isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

27 января 2014

AutoCAD Civil 3D: Пять примеров внедрения при создании инфраструктуры Олимпийских игр в Сочи

Полная уточнённая версия статьи

Сергей Кирьякиди

От редакции isicad.ru: Сергей Кирьякиди Сергей Кирьякиди в 2009 году окончил Сочинский Государственный университет туризма и курортного дела по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» и сейчас является начальником ПТО открытой в Сочи оперативной группы ОАО «Бамстроймеханизация».

ОАО «Бамстроймеханизация» основано в 1974 для производства земляных работ при строительстве Байкало-Амурской магистрали. Сейчас компания занимается строительством крупных транспортных и производственных объектов, а также объектов инфраструктуры и промышленно-гражданского назначения. В штате компании состоит более 2500 сотрудников, парк строительной техники насчитывает более 620 единиц техники.

В апреле 2009 года было создано сочинское подразделение для участия в строительстве одного из самых масштабных объектов Олимпийской инфраструктуры — «Совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер — горноклиматический курорт „Альпика-Сервис“». После его завершения ОАО Бамстроймеханизация продолжило строительство транспортной инфраструктуры Олимпиады.

Полная уточнённая версия статьи публикуется по многочисленным просьбам читателей.

Цель статьи — на примере внедрения и успешного применения AutoCAD Civil 3D в строительной организации, выполнявшей строительство объектов транспортной инфраструктуры столицы XXII Олимпийских зимних игр г. Сочи, продемонстрировать:

  • Преимущества BIM технологий проектирования перед 2D проектированием сложных объектов;
  • Преимущества применения Civil 3D в производственном процессе строительного предприятия;
  • Принципиальные возможности применения Civil 3D в отрасли транспортного строительства.
Эта статья написана на основе моего выступления на Autodesk University Russia 2013 с некоторыми дополнениями и пояснениями.

Статья предназначена прежде всего руководителям и инженерам производственных подразделений строительных организаций, инженерам-проектировщикам, а также всем тем, кто находится в поиске программного обеспечения для решения производственных задач транспортного строительства. Надеюсь, что статья будет также полезна, кто интересуется BIM технологиями проектирования и хочет узнать, в чем же ее реальное преимущество.

В тексте отсутствует подробное описание приемов и методик выполнения далее приведенных примеров. О технике выполнения некоторых нижеприведенных примеров можно узнать из статей, размещенных в библиотеке сообщества Autodesk и на DWG.RU.

Сочи Civil 3D новый Панорама

Вступление

До начала использования AutoCAD Civil 3D в сочинском подразделении ОАО «Бамстроймеханизация» для работы с поступающей проектной документацией в формате dwg. и составления исполнительной документации с крайне низкой эффективностью труда применялся AutoCAD 2009 LT. Его применение, по сути, ограничивалось просмотром и печатью документации. Естественно о динамичности и информативности объектов ни какой речи идти не могло. Ситуация с частой корректировкой проектной документации и другие производственные задачи требовали нового подхода в их решении.

Выбор в пользу AutoCAD Civil 3D был сделан по следующим причинам:

  • Знакомая платформа AutoCAD
  • Широкая область применения, охватывающая все наши потребности и задачи.
  • Динамичность объектов
  • Гибкий интерфейс
  • Широкий выбор стандартных и дополнительных инструментов.
Внедрение в производственный процесс программного комплекса AutoCAD Civil 3D началось в мае 2010 года. Было закуплено две лицензии 2011-ой версии с пакетом подписки. Один комплект для производственно-технического отдела, другой для геодезической бригады. Сотрудники прошли адаптированные обучающие курсы под наши конкретные задачи, на примере выполнявшихся на тот момент объектов. Так постепенно началось применение Civil 3D на производстве. Сначала это была обработка геодезических съемок, подсчет объемов, подготовка данных для выноса в натуру. По мере накопления опыта работы, в программе стали проводить анализ проектных данных, проектирование временных и вспомогательных сооружений, анализ качества выполненных работ. В настоящее время, благодаря использованию подписки, работаем в Civil 3D 2014 и, таким образом, поддерживаем наше ПО в актуальном состоянии.

