основных продуктов составили $289 миллионов, что на 11% ниже прошлогоднего показателя, а от наборов (suites) — $193 миллиона, что на 17.6% выше. Отмечается, что это — результат перехода пользователей от покупки отдельных продуктов к наборам.

Доходы по категориям продуктов распределились так (в млн. долларов):

  • Платформенные решения и развивающийся бизнес: 197, снижение на 8.7%,
  • AEC: 177, рост 8.5%. Особо следует отметить годовой рост продаж AEC-наборов на 36%
  • Решения для производства (manufacturing): 144, рост 2%
  • Медиа и развлечения: 43, снижение 12%.
В том же порядке на рисунке, приводимом Рэндоллом Ньютоном, расположены графики квартальных продаж с января 2008 года:
Autodesk Q revenues history by businesses

Ральф Грабовски следующим образом анализирует снижение доходов компании Autodesk.

... Это произошло несмотря на все инициативы, которые в последние годы были развернула компанией Autodesk для сглаживания колебаний доходов и для стимулировании их роста. До начавшегося в 2008 году глобального кризиса, в Autodesk планировали ежегодный рост на уровне 15%, но никак не падение доходов. Руководитель компании Карл Басс на вчерашней конференции для журналистов сделал два следующих заявления.

С одной стороны, сказал он: Наши облачные приложения не имеют себе равных на рынке, а их принятие пользователями и полученная обратная связь демонстрируют их энтузиазм. С другой стороны: Хотя проблемы с некоторыми нашими рынками побудили нас снизить прогноз доходов на следующий квартал, мы предпринимаем ряд действий для возобновления роста .

Эти реплики Карла Басса указывают на проблему, которую Autodesk создал себе сам. Как раз те действия, которые Autodesk предпринимает для диверсификации продуктов, расширяя их набор за пределы CAD, и диверсификации доходов, расширяя их источники за пределы лицензий+обновлений, и ведут к наблюдаемому акционерами падению доходов.

Многие акции, реализованные за последние годы, по сути дела содержали в себе источники снижения доходов. Например:

  • Наборы (suites) означали примерно 40%-ное снижение доходов по сравнению с продуктами продаваемыми отдельно,
  • Подписки означали 4-кратное снижение доходов по сравнению с ценами обновлений ($500, а не $2000),
  • Аренда программ означала 10-100-кратное снижение доходов по сравнению с неограниченными лицензиями,
  • Передача лицензий образовательным учреждениями (вместо продаж) дала 2% потерь,
  • и т.д.

В течение несколько последних лет первые лица больших САПР-компаний говорили нам, что их продажи происходят в замкнутом, стагнирующем CAD-рынке. Новых клиентов стало мало, и привлечение каждого нового покупателя — это потеря для конкурентов. В условиях такого ограниченного мира CAD, в Autodesk и было решено, что имеет смысл распространять софтвер совсем бесплатно (ВУЗам и для мобильных устройств), частично бесплатно (в наборах) и достаточно дешево (в рамках аренды и подписки)...

Рэндол Ньютон обращает еще большее, чем Ральф Грабовски, внимание на произведенные в последние годы изменения в бизнесе Autodesk, расширяет его список акций и замечает: «Если бы Карл Басс был жонглером, можно было бы сказать, что его цель — попасть в Книгу Гиннесса с мировым рекордом по количеству одновременно подбрасываемых мячей».

Рэндол заключает: "Со стороны кажется, что Autodesk вступил в фазу, сочетающую низкие доходы и повышенные ожидания. Такая ситуация нередко заставляет технологические компании осуществлять такое крупное поглощение, которое приносит рост доходов, а не только новые технологии и клиентов... Однако в поле зрения руководителей Autodesk есть не так уж много компаний, удовлетворяющих такому требованию. Nemetschek — в AEC, Aveva — в промышленном строительстве, Bentley — в обоих этих секторах, Mentor Graphics — в автоматизация проектирования электроники (новый рынок для Autodesk), а также Delcam — в САМ могли бы существенно повысить доход Autodesk, но ни одна из этих компаний не готова к поглощению. Так что Autodesk-у, вероятно, придется примириться с необходимостью зарабатывать деньги все тем же способом — инновациями. PLM 360 и Fusion 360 — перспективные продукты, однако их вклад в доходы еще много лет останется незначительным.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.