isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

26 июня 2014

SolidWorks в театральном искусстве

Дарья Тюльпа (Миллионщикова)

Дарья Миллионщикова SolidWorks

Автор — ведущий инженер, Certified SolidWorks Professional (CSWP), SolidWorks Russia
Когда мы слышим слова CAD, CAM, PDM, чаще всего видим образ электромеханических устройств, приборов, ракет и самолетов. Но решения SolidWorks нашли свое применение и в такой нестандартной, на первый взгляд, отрасли, как искусство. На сей раз служители Мельпомены тоже получили шанс приобщиться к автоматизации – применению SolidWorks для создания декораций.

Действительно, поговорим о прекрасном. Каждый из нас хотя бы в детском возрасте хотя бы раз ходил в театр. Все с переменным успехом переживают за старомодного Фамусова, неугомонного Фигаро и романтичную Татьяну Ларину. Любуются на актеров, ругают режиссеров, хвалят декорации. Многие мечтают заглянуть за кулисы… А мы с вами пойдем еще дальше – посмотрим за работой художников, декораторов, специалистов производства, которые наравне с режиссером и сценаристом создают неповторимую атмосферу спектаклей, опер и балетов, чтобы в итоге самый капризный зритель остался доволен.

Большой, Мариинский, Вахтангова… и SolidWorks

В своей знаменитой фразе Шекспир упомянул только мир-театр и людей-актеров, Печально, но зачастую за кадром, точнее за кулисами остаются художники, декораторы, дизайнеры. А еще конструкторы, которые моделируют изделия, создают различную документацию; специалисты производства, которые собирают сначала макет для демонстрации художнику, а потом изделие для дальнейшего выпуска спектакля в свет.

Казалось бы, всего какой-то век назад в Абрамцевском кружке у мецената Мамонтова собирались известные художники и артисты, где, помимо создания шедевров и партии в шахматы, за чашкой чая ставили любительские спектакли. Причем декорации, костюмы, афиши и сценарии к ним создавали сами художники, часто выступавшие и в качестве актеров. Например, для самой знаменитой постановки Абрамцевского кружка того времени «Снегурочки» А. Н. Островского декорации и костюмы к сказке создавались по эскизам В. М. Васнецова.

Более ста лет назад под рукой были только кисточки, краски, мольберт и хорошее настроение. Творческие люди могли по сотне раз исправлять декорации, замазывать белилами свои произведения, добиваясь идеала.

Но, к сожалению, сегодняшние театральные постановки не могут позволить себе долгого творческого полета, декорации становятся все сложнее, зрители – искушеннее, а художники – требовательнее. Поэтому никак нельзя обойтись без современных средств автоматизации, с помощью которых можно моделировать детали, сборки, создавать документацию в соответствии с принятыми стандартами, многократно исправлять, сохранять различные версии, отправлять «читабельный» вариант на производство, в общем, творить.

Большой театр. От мраморного склепа к… Вечности

Господа и дамы конструкторы, а кто из вас может похвастаться тем, что смоделировал в SolidWorks…мраморный склеп? Или вихрь прозрачных льдинок? А вот для специалистов Государственного академического Большого театра это, скорее, трудовые будни, хотя и не лишенные элементов непредсказуемости, присущих данной отрасли.

Декорации для постановок «Дон Карлос», «Снежная королева», «Легенды о любви» и многих других были выполнены командой специалистов-конструкторов с использованием решений SolidWorks. В основном проектировались 3D-модели несущих конструкций, необходимых для дальнейшего изготовления на производстве, создавались чертежи, спецификации и другая документация. Трехмерное представление металлоконструкций более наглядно, и позволяет избежать множества ошибок, связанных с неправильной трактовкой двухмерных аналогов.

SW искусство 1 Большой театр

Большой театр. Металлоконструкция в SolidWorks

Также технологии SolidWorks помогают художнику увидеть весь проект будущего спектакля, оперы или балета на экране монитора: различные варианты размещения декораций, ракурсы будущей постановки с разных точек, даже устроить виртуальную «прогулку» по сцене. При этом не затрачиваются лишние средства на изготовление дорогостоящих макетов.