Далее, с разной степенью подробности, будет представлен опыт применения AutoCAD Civil 3D в пяти проектах, относящихся к созданию инфраструктуры Сочинской Олимпиады.

1. Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис»

Сочи Civil 3D новый Дорога

  • Особенности объекта:
  • Огромные объемы работ
  • Сжатые сроки строительства
  • Частое отсутствие проектной документации
  • Проектная документация на бумаге или 2D чертежи
  • Наличие ошибок в проекте
  • Долгий процесс корректировок и согласований.
В условиях крайне сжатых сроков проектирования и строительства этого масштабного объекта очень остро стоял вопрос со своевременным обеспечением строителей качественной проектной документацией. Во избежание простоев мы были вынуждены работать, что называется «с колес», т. е. запрашивать в институтах проектную документацию в электронном виде, печатать ее и выдавать в работу на участки, не дожидаясь, пока документация пройдёт все "круги": экспертизу, заказчика, генерального подрядчика и т.п. Разумеется, в такой спешке почти невозможно избежать ошибок при проектировании. Некоторые из этих ошибок могли стоить подрядчику и заказчику десятки миллионов рублей. Выявление таких ошибок без создания BIM модели и ее анализа почти невозможно. Кроме того, в силу той же загруженности проектных институтов, иногда строителям проще на месте запроектировать временные сооружения либо предложить проектные решения, отвечающие текущей ситуации и фактическим инженерно-геологическим условиям на объекте, не дожидаться решений института.

Нижеприведенные примеры демонстрируют, насколько увеличивается эффективность производственного процесса строительства, а также показывают неоспоримые преимущества BIM технологии, на которой основан AutoCAD Civil 3D перед, все еще имеющим место быть, 2D проектированием сложных объектов.

Скальная выемка на 37-ом километре автомобильной дороги

В июле 2010 года перед нами поставили задачу разработать сложнейшую барьерную выемку в горном выступе, препятствующем прохождению трассы автомобильной дороги Адлер – «Альпика-Сервис». Откос выемки имел максимальную общую высоту 55 м со сложным профилем, состоящим из пяти откосных частей по 10 метров высотой с заложением 5:1 и пяти полок безопасности (берм) шириной 3 м (Рис. 1). Из-за расположения строительной площадки на территории Сочинского национального парка, а также близкого расположения ЛЭП 10 кВ и деривационного тоннеля Краснополянской ГЭС проведение буровзрывных работ в этой зоне не представлялось возможным. Было принято решение о применении гидромолотов на базе экскаваторов для разработки этого скального массива.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 1

Рис. 1. Проектное полотно выемки. Профиль

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 2

Рис. 2. Проектное полотно выемки. План

Для проверки соответствия проектных объемов и наглядного представления результата предстоящих работ было решено построить проектную модель полотна выемки. Стоит сразу сказать, что институт такой моделью не располагал, так как этот участок был запроектирован вручную. Исходными данными для восстановления модели были 2D чертежи в dwg. Рельеф был создан из подложки топоосновы. Проектный профиль был легко восстановлен из отрезков командой «Преобразовать линию и сплайн».

На первых этапах из-за отсутствия опыта возникли некоторые трудности с подбором необходимых конструкций, но помогли ребята с форума dwg.ru. Основной конструкцией стала – ВыходНаРельефБермы и элементы общего вида: ЗвеноПоОткосуИШириине, и ЗвеноПоОткосуКПоверхности:

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 3

Рис. 3. Расстановка конструкций по поперечникам

Подобранные конструкции расставлялись по проектным поперечным профилям и в точности их повторяли. Сложность данной выемки, помимо общей высоты, еще заключалась в том, что ближе к ее завершению должен устраиваться котлован под устой моста и мостовое полотно. За выемкой находился каньон реки Мзымта и будущая дорога должна пройти над ним уже по мосту (Рис. 2). Итак, коридор в соответствии с проектными параметрами был готов.

