isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

15 июля 2014

Autodesk уже не считает PLM кучей дерьма. А как насчёт 3DEXPERIENCE?

Подготовил Д. Левин

Верди Оугуэлл Недавно по сетевым ссылкам я вышел на публикации журналиста Верди Оджуэлла (Verdi Ogewell), европейского корреспондента ENGINEERING.com и редактора ряда PLM-изданий. Трудно было пройти мимо его статей с названиями «Карл Басс больше не считает PLM кучей дерьма и объявляет об успехах PLM360» и «Почему Бернар Шарлес верит в 3DExperience как средство устранения нынешней разрозненности компонентов PLM» (ссылки см. в конце статьи), и я решил изложить заинтересовавшие меня элементы статей Верди для того, чтобы акцентировать внимание читателей на векторах развития Autodesk и Dassault Systemes.

Несмотря на некоторую традиционную иронию и даже сарказм по отношению к ритуальным высказываниям руководителей миллиардных компаний, их надо понять: они – политики, они ответственны перед акционерами, они обязаны вселять в сотрудников и клиентов оптимизм, а также его постоянно поддерживать … Набор соответствующих приёмов довольно прост и стандартен: всё стоящее придумали мы; человечество на пороге великих изменений, и наши инструменты – ключ к успеху; наши финансовые результаты демонстрируют бурный рост или, как минимум, подготовку к росту и т.д.

По большому счёту, «универсальные» САПР-PLM-вендоры с доходом в интервале 1-3 миллиарда долларов разными путями и ритмами, а также, используя разные этикетки и приёмы маскировки, неизбежно интересуются и занимаются примерно одним и тем же.

Например, мне уже приходилось доброжелательно удивляться тому, как Autodesk явно и неявно подчёркивал свой приоритет и лозунг цифрового прототипирования (digital prototyping, DP). Оставляя в стороне анализ соответствующей деятельности PTC и Unigraphics (Siemens PLM) , замечу, что Dassault Systemes с древних времён вполне явно занималось DP и так же явно позиционировало эту область как естественную часть PLM. Впрочем, цифровое прототипирование – столь общий термин, что вряд ли какой-то вендор-лидер рынка PLM скажет вам, что DP не лежит в сфере его первоочередных сегодняшних, вчерашних, позавчерашних и завтрашних интересов.

Или возьмите «Интернет Вещей», IoT. Да, PTC энергично и инвестиционно внедрилось в эту сферу – пока на уровне инструментария и платформы. С другой стороны, на мой взгляд, идеологическая составляющая 3DExperience от DS фактически состоит в том, что включает «вещи» (= то, что живет в мире тех, кто пользуется конечными продуктами производства) в орбиту жизненного цикла продукта. А такое включение требует реализации встроенной PLM-активности самих вещей, поскольку в этом смысле никак нельзя рассчитывать на скромные человеческие возможности онлайн-коммуникации владельцев миллиардов и триллионов вещей.

По-моему, любой русскоязычный глаз не останется равнодушным, встретив в САПР-текстах ароматное слово «силос». Отечественные лидеры САПР на своих пользовательских форумах уже давно могли бы поражать клиентов твёрдыми обещаниями покончить с силосом разрозненных программ и данных, объединив их в «Нанизывающую Технологию Плюс» (приоритет названия – мой! ), однако, пока силос — это silos в англоязычных заявлениях мировых лидеров PLM. Дело в том, что, как выяснилось, маргинальное значение этого замечательного слова связано не с кормом для животных и не силосной ямой/башней: гугл учит, что silo это еще и «система, процесс, подразделение…, которое работает изолированно от других» и приводит пример: «Жизненно необходимо, чтобы члены команды кончали со своим силосом и начали работать коллективно». Короче: лозунг нашего дня – покончить, наконец, с силосом: одна из рассматриваемых мной статей объясняет, что «идея цифрового прототипирования [от Autodesk] состоит в том, чтобы объединить разрозненный (siloed) софтвер, покрывающий фазы разработки продукта, и, в ограниченной степени, фазы проектирования производства, поддержки, продаж и маркетинга», а другая статья прямо в заголовок выносит лозунг искоренения силоса (понятно, что с помощью 3DExperience).