Еще более красиво и «реалистично» предстанет перед художником будущий спектакль, если конструктор будет применять текстуры, использовать фон и различные цветовые решения. Такую возможность предоставляют все конфигурации SolidWorks. Изделия из дерева, камня, драгоценных камней делают декорации максимально приближенными к реальности.

Например, для оперы «Дон Карлос» необходимо было спроектировать мраморный склеп, а поскольку в стандартной поставке SolidWorks есть текстура «мрамор», задача конструктора максимально упростилась.

SW искусство 2 Большой

Большой театр. «Дон Карлос». Фрагмент мраморного склепа

SW искусство 3 Большой театр

Большой театр. «Дон Карлос». Фрагмент

Возможности SolidWorks в области отражения и преломления света как нельзя лучше подошли для работы над декорациями к постановке «Снежная королева». Прозрачная поверхность льдинок, неравномерно падающие солнечные лучи создают по-настоящему сказочную обстановку, даже появляется желание бросить все и начать составлять слово «вечность».

Таким образом, работа над созданием декораций еще не началась, а художник уже может увидеть, как будет выглядеть сцена во время спектакля, и по ходу внести свои коррективы.

Театр им. Вахтангова. Качели для «Евгения Онегина»

Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова для основных постановок также использует многообразный функционал SolidWorks. Подтверждение тому - декорации к спектаклям «Пристань», «Евгений Онегин» и «Женитьба». По классике в мастерской театра сначала делают макет 1:25, а потом уже непосредственно изготавливают декорации. При этом на создание макета уходит немало времени и дополнительных средств, что сказывается в том числе на себестоимости постановки. Но с использованием современных средств автоматизации производство элементов для постановок становится гораздо продуктивнее: художник может уже на этапе моделирования увидеть все нужные для спектакля декорации и при желании попросить конструктора поменять размеры, фактуру. Поскольку эти параметры все же проще менять сидя перед компьютером, а не ломая и подклеивая дорогостоящий макет. Технолог по декорациям – так называется специалист, который проектирует декорацию прежде чем она попадет на производство. В итоге для художника более удобно посмотреть в трехмерном исполнении окружение и различные ракурсы будущего спектакля. В свою очередь производству легче работать с изометрией и аксонометрией, поскольку она более наглядна. Более того, снижается число ошибок, которые появляются при работе с двухмерными эскизами.

Например, декорации-конструкции к спектаклю «Женитьба» полностью были созданы с помощью SolidWorks: плоские стенки, с косынками, с брусками; мебель, окружение на сцене, архитектурные элементы, карнизы.

SW искусство 4 Вахтангов

Театр им. Вахтангова. «Женитьба»

После чего требуемый вид изделия распечатывается 1:1 и отправляется в сборочный цех. Внесения изменений непосредственно на производстве слишком затратны по финансам и по времени, поэтому использование технологий SolidWorks выгодно во всех отношениях.

Еще один красивый пример применения средств современной автоматизации – качели для спектакля «Евгений Онегин».

SW искусство 5 Вахтангов

Театр им. Вахтангова. «Евгений Онегин». Татьяна Ларина

SW искусство 6 Вахтангов

Театр им. Вахтангова. «Евгений Онегин». Фрагмент

Чтобы разработать такого рода конструкции, достаточно базового функционала SolidWorks: простейшие вытяжки и вырезы, элементы по траектории и повернуть позволяют быстро создать необычные архитектурные элементы для спектаклей.

Мариинский театр. «Пеллеас и Мелизанда»

Специалисты-конструкторы всемирно известного Мариинского тетра занимаются проектированием декораций для постановок, а также оборудования для сцены. Основной профиль – цельносварные пространственные конструкции, которые относятся к разделу жестких металлоконструкций. А используют для разработки изделий и создания документации программный комплекс SolidWorks.