Полученная поверхность полотна выемки имела очень серьёзный дефект, который являлся следствием «ручного» проектирования такого сложного участка:

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 4

Рис. 4. План выемки с дефектом откосной части

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 5

Рис. 5. Полотно выемки с дефектом откосной части

На участке, где начинался котлован под устой моста, не был соблюден переход бокового откоса с добавлением дополнительных вертикальными и горизонтальными звеньями. В результате, откос выемки, на участке котлована, "просел" на 4 м. и сместился от оси на 1м (Рис. 6). При проектировании подобного объекта с применением BIM такие ошибки были бы невозможными на этапе выхода РД, так как специалист всегда мог бы оценить результат визуально. Как потом сказал один из сотрудников института: «Студент увлекся! (копируя поперечный профиль)».

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 6

Рис. 6. Поперечный профиль: дефектный и исправленный

Таким образом, была обнаружена ошибка в РД, которая могла стоить заказчику многие миллионы рублей за дополнительные работы для исправления откоса и срыва сроков сдачи участка, а мы, как подрядчики, избежали длительных простоев техники непременно последовавших, если бы это обнаружилось в процесс работ. Имея уже готовую BIM-модель и немного ее подкорректировав, мы смогли в тот же день предложить необходимое решение по корректировке профиля выемки, с учетом профиля под котлован для устоя и мостовое полотно, также было предложено увеличить высоту откосной части берм с 10 метров до 12 и уменьшить их количество с пяти до четырёх.

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 7

Рис. 7. Исправленное полотно выемки

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 8

Рис. 7a. Исправленное полотно выемки

Данное решение было согласовано заказчиком и генеральным подрядчиком. Таким образом, не дожидаясь выхода откорректированной РД, мы смогли приступить к работам. Впоследствии, предложенное решение было включено проектным институтом в рабочую документацию. Кроме того полученная модель служила источником всех необходимых данных для геодезических работ.

Еще одним интересным моментом на этом участком было выявление несоответствия проектного "черного" рельефа фактическому. При наложении на продольный профиль результатов съемки выполненной непосредственно перед началом работ, разница в максимуме составляла +15,22 метров.

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 8-9

Рис. 8. Сравнение продольных профилей "черного рельефа

Такая разница явилась следствием некорректной обработки результатов воздушного лазерного сканирования и последующего слишком сильного прореживания точек, а потом просто «Забыли перекинуть ребра». Разница в объемах работ составила 23 000 кубометров, что соответствовало примерно 20 миллионам рублей. По этой причине так важно всегда внимательно анализировать результат построения поверхности на предмет корректного положения ребер.

Подсчет суммарной длины / глубины 864-х скважин

Как уже говорилось выше, разрабатывать данную выемку при помощи буровзрывных работ не представлялось возможным. Разработка началась гидромолотом на базе экскаватора. В начале работ было выявлено несоответствие проектной геологии. Установлено, что горный массив состоял из скальных грунтов 8 – 9 группы, которые не поддаются разработке гидромолотом без предварительного рыхления. Для уменьшения прочности грунта на отрабатываемом горизонте и возможности применения гидромолотов, предусматривалось устройство скважин Ø150мм. глубиной 3м, с сеткой бурения 2×2м. Применение других невзрывных методов (расширяющиеся вещества и др.) экономически более затратно и потребовало бы очень большого временного периода, что в условиях строительства Олимпийского объекта было недопустимым.

Из-за загруженности института, подсчет суммарной длины (глубины) скважин для включения в сметную документацию лег на плечи непосредственных исполнителей, т.е. нас. И тут Civil 3D оказался снова незаменимым помощником. Смысл решения заключается в подсчете суммы разниц отметок верха и низа скважин, если бы они бурились от поверхности рельефа до проектной отметки полотна выемки.

