isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

23 января 2014

Технология BIM: подготовка новых кадров

Владимир Талапов

Владимир Талапов В конце декабря 2013 года в НГАСУ (Сибстрин) произошел очередной, восьмой по счёту, выпуск студентов специальности «Проектирование зданий» с квалификацией инженер-архитектор. Помнится, год назад некоторые посетители сайта isicad.ru спорили о том, что такой специальности вообще нет. Думаю, что им будет особенно полезно ознакомиться с представленными здесь в качестве иллюстраций некоторыми выпускными квалификационными работами инженеров-архитекторов 2013 года.

Но основной же целью моей публикации является попытка осмысления того, как готовят наши вузы кадры для внедрения BIM в проектно-строительной отрасли России, и готовят ли они эти кадры вообще.

Опыт «Интеграла» показывает, что все переговоры по внедрению BIM в той или иной организации завешаются вопросом заказчика: «Где взять кадры?» А кадров нет. Причем нет не только работников, владеющих BIM, но в дефиците сейчас становятся даже те, кто просто хорошо разбирается в своей специальности. Конечно, мы «своим» помогаем, как можем (подбираем, рекомендуем наших воспитанников, доучиваем сотрудников), но проблема кадрового «голода» в проектно-строительной отрасли России становится уже вопиющей!

На память приходит высказывание Карла Маркса: «Идея тогда становится материальной силой, когда она овладевает массами». Замечательное утверждение! Перефразируя его к нашему вопросу, можно сказать, что BIM тогда получит широкое внедрение в нашей стране, когда появится большое число специалистов, разделяющих такой подход и владеющих технологией информационного моделирования.

В своё время на меня произвёл сильное впечатление тот факт, что в ведущих университетах США начали обучать студентов программе Autodesk Revit примерно с 2003 года, то есть вузовское преподавание началось практически сразу после появления в США принципиального понимания о том, что технология BIM должна внедряться в строительстве, и развертывания необходимых для этого подготовительных мероприятий («BIM и американские чиновники»). На тот момент BIM в Северной Америке еще практически никто не внедрял, но понимание неизбежного прихода информационного моделирования зданий в отрасль и логичной потребности в новых кадрах сделали своё дело — специалистов стали готовить «на перспективу». Причем в большинстве случаев Revit стали преподавать студентам не «наряду с», а именно «вместо» традиционных CAD-программ.

Не меньшего уважения заслуживает и открытая два года назад в Великобритании администрацией Crossrail совместно с компанией Bentley так называемая «Академия BIM» — учебный центр, который повышает квалификацию не только сотрудников Crossrail, но и готовит BIM-специалистов для всего мира (естественно, в интересах Великобритании). Я уверен, что в этих компаниях работают не марксисты (ярко выраженные капиталисты — я с ними общался), но концепцию «идея должна овладевать массами» они явно разделяют!

Рис. 1. Грэг Бентли рассказывает о целях и задачах британской BIM-академии на конференции «Be Inspired 2012» в Амстердаме.

Теперь о подготовке BIM-специалистов в вузах нашей страны. О возникающих здесь проблемах я уже писал в статье «Компьютерное проектирование: чему учить?» и нескольких последующих публикациях. Сейчас, спустя два с половиной года, можно подвести определенный итог: с обучением информационному моделированию в наших вузах практически ничего не изменилось, таких специалистов у нас просто не готовят. Хотя отдельные очаги внедрения BIM в массы всё же существуют и даже развиваются («Применение BIM для начальной проработки проектной идеи»).

Рис. 2. Владимир Володин. Поликлиника в Новосибирске. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. НГАСУ (Сибстрин), 2013.