Сварные конструкции – целое профильное направление для любого производства. Конструкторы-декораторы в основном моделируют лестницы, несущие механизмы кулис. Производству гораздо удобнее получать аксонометрию, нежели плоскую развертку. Меньше головной боли и у конструктора, который с помощью решений SolidWorks передает на производство автоматически созданную спецификацию заготовок. В итоге снижается количество ошибок по вине цеховых рабочих, меньше сроки изготовления изделий. «Я бы иначе провел в цеху все время», - признается ведущий конструктор Мариинского театра.

Автоматизированная работа с помощью решений SolidWorks помогает конструктору на этапах моделирования, инженерного расчета, создания документации, передачи данных далее на производство. Немаловажно вовремя отреагировать на новые творческие идеи художника, а иногда полезно вернуть все к первоначальному виду без потерь по времени и качеству.

Например, для балета «Маргарита и Арман» необходимо было изготовить маленькие канделябры, которые на сцене выглядят как свечи, а на самом деле работают от электричества. Основание на роликах – так называемая фурка – было полностью спроектировано в SolidWorks. Так что гости Северной столицы имеют шанс увидеть этот результат применения средств современной автоматизации вживую.

SW искусство 7 Мариинка

Мариинский театр. «Маргарита и Арман».Фрагмент

Кстати, те, кто был в Мариинском театре, представляют себе эту старинную балетную сцену, где канделябры и, соответственно, ролики технически по планировке стоят на сцене под производным углом, то есть каждый ролик должен быть на своей высоте. Грамотнее и нагляднее получить такую сложную конструкцию получилось с помощью опять-таки базового функционала SolidWorks. Для этого было необходимо все лишь смоделировать площадки и отследить расстояние между роликами. Для маленького, насыщенного элементами каркаса, эта задача выглядела не совсем тривиальной, но с использованием 3Д-технологий заметно упростилась.

С помощью SolidWorks специалисты Мариинского театра создают не только несущие конструкции, но и декорации, для которых иногда требуется смоделировать сложные формы. Работа с поверхностями, листовым металлом, создание различного рода разверток значительно упрощают задачу изготовления необычных элементов для постановок.

С постановкой оперы «Пеллеас и Мелизанда» вышла интересная история, которой поделились ведущие конструкторы Мариинского театра. Следует учесть, что это был первый опыт работы специалистов в программном комплексе SolidWorks.

Представьте себе большую полукруглую сцену, декальную в плане, причем изогнутую необычной волной. Линии деления идут под разными углами, панели в длину 5-6 метров, поверхность винтовая. Если развернуть стену, ее суммарная длина составила бы 20 м. Проект показался сложным, поскольку на производстве должно было собраться так, как заказал художник. В итоге моделирование основывалось на металлоконструкциях, объемных фермах. Когда чертежи, содержащие в основном аксонометрию и сложные разрезы, принесли на производство и собрали декорацию, нужный эффект получился с первого раза. Фантастика? Нет, всего лишь результат применения передовых средств автоматизированного проектирования.

SW искусство 8 Мариинка

Мариинский театр. Пеллеас и Мелизанда. Декорация в SoldiWorks

SW искусство 9 Мариинка

Мариинский театр. Пеллеас и Мелизанда. Сборка декораций

SW искусство 10 Мариинка

Мариинский театр. Пеллеас и Мелизанда. Репетиция спектакля

SW 11 искусство Мариинка

Мариинский театр. Пеллеас и Мелизанда. Фрагмент спектакля

Пусть самые известные российские театры остаются верны традициям в создании классических постановок или предлагают нестандартные трактовки спектаклей, опер и балетов, но чтобы Снежная королева не растаяла под светом рампы, Татьяна Ларина грациозно качалась на качелях, а гофрированная стена в 20 м выглядела как настоящая, все-таки приходится прибегнуть к современным средствам автоматизации, которым легко обучиться и которые не заставят художника и декоратора заниматься рутинными вещами, а просто… творить.

Компания SolidWorks Russia выражает благодарность Государственному академическому Большому театру, Государственному академическому театру им. Евгения Вахтангова и Мариинскому театру за помощь в подготовке статьи.

Дополнительные источники:

Большой театр
Театр Вахтангова
Мариинский театр


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.