Итоги предыдущего Autodesk-квартала были подведены Дмитрием Ушаковым в статье «Autodesk начинает очередной год с падения выручки, чем ответит Siemens PLM Software?»
Отметим, что в последнее время основной конкурент — Dassault Systemes — заметно опережает Autodesk: так, в последнем по времени финансовом квартале DS показало выручку в 680 миллионов долларов (подробнее — в недавней статье Дм. Ушакова «PTC и Dassault Systemes как Давид и Голиаф мира САПР»)
Вот приводимый Рэндоллом Ньютоном график «Финансовая история общеквартальных доходов Autodesk» (черным — общий доход, синим — доход от лицензий, желтым — доход от поддержки, красным — чистая прибыль):
Распределение доходов по регионам (в миллионах долларов):
- EMEA: 202, годовой спад 4%
- Americas: 202, годовой подъем 1.5%
- Asia Pacific: 158, спад 1.8% (отмечается заметный квартальный рост в Японии)
- Emerging Economies: 86, спад 2% (спад в Индии и России, подъем в Китае)
Доходы по категориям продуктов распределились так (в млн. долларов):
- Платформенные решения и развивающийся бизнес: 197, снижение на 8.7%,
- AEC: 177, рост 8.5%. Особо следует отметить годовой рост продаж AEC-наборов на 36%
- Решения для производства (manufacturing): 144, рост 2%
- Медиа и развлечения: 43, снижение 12%.
Ральф Грабовски следующим образом анализирует снижение доходов компании Autodesk.
С одной стороны, сказал он: Наши облачные приложения не имеют себе равных на рынке, а их принятие пользователями и полученная обратная связь демонстрируют их энтузиазм. С другой стороны: Хотя проблемы с некоторыми нашими рынками побудили нас снизить прогноз доходов на следующий квартал, мы предпринимаем ряд действий для возобновления роста .
Эти реплики Карла Басса указывают на проблему, которую Autodesk создал себе сам. Как раз те действия, которые Autodesk предпринимает для диверсификации продуктов, расширяя их набор за пределы CAD, и диверсификации доходов, расширяя их источники за пределы лицензий+обновлений, и ведут к наблюдаемому акционерами падению доходов.
Многие акции, реализованные за последние годы, по сути дела содержали в себе источники снижения доходов. Например:
- Наборы (suites) означали примерно 40%-ное снижение доходов по сравнению с продуктами продаваемыми отдельно,
- Подписки означали 4-кратное снижение доходов по сравнению с ценами обновлений ($500, а не $2000),
- Аренда программ означала 10-100-кратное снижение доходов по сравнению с неограниченными лицензиями,
- Передача лицензий образовательным учреждениями (вместо продаж) дала 2% потерь,
- и т.д.
В течение несколько последних лет первые лица больших САПР-компаний говорили нам, что их продажи происходят в замкнутом, стагнирующем CAD-рынке. Новых клиентов стало мало, и привлечение каждого нового покупателя — это потеря для конкурентов. В условиях такого ограниченного мира CAD, в Autodesk и было решено, что имеет смысл распространять софтвер совсем бесплатно (ВУЗам и для мобильных устройств), частично бесплатно (в наборах) и достаточно дешево (в рамках аренды и подписки)...
Рэндол Ньютон обращает еще большее, чем Ральф Грабовски, внимание на произведенные в последние годы изменения в бизнесе Autodesk, расширяет его список акций и замечает: «Если бы Карл Басс был жонглером, можно было бы сказать, что его цель — попасть в Книгу Гиннесса с мировым рекордом по количеству одновременно подбрасываемых мячей».
Рэндол заключает: "Со стороны кажется, что Autodesk вступил в фазу, сочетающую низкие доходы и повышенные ожидания. Такая ситуация нередко заставляет технологические компании осуществлять такое крупное поглощение, которое приносит рост доходов, а не только новые технологии и клиентов... Однако в поле зрения руководителей Autodesk есть не так уж много компаний, удовлетворяющих такому требованию. Nemetschek — в AEC, Aveva — в промышленном строительстве, Bentley — в обоих этих секторах, Mentor Graphics — в автоматизация проектирования электроники (новый рынок для Autodesk), а также Delcam — в САМ могли бы существенно повысить доход Autodesk, но ни одна из этих компаний не готова к поглощению. Так что Autodesk-у, вероятно, придется примириться с необходимостью зарабатывать деньги все тем же способом — инновациями. PLM 360 и Fusion 360 — перспективные продукты, однако их вклад в доходы еще много лет останется незначительным.