Главной проблемой строительных вузов нашей страны является то, что система подготовки специалистов в них сложилась ещё в 1930-х годах и с тех пор серьезно не менялась. Эта система основана на индивидуальной работе каждого студента в рамках своей специальности. Никакой коллективной работы или совместной работы со смежными разделами не предполагается в принципе, каждый привыкает работать сам за себя и не интересуется тем, что делают по этому же проекту другие. Даже когда выполняется комплексная дипломная работа, у которой, например, два автора, правила требуют проведения четкой границы между тем, что сделал один из них, и тем, что сделал другой.

В то же время BIM — технология коллективная, основанная на единой модели и предполагающая тесное взаимодействие специалистов всех разделов проектирования, строительства и эксплуатации здания. Так что существующий вузовский подход надо принципиально менять, иначе мы и дальше в вопросе подготовки кадров, владеющих BIM, будем топтаться на месте.

Рис. 3. Мария Шарай. Железнодорожный вокзал в Барнауле. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. НГАСУ (Сибстрин), 2013.

В нынешней ситуации для обучения основам BIM очень хорошо подходит специальность «Проектирование зданий», имеющаяся в трех десятках вузов нашей страны. Ведь квалификация инженер-архитектор предполагает, что даже при сохранении индивидуального подхода будущий специалист должен разбираться как минимум в двух разделах проектирования: архитектуре и строительных конструкциях. И здесь подход информационного моделирования приходится как нельзя кстати: ведь в разделах дипломного проекта присутствуют архитектура, строительные конструкции, организация стройплощадки и многое другое.

Специальность «Проектирование зданий» также отлично подходит в качестве основы и для подготовки BIM-менеджеров («Технология BIM: для чего нужен BIM-менеджер?»), основная задача которых — координация усилий всех проектировщиков по созданию общей модели объекта. Практика показывает, что с такой работой лучше всего справляются архитекторы, способные целиком охватить весь объект, а уж инженеры-архитекторы — тем более.

Рис. 4. Екатерина Иванова. Биатлонный комплекс в Новосибирске. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. На общей компоновке хорошо видна структура разделов проекта. НГАСУ (Сибстрин), 2013.

К сожалению, специальности «Проектирование зданий», как впрочем и другим строительным специальностям, в наших вузах жить осталось недолго. Переход на двухуровневую систему бакалавров и магистров предполагает, что все, кто раньше относился к ПЗ, ПГС, ТГиВ, ВиВ и другим строительным направлениям, теперь будут получать единую квалификацию «бакалавр строительства», а специализацию выпускника можно будет определять лишь по перечню предметов в приложении к диплому. То же и с магистрами.

Для объективности надо сказать, что некоторые специальности пока остаются, например «Строительство уникальных зданий и сооружений», а энтузиасты из МГСУ давно туже ведут трудную и настойчивую, но не бесполезную работу, чтобы снова выделить «Проектирование зданий» в отдельную специальность. Но принципиально положения дел это не меняет.

Рис. 5. Валерия Гринберг. Велодром в Новосибирске. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. НГАСУ (Сибстрин), 2013.

С другой стороны, раз уж система бакалавр-магистр неизбежна, надо пытаться использовать появившиеся возможности для обучения студентов коллективной работе над проектом, опять же с помощью BIM. А в магистратуре ввести специализацию по технологии BIM, как это сделано, например, в НГАСУ (Сибстрин), где уже четыре года реализуется «Информационное моделирование зданий». Иначе наша страна в массовом масштабе останется без современно подготовленных кадров, а это неизбежно и надолго приведет всю проектно-строительную отрасль к застою и упадку.

Рис. 6. Дарья Злобина. Зоопарк в Барнауле. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий», отмечен «Хрустальной мышью» Общества котоводов Алтая. Работа выполнена в Autodesk Revit. АлтГТУ, 2013.

Наше счастье, что в России никогда не было недостатка в талантливой молодёжи, её просто надо учить современным технологиям, в первую очередь — информационному моделированию. Но это надо делать!

Рис. 7. Екатерина Балабанова. Новый международный терминал аэропорта Толмачёво. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. НГАСУ (Сибстрин), 2013.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.