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 9

Рис. 9. Точки верха и низа скважин в пространстве

Идею этого способа я почерпнул из статьи Дмитрия Тищенко, в которой он описывал технологию подсчета длин свай. В AutoCAD Civil 3D такой подсчет реализовать проще, так как в его функционале уже имеются встроенные «динамические блоки» (в данном случае точки COGO) и инструменты, с помощью которых ими легко управлять и систематизировать.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 10

Рис. 10. Подсчет суммарной длины скважин

Благодаря применению AutoCAD Civil 3D и MS Office, без создания специальных динамических блоков и приемов программирования, задача по подсчету длин 864-х скважин была выполнена за четыре часа. Этот период включал в себя время на поиск алгоритма действий и отработку нескольких тупиковых вариантов.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 11

Рис. 11. Трехмерные стволы скважин

Уже в процессе самой разработки выемки при помощи Civil 3D контролировалось качество выполняемых работ за счет автоматической обработки тахеометрических съемок и визуальной оценки результата. На основе материалов съемок, при помощи инструмента "Сечение" автоматически создавались поперечные профили для исполнительной документации.

Итогом этого проекта стала разработанная выемка

Сочи Civil 3D новый Выемка

Результаты применения Civil 3D на объекте:

  • Обнаружение серьезного дефекта
  • Корректировка рабочей документации
  • Согласование изменений с заказчиком
  • Уточнение объемов работ
  • Получение информационной модели
  • Начало работ

Технологический заезд

Как и любую другую выемку, разрабатывать её необходимо было сверху. Самой сложной практической задачей на этом объекте стала доставка техники к верхнему заложению выемки. Для этого проектом предусматривалась отсыпка технологического заезда с отметки +406 м. до +441м. уклоном 180‰, и далее устройство пионерного заезда в виде серпантина к верхнему заложению.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 12

Рис. 12. План технологического заезда

Проектное решение по этому сооружению поступило к нам в виде 2D чертежей. При этом объем по ведомости работ показался нам заниженным. Было решено проверить объем, построив модель объекта. При помощи самого простого коридора, за 15 минут была получена модель объекта.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 13

Рис. 13. Тонированная модель заезда

Проверка показала, что при проектном объеме около 28 000 кубометров фактический проектный объем составил 32 000 кубометров. Выявленная разница соответствовала примерно четырём миллионам (!) рублей: этот убыток удалось предотвратить за 15 минут работы в Civil 3D. Продемонстрировав заказчику графическое представление расчета объема, мы обосновали разницу и включили её в стоимость работ.

Результаты применения Civil 3D на объекте:

  • Выявлено несоответствие проектных объемов
  • Графически представлен расчет объемов
  • Откорректирована стоимость работ по объекту
  • Получена информационная модель объекта
  • Начало работ.

Переезд через деривационный трубопровод

После завершения разработки выемки, для дальнейших работ по возведению моста и проезда строительной техники необходимо было выполнить временный проезд, с переездом через деривационный трубопровод. Его сложность заключалась в том, что он начинался на выходе ранее разработанной выемки, далее проходил в полувыемке, в скальном массиве и далее переходил в насыпь с переходом через трубопровод. Проект этого проезда был выполнен также в 2D виде, с явным несоответствием планового положения и рельефа местности и как следствие объемы работ были посчитаны некорректно.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 14

Рис. 14. Тонированная модель проезда

На основе имевшейся модели местности и полотна выемки, этот проезд был запроектирован без особых усилий, и полученные результаты мы включили в рабочую документацию с корректировкой ведомости работ.

Специальное вспомогательное сооружение и устройство

К концу разработки выемки нам поставили задачу срочно отсыпать СВСиУ1 для подъема бурильных установок к верхнему заложению соседней выемки для устройства буронабивных свай подпорной стены. Задача была поставлена, но проекта не было. Здесь снова нас выручил Civil 3D. На основе чертежей по устройству ростверка подпорной стены, нами был запроектирован технологический заезд для бурильных установок. Проектирование заняло от силы полтора часа. Полученные чертежи были включены в рабочую документацию, согласованы в производство работ заказчиком, и работа по отсыпке заезда началась на следующий день.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 15

Рис. 15. План СВСиУ1

В проектировании этого объекта есть один интересный момент. Просматривая один из форумов, я нашел тему, в которой представитель института проектирующего это СВСиУ1, задавал вопрос: «Как автоматически вычертить откосы с заданным заложением в "голом" AutoCAD, располагая только 2D подложкой рельефа из полилиний того самого участка». На что я ответил, что мы уже запроектировали этот заезд и уже ведутся работы. Это очередной яркий пример преимущества Civil 3D перед 2D проектированием.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 16

