Но основной же целью моей публикации является попытка осмысления того, как готовят наши вузы кадры для внедрения BIM в проектно-строительной отрасли России, и готовят ли они эти кадры вообще.
Опыт «Интеграла» показывает, что все переговоры по внедрению BIM в той или иной организации завешаются вопросом заказчика: «Где взять кадры?» А кадров нет. Причем нет не только работников, владеющих BIM, но в дефиците сейчас становятся даже те, кто просто хорошо разбирается в своей специальности. Конечно, мы «своим» помогаем, как можем (подбираем, рекомендуем наших воспитанников, доучиваем сотрудников), но проблема кадрового «голода» в проектно-строительной отрасли России становится уже вопиющей!
На память приходит высказывание Карла Маркса: «Идея тогда становится материальной силой, когда она овладевает массами». Замечательное утверждение! Перефразируя его к нашему вопросу, можно сказать, что BIM тогда получит широкое внедрение в нашей стране, когда появится большое число специалистов, разделяющих такой подход и владеющих технологией информационного моделирования.
В своё время на меня произвёл сильное впечатление тот факт, что в ведущих университетах США начали обучать студентов программе Autodesk Revit примерно с 2003 года, то есть вузовское преподавание началось практически сразу после появления в США принципиального понимания о том, что технология BIM должна внедряться в строительстве, и развертывания необходимых для этого подготовительных мероприятий («BIM и американские чиновники»). На тот момент BIM в Северной Америке еще практически никто не внедрял, но понимание неизбежного прихода информационного моделирования зданий в отрасль и логичной потребности в новых кадрах сделали своё дело — специалистов стали готовить «на перспективу». Причем в большинстве случаев Revit стали преподавать студентам не «наряду с», а именно «вместо» традиционных CAD-программ.
Не меньшего уважения заслуживает и открытая два года назад в Великобритании администрацией Crossrail совместно с компанией Bentley так называемая «Академия BIM» — учебный центр, который повышает квалификацию не только сотрудников Crossrail, но и готовит BIM-специалистов для всего мира (естественно, в интересах Великобритании). Я уверен, что в этих компаниях работают не марксисты (ярко выраженные капиталисты — я с ними общался), но концепцию «идея должна овладевать массами» они явно разделяют!
Рис. 1. Грэг Бентли рассказывает о целях и задачах британской BIM-академии на конференции «Be Inspired 2012» в Амстердаме.
Рис. 2. Владимир Володин. Поликлиника в Новосибирске. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. НГАСУ (Сибстрин), 2013.
В то же время BIM — технология коллективная, основанная на единой модели и предполагающая тесное взаимодействие специалистов всех разделов проектирования, строительства и эксплуатации здания. Так что существующий вузовский подход надо принципиально менять, иначе мы и дальше в вопросе подготовки кадров, владеющих BIM, будем топтаться на месте.
Рис. 3. Мария Шарай. Железнодорожный вокзал в Барнауле. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. НГАСУ (Сибстрин), 2013.
Специальность «Проектирование зданий» также отлично подходит в качестве основы и для подготовки BIM-менеджеров («Технология BIM: для чего нужен BIM-менеджер?»), основная задача которых — координация усилий всех проектировщиков по созданию общей модели объекта. Практика показывает, что с такой работой лучше всего справляются архитекторы, способные целиком охватить весь объект, а уж инженеры-архитекторы — тем более.
Рис. 4. Екатерина Иванова. Биатлонный комплекс в Новосибирске. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. На общей компоновке хорошо видна структура разделов проекта. НГАСУ (Сибстрин), 2013.
Для объективности надо сказать, что некоторые специальности пока остаются, например «Строительство уникальных зданий и сооружений», а энтузиасты из МГСУ давно туже ведут трудную и настойчивую, но не бесполезную работу, чтобы снова выделить «Проектирование зданий» в отдельную специальность. Но принципиально положения дел это не меняет.
Рис. 5. Валерия Гринберг. Велодром в Новосибирске. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. НГАСУ (Сибстрин), 2013.
Рис. 6. Дарья Злобина. Зоопарк в Барнауле. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий», отмечен «Хрустальной мышью» Общества котоводов Алтая. Работа выполнена в Autodesk Revit. АлтГТУ, 2013.
Рис. 7. Екатерина Балабанова. Новый международный терминал аэропорта Толмачёво. Дипломный проект по специальности «Проектирование зданий». Работа выполнена в Autodesk Revit. НГАСУ (Сибстрин), 2013.