isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

20 октября 2013

Фрэнк Гери и BIM: 10 лет Концертному залу имени Уолта Диснея

Владимир Талапов

Как быстро летит время: культовому зданию «раннего» BIM, Концертному залу имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе уже исполнилось десять лет!
Талапов-51-1

Рис. 1. Современный вид Концертного зала

В архитектуре десять лет — срок небольшой, и всё же можно подвести некоторые итоги.

1. Город Лос-Анджелес получил отличное здание

Страсти вокруг архитектурного решения внешнего облика Концертного зала имени Уолта Диснея, совсем недавно бушевавшие по всему миру, резко поутихли. Для кого-то оно так и осталось «архитектурой мятых картонных коробок», кто-то в восторге от новаторства автора, а некоторые, в том числе и сам Фрэнк Гери, пошли дальше.

Как и следовало ожидать, прекратились разговоры и об асфальте, якобы расплавленном отраженными от здания солнечными лучами. Но вопросы визуальной экологии, поднятые в связи с этим проектом, сейчас приобретают все большую актуальность.

Что касается внутреннего обустройства здания, то здесь время подтвердило наивысшую оценку творения — акустика концертного зала считается образцовой. Автор пытался ее повторить при сооружении New World Symphony, и похоже, что ему это удалось, но превзойти себя он не смог. И никто другой пока превзойти в этом вопросе Фрэнка Гери тоже не смог.

Талапов-51-2

Рис. 2. Внутренние виды Концертного зала не столь известны — туристы сюда обычно не заходят, но это не ослабляет общего впечатления от проекта

Если же задаться вопросом, стало ли после появления такого необычного здания лучше городу Лос-Анджелесу, то большинство специалистов дает на него отрицательный ответ.

Известно, что изначально одной из идей проекта было желание оживить район города вдоль Grand Avenue.

Талапов-51-3

Рис. 3. На месте Концертного зала ранее была автомобильная парковка (слева — фото 1967 года), которая по проекту была переведена в подземное положение (справа — в период строительства)

Однако спустя десять лет можно констатировать, что в желаемом объеме оживления городской активности в этом районе не произошло. Хотя опыт Бильбао говорит об обратном. Думается, главная причина неуспеха Лос- Анджелеса заключается в том, что появление одного, пусть даже и самого экстравагантного здания, ничего кардинально не меняет, проблему надо решать комплексно, создавая и пешеходные зоны, и озеленение, и инфраструктуру, и другие знаковые сооружения. Кстати, сам Фрэнк Гери считал, что Концертный зал целесообразнее было бы размещать в другом месте, но автор проекта был поставлен городскими властями в условия, когда площадка для строительства была выделена именно здесь, на месте автомобильной парковки.
Талапов-51-4

Рис. 4. Концертный зал имени Уолта Диснея — пешеходного комфорта вокруг здания явно не хватает

Думаю, в связи с этим уместно будет вспомнить многочисленные, но, к счастью, так и не реализованные проекты строительства в Москве экстраординарных зданий, продвижение которых тоже сопровождалось планами «оживления» города.

2. Технология BIM в строительстве себя полностью оправдала

Прежде всего, речь идет о продемонстрированной образцовой связи между проектированием и исполнением проекта, высокоточной строительной реализации сложнейшего архитектурного замысла, когда модель напрямую использовалась при изготовлении конструкций и блоков отделки здания, что обеспечивало высокое качество строительства. Прошедшие десять лет эксплуатации это качество полностью подтвердили.
Талапов-51-5

Рис. 5. В роли отделочного материала отлично зарекомендовал себя конверсионный титан, купленный еще в бывшем СССР. Кстати, благодаря Фрэнку Гери мы теперь можем наблюдать эти титановые листы и в отделке «Монумента покорителям космоса» в районе бывшей ВДНХ в Москве

3. Технология BIM успешно внедряется по всему миру

Успешный опыт строительства Концертного зала имени Уолта Диснея вдохновил многих на использование технологии BIM, хотя сама эта аббревиатура в тот период была практически неизвестна.

Вполне закономерно, что создатель шедевра Фрэнк Гери за свои творения получил в 2012 году премию «BIM Excellence» Американского Института Архитекторы (AIA).

Талапов-51-6

Рис. 6. Концертный зал — вид с другой стороны

В своё время, перефразировав известную пословицу, про Микки Мауса говорили: «Мышь, родившая гору». Думаю, с той же долей справедливости можно теперь сказать про творение Фрэнка Гери — Концертный зал имени Уолта Диснея: «Гора, родившая BIM».


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.