Рис. 16. Тонированная модель СВСиУ1

Пожарный водоем

Следующим крупным объектом, при реализации которого Civil 3D сыграл значительную роль, стал «Пожарный водоем» (часть проекта Совмещенной дороги). Пожарный водоем представлял из себя выемку объемом 550 тыс. кубометров на склоне горы. Часть из вынимаемого грунта предназначалась для дальнейшего использования в качестве материала для отсыпки дорог, а часть грунта, как непригодный, подлежала вывозке в отвал.

Задачей нашей компании стала отработка объекта в четком соответствии с проектными параметрами с учётом того, что контроль со стороны Ростехнадхора и природоохранных служб на Олимпийской стройке был очень жестким. Для этого требовалось восстановить модель объекта для наглядного представления объекта, проверки объемов, а также для получения всех необходимых данных для геодезической бригады. Проектные данные были представлены в виде поперечных профилей, плана и профиля. Как и на выемке на ПК 368, восстановить модель объекта удалось при помощи подбора конструкций, построения коридора и инструментов профилирования. Полученная модель позволила получить наглядное представление о будущем объекте, проверить объемы работ, получить все необходимые данные для выноса в натуру. В дальнейшем модель служила эталоном при оценке выполненных работ на соответствие проекту. Наличие проектной модели позволяло при отработке откоса на сечениях легко определить отклонения в ту или иную сторону. Неоценимую помощь Civil 3D оказывал в подсчете ежемесячно выполняемых работ, позволяя это делать за какие-то минуты и с точностью, несравнимой с подсчетами по поперечным сечениям.

2. Медиадеревня на отм. +960 м. в п. Красная поляна

Сочи Civil 3D Новый Медидеревня

После завершения работ на выемке наша компания приступила к работам по устройству котлованов под гостиничные комплексы в Олимпийской Медиадеревне на отметке +960 м. в п. Красная поляна. Заказчик поставил задачу – подготовить котлованы под фундаменты гостиничных комплексов. Из исходных данных в нашем распоряжении были только чертежи бетонирования фундаментной плиты и съемка исходной поверхности. При помощи Civil 3D, в соответствии с требованиями СНиП, удалось быстро построить модели котлованов и оценить объемы работ, а также смогли с большой точностью прикинуть стоимость работ по каждому из котлованов.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 17

Рис. 17. План котлована совмещенный с чертежом фундамента

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 18

Рис. 18. Тонированная модель котлована с переменой глубиной

Всего было запроектировано пять котлованов. На проектирование каждого уходило не более 2-3 часов. При проектировании применялись инструменты профилирования, характерные и структурные линии, и несложные коридоры.

Таким образом, имея всю необходимую информацию для выноса в натуру, мы смогли в кратчайшие сроки приступить к работам с ясным представлением об объемах работ, их стоимости и имели наглядное представление о конечном результате.

3. Ахштырское месторождение известняков

Сочи Civil 3D новый Ахтырское

По окончании отработки «Пожарного водоема», в декабре 2011 года нашей компании поручили разработку «Ахштырского месторождения известняков», которое было призвано обеспечить потребность олимпийской стройки в инертных материалах. По проекту запасы данного месторождения оценивались в 2.154 млн. кубометров и объем вскрышных работ составлял 232 тыс. кубометров в плотном теле.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 19

Рис. 19. План карьера на конец отработки

На основе уже накопленного немалого опыта выявления всякого рода несоответствий при проверке проектной документации, мы приняли решение не заключать контракт до всестороннего анализа проекта. Проектные данные поступил к нам все в том же 2D dwg, но позволяли быстро восстановить рельеф, подошву вскрыши, подошву полезного ископаемого. На основе топографического плана был восстановлен рельеф, по гипсометрическому плану кровли восстановлена поверхность вскрыши. При сравнении геодезической съемки и проектного рельефа отклонений выявлено не было, зато было выявлено несоответствие подсчета объема вскрышных работ на 22 тыс. кубометоров в сторону увеличения. Эта разница была доказана заказчику и проектной организации и была учтена при заключении контракта. Восстановление модели чаши карьера производилось с применением коридора и структурных линий для уступов и откосных частей. Полученная модель послужила основой концепции "электронного" карьера, а также служила источником данных для геодезической разбивки.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 20