Силос

Википедия: силос (исп. silos) — сочный корм (силосованный корм) для сельскохозяйственных животных;
словом «силос» называют также подземные хранилища для силоса.

Перехожу, наконец, к изложению статей Верди Оджуэлла. Нижеследующий текст состоит из пересказа, иногда – прямых цитат, и моих собственных комментариев, которые, не считая заключения, выделены курсивом.

Autodesk – лидер PLM?

Еще несколько лет назад PLM не было предметом любви Карла Басса, CEO Autodesk. Тогда он сказал: «PLM – это полная чушь, которую Dassault, Siemens и PTC изобрели специально для дополнительной выкачки денег из своих клиентов». Это заявление было смелым даже для 2007 года, но главное, что отличает лучшие умы, это их способность менять точки зрения. Так случилось и с Карлом Бассом. Сегодня Autodesk – один из главных энтузиастов продвижения PLM на рынке. Точнее говоря, продвижения облачных PLM.

Когда на недавнем Autodesk University в Лас Вегасе, пишет Верди Оджуэлл, я напомнил Бассу его высказывание 2007 года, Карл расхохотался: «А ведь я тогда был прав, потому что тогда у нас не было Облаков, а сегодня они есть, и это полностью изменило ситуацию». Карл объяснил, что его убедили факты: как только появилась возможность поставки, PLM обрел смысл. Сегодня руководитель Autodesk ожидает от PLM многого. «Мы уверены, что знакомство с возможностями PLM 360, заставляет людей стремиться к изменениям. Иногда люди меняются медленно, иногда компании выбирают иные решения, но, в целом, процесс уже пошел».

Autodesk Cloud Carl Bass

Карла Басса убеждают факты

Оптимизм руководителя Autodesk подкрепляется тем, что компания стала самым успешным новичком рынка PLM последних нескольких лет. Может показаться странным, что новичком названа компания, много лет успешно работающая на рынке 3D CAD, CAE и PDM, но не следует забывать, что концепция PLM выходит далеко за рамки отдельных решений. В соответствие с определением агентства Gartner, «PLM, управление жизненным циклом продукта, – это философия, процесс и дисциплина, поддерживаемые программным обеспечением для управления продуктом на протяжении всех циклов его жизни: от разработки его концепции до исчезновения с рынка».

CIMdata приняла Autodesk в ряды признанных рынков лидеров PLM только в конце 2012 года, и уже по итогам 2013 года ставит Autodesk в верхние позиции списка этих лидеров (включая доходы партнёров и роялти):

1. Dassault Systemes, 7.7%
2. Autodesk, 6%
3. Siemens PLM, 5.7 %
4. IBM, 4.2%
5. PTC, 3.7 %
6. SAP, 2.8 %
7. Oracle 1.8 %

При этом, CIMdata подразумевает под PLM три составляющие: cPDM, CAD/CAM/CAE/… и цифровое производство.

Autodesk digital prototyping

Цифровое прототипирование интегрирует разрозненные программные модули

CIMdata, конечно, солидная организация, но приведённые данные представляются мне очень условными просто потому, что они, конечно же, относятся к существенно разным номенклатурам PLM… Точнее так: нет точных критериев для разделения PLM-неPLM, и поэтому можете быть уверенными, что каждая из указанных компаний (возможно, кроме Autodesk и DS) насчитает себе больше процентов, чем CIMdata, и опровергнуть это будет трудно. Кстати, соотношение процентов DS и Autodesk очень похоже на нынешнее соотношение суммарных годовых доходов этих компаний…

PLM360

Возможности и свойства PLM 360 включают средства: управления ведомостью материалов (BOM), управления изменениями (ECR) и инженерными требованиями (ECO), определения новых продуктов (NPI), координации поставщиков, управления качеством, управления затратами… Важная подсистема PLM 360 Connect, она – в интеграции с Jitterbit – позволяет интегрировать PLM-данные с данными бизнес-приложений от таких решений как Oracle и SAP:

Autodesk PLM 360 Connect

Не следует путать PLM 360 и PLM Autodesk. PLM-Autodesk – это сочетание PLM 360 с тем, что в компании любят называть цифровым прототипированием (digital prototyping, DP). Например, к DP и, следовательно, к PLM-Autodesk, относится, в частности, AutoCAD и Alias. Почему бы и нет, ведь они трактуются как решения для концептуального проектирования. И, конечно, к DP относятся PDM Vault, engineering (Inventor, AutoCAD Electrical and Mechanical), simulation (Autodesk Simulation, Moldflow, Simulation CFD) и manufacturing (Factory Design Suite).

Автор отмечает, что хотя традиционно решения Autodesk, включая облачные решения, относят к PLM-выбору для малых и средних предприятий, программы Autodesk используются и большими компаниями – такими как SKF, Sandvik и Tetra Pak, которые имеют сотни, если не тысячи лицензий Autodesk. Оспаривать это нет смысла, если считать, что компания использует PLM от Autodesk, если она использует хотя бы один программный продукт Autodesk» .

Естественно, основным преимуществом своего решения перед традиционными PLM в Autodesk считают дешевизну и простоту установки. Об установке и говорить нечего: все поставщики подобного рода систем говорят, что для их ввода в действие требуется несколько минут. Одна лицензия PLM 360 стоит 900 долларов в год, хотя включает обновления и сопровождение. PLM 360 в версии «просмотрщик» стоит 300 долларов. Представитель Autodesk подчёркивает, что, таким образом, 10-местная обстановка реально стоит меньше десяти тысяч долларов.

Мне хотелось бы узнать:

  • Как соотносится цена Autodesk PLM (не 360!) с ценой соответствующего набора средств других PLM-лидеров?
  • С какой частью традиционных PLM-наборов следует сравнивать PLM 360 по функциям и по цене? С DS ENOVIA? С DS ENOVIA + DS DELMIA? С Teamcenter? С Teamcenter + Technomatix? С Windchill? …
Специальный раздел статьи ожидаемо посвящен хорошо известной проблеме надёжности и безопасности при работе с облаками. Представители Autodesk признают, что для многих пользователей эта проблема остаётся препятствием к переходу к новой парадигме организации процессов и бизнеса. Особенно это касается сфер военной и аэрокосмической промышленности, правительственных учреждений и др. Впрочем, отмечается, что на фоне общего роста облачных пользователей, представители «закрытых» отраслей всё больше интересуются прогрессом в области разработки средств обеспечения безопасности при работе с облаками. CIMdata полагает, что уже сегодня ведущие вендоры предлагают облачные решения, которые более безопасны, чем традиционные ИТ-решения, которыми пользуются компании в своих офисах.

Представитель Autodesk сообщает, что сейчас у компании – более 14 000 пользователей PLM360, основная часть которых (75%) – малые и средние предприятия (SMB). В классификации Autodesk, к SMB относятся фирмы, в которых работает менее 1000 сотрудников (или такие подразделения крупных компаний). На сегодняшний день, самая крупная поставка PLM360 составила 400 мест, но, как сообщается, сейчас обсуждаются сделки в диапазоне от 1000 до 15000 мест. Верди Оджуэлл полагает, что, несмотря на заявления Карла Басса об опережении плана продаж PLM360, 14 000 проданных мест – это всё-таки ниже ожиданий, и нельзя исключать, что у Autodesk в рукаве есть какие-то альтернативные PLM-планы, возможно, связанные с реконфигурированием и переупаковкой своего облачного PLM-предложения.

В целом Верди Оджуэлл абсолютно уверен, что наступает эра облачных PLM. Вопрос лишь в том, когда такие PLM станут основным рыночным решением.