Рис. 20. Модель чаши карьера

Концепция «электронного карьера» подразумевает создание модели месторождения, которая позволяет оперативно отслеживать выполнение горных работ, планировать горные работы, контролировать качество отработки бортов, вести учет добытых объемов, автоматически пополнять маркшейдерскую документацию, вести проектирование уступов, съездов/заездов и т.п. Этот подход был с успехом реализован на Ахштырском месторождении.

Для контроля над ходом отработки на поле карьера, при помощи трасс, была создана сеть 50×50м продольных и поперечных профилей.

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 21

Рис. 21. Продольный профиль карьера

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 22

Рис. 22. План карьера и профили

Профили позволяли ежемесячно контролировать ход отработки и вносить корректировки при выявлении отклонений. В дальнейшем, каждые полгода, на основе полученных профилей и планов, почти в автоматическом режиме, составлялась маркшейдерская документация.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 23

Рис. 23. Чаша карьера. 3D вид

4. Технологическая дорога в с. Раздольное

В ноябре 2012 года из-за наступления сезона дождей наш заказчик поручил нам в срочном порядке отсыпать технологическую дорогу, с частичной реконструкцией существующей грунтовой дороги, для движения грузового транспорта к строительной площадке по возведению жилых домов для волонтеров. Так как работы были незапланированными, естественно, ни о каком проекте не было и речи, заказчик предлагал выполнить работы что называется «на глазок».

Для определения цены контракта нужно было срочно подсчитать объемы работ. При дальности транспортировки грунта для отсыпки в 53 км каждый куб становился «золотым». С нашей стороны было решено выполнить геодезическую съемку местности прохождения трассы будущей дороги и представить на ее основе проектное решение с подсчетом объемов предстоящих работ.

На основе материалов геодезической съемки была создана ЦММ. По профилю рельефа подбиралось оптимальное плановое и высотное положение трассы. С применением самых простых элементов конструкций был построен коридор. Поверхность, полученная по коридору послужила источником данных для подсчета объемов земляных работ и геодезической разбивки. При проектировании были учтены все особенности рельефа местности и существующие коммуникации.

При помощи команды «Проезд» была произведена быстрая оценка корректности построения коридора и поверхности по всей трассе. На участке протяженностью 1840 метров запроектировано земляное полотно дороги в объеме 4.4 тыс. кубометров; устройство перехватывающего водоотводного кювета в объеме 1110 кубометров, протяженностью 1560 метров; определены места установки пяти водопропускных труб.

Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 24

Рис. 24. Выполнение команды «Проезд»

Таким образом, на стадии планирования работ (в том числе, геодезических) за два дня была спроектирована технологическая дорога с учетом пожеланий заказчика и существующей ситуации. Получено полное представление об объемах предстоящих работ, их стоимости. Заказчик подписал полученные чертежи в производство работ, в соответствии с которыми работы были выполнены. При подсчете фактически выполненных объемов разница с проектом составила примерно 3%. Составление исполнительной документации на этот участок заняло всего пару часов, а, т. к. в наличии имелся BIM проект, оставалось только добавить материалы исполнительной геодезической съемки на план, сечения и продольный профиль.

5. Олимпийский парк. Подготовка площадей под укладку асфальтобетонного покрытия

Сочи Civil 3D новый Парк

С начала декабря 2012 года мы приступили к выполнению работ по подготовке площадей Олимпийского парка под укладку А/Б покрытия. Заказчик (ГК Олимпстрой) поставил жесткие требования по отклонениям высотных отметок +2см; - 3см. При этом требовалось выполнять не менее 1000 м2 в сутки. При такой точности и в отсутствии систем автоматизированного управления строительной техникой задача становилась почти не выполнимой. Чтобы добиться требуемой точности в приемлемые сроки с минимальными затратами нужно было применит нестандартные способы работы. Решением поставленной задачи стало применение, при анализе результатов геодезических съемок подготавливаемых участков, стиля поверхности «Диапазон высот». С помощью этого стиля можно графически отобразить области требующие срезки или досыпки либо области уже готовые к сдаче. На выявленные таким образом области с отклонениями очень легко давать корректирующие поправки т.к. визуально можно определить их границы и не испортить уже готовые площади. Сходу решить данную задачу оказалось не возможным т.к. поверхности, созданные по материалам съемок, не обладают нужным свойством в виде отметки указывающей разницу между фактической и проектной поверхностью. Таким свойством обладает «поверхность TIN для объема», которая создается как раз для определения разницы между проектом и фактом.
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 25

Рис. 25. Создание поверхности для объема

Теперь самое главное: задаем поверхности стиль "Диапазон высот" на вкладке Анализ задаем число диапазонов - 3, нажимаем кнопочку - выполнение анализа; устанавливаем лимиты диапазонов в соответствии с требованием заказчика (-∞:-3], [-3:2], [2:+∞), по желанию задаем цвета диапазонов, жмем ОК!
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 26

Рис. 26. Настройка параметров анализа

Перед нами предстает картина, на которой видны участки обозначенные синим и оранжевым оттенком, требующие доработки, зеленые участки, где высотные отметки находятся в заданном допуске -3;+2:
Сочи Civil 3D Опыт 1 рис 27

Рис. 27. Анализ поверхности

Выдать корректирующие поправки в таком случае очень просто, т.к. безошибочно можно определить границы мест требующих доработки. В пределах контуров неготовых участков расставляем по проектной поверхности корректирующие точки, при этом задаем им необходимое описание для добавления их по этому признаку в группу.

Так, благодаря применению вышеописанных, нехитрых приемов удалось повысить производительность труда производственных звеньев минимум в два раза, с достижением почти идеального качества работ.

Большим плюсом на этом объекте оказалось, что организация, выполнявшая проект вертикальной планировки Олимпийского парка, работала в Civil 3D. Благодаря работе на одной платформе нам не требовалось производить дополнительных действий для конвертации поверхностей. Было очень удобно работать с первичными файлами и не переживать за искажения данных при их переносе из разных программ.

Заключение

Благодаря применению AutoCAD Civil 3D, наша компания совершила технологический прорыв. За счет исключения простоев и своевременного обеспечения проектной документацией нам удалось значительно увеличить производительность механизированных комплексов и геодезической бригады, повысить качество выполняемых работ за счет оперативного контроля, сократить общие сроки строительства участков, снизить издержки производств и сэкономить десятки миллионов рублей бюджетных денег.

Civil 3D позволил анализировать проекты на стадии заключения контракта и выявлять все возможные «подводные камни», тем самым, исключая выполнение бросовых работ и т.п.; позволил заранее, с большой точностью просчитывать объемы предстоящих работ, проводить визуальный анализ предполагаемого конечного результата проектирования и строительства.

Приведенные выше примеры –лишь малая часть успешно выполненных проектов, при реализации которых Civil 3D сыграл очень важную роль. Подобные задачи мы с успехом решаем при помощи Civil 3D в своей повседневной работе.

Выводы

Для повышения конкурентоспособности и экономической эффективности любой организации, занятой в строительстве объектов транспортной инфраструктуры, крайне необходимо наличие собственной инженерно-проектной группы, способной проводить всесторонний анализ поступающих проектных данных, оперативно вносить корректировки отвечающие требованиям проекта и выдавать техническое решение для производства работ.

AutoCAD Civil 3D, с его возможностями, полностью отвечает требованиям для решения инженерно-технических проблем и может стать незаменимым инструментом позволяющим решить любые производственные задачи, связанные с проектированием.

Опираясь на собственный опыт, с уверенностью могу сказать: экономические затраты на создание и содержание такой группы не сопоставимы с возможными убытками возникшими вследствие необоснованно принятого решения, простоя техники или наоборот, с прибылью, возникшей при принятии правильного технического решения.


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.