DS наводит порядок в PLM и идёт дальше

Является ли предложенная компанией Dassault Systemes концепция 3DExperience «следующим шагом за пределы PLM»? Руководитель компании Бернар Шарлес заявляет, что это именно так, и с ним согласны многие наблюдатели: во всяком случае, в том, что меняющиеся сценарии разработки продуктов требуют появления новых ИТ-решений.

PS эволюция к 3DExperience

Эволюция в сторону 3DExperience

Быстро меняются не только технологии производства продуктов, не только способы их использования, но и то, как мы обсуждаем продукты и даже – думаем о них. Нелинейные процессы разработки продуктов, Интернет-взаимодействие между производителями и пользователями, а также – между разным оборудованием, концепция продукт-как-услуга и др. – всё это выдвигает новые требования к промышленным информационным технологиям. Является ли 3DExperience ответом на такие требования? Да, отвечает Питер Билелло, президент CIMdata, но это – только один из ответов; есть и другие.

Концепция 3DExperience была представлена миру около двух лет назад, а первая готовая к использованию платформа (как облачная, так и традиционная) появилась в начале текущего года. С учётом стоимости и сложности миграции с одной PLM-платформы на другую – даже с собственной платформы DS V5 на V6 3DExperience, нельзя ожидать, что переход на новую платформу произойдёт за одну ночь. Несколько крупных компаний, например, производители автомобилей Рено и Ягуар Лэнд Ровер, а также некоторые небольшие компании, например, архитектурная фирма SHOP, отнеслись к V6 с большим энтузиазмом и уже одобрили новую концепцию. Однако, большинство клиентов пока осторожно относится к новинке. Такое положение дел порождает вопрос: каковы перспективы завоевания рынка платформой 3DExperience? Насколько готов рынок в целом и сами пользователи? Каков кредит доверия рынка к раннему и быстрому переходу к новым платформам DS с учётом истории перехода от V4 к V5?

Замечательная особенность пиар-деятельности DS, связанной с новой платформой, состоит в том, что компания предпочитает применять визионерскую стилистику буквально ко всему. Сам Бернар Шарлес превратил этот подход практически в искусство.

DS Бернар и Моника

Бернар Шарлес и Моника Менгини — не жалеют сил для пропаганды 3DExperience,
в том числе — в Москве (2012, 2013)

Сильная сторона такого подхода — вдохновение и мотивация к развитию и применению новых технологий. С другой стороны, на ранних стадиях планы и характеристики софтвера выглядят довольно невнятными, что в краткосрочном плане тормозит закупки. В значительной степени всё это относится к запуску 3DExperience, но такие проблемы присущи любым внедрениям новых продуктов. Значительно более серьезной является необходимость культурных изменений: с ними справится труднее, чем с проблемами ИТ.

Представители DS объясняют, что 3DExperience – это моделирование опыта реальной жизни, который вместе с продуктом необходимо передать пользователю. Средства моделирования такого опыта требуется внедрить во все точки производства, поставок, сопровождения и т.д. Такие средства были сконцентрированы новой платформой DS. До сих пор PLM было связано с поддержкой создания продуктов, однако сегодня конечным пользователям требуется ещё и опыт использования продукта. Experience подразумевает взаимодействие с конечным пользователем в терминах того, как продукт будет вести себя в пользовательской практике. Речь идет далеко не только о форме и продукта и его стандартных характеристиках. С автомобилем связаны не только характеристики движения, это еще и развлечения, подключение телефонов, системы навигации и еще много такого, что до сих пор еще недостаточно интегрировано и управляемо в процессах разработки продукта и его производства. Такого рода неинтегрированность, в конечном счёте, затрудняет поставку требуемого пользователю готового к применению знания о поведении продукта в реальной жизни. Например, CAD на протяжении многих лет представлял собой отдельный мир, в который требовалось ввести требования разобщенных сфер жизни будущего продукта; примерно так же обстоит дело с другими фазами разработки продукта и его производства. Поэтому Dassault поставило задачу объединить весь спектр технологий, ранее использовавшихся раздельно.

Это объединение выглядит следующим образом:

  • Всё построено на архитектуре V6; различные средства, необходимые для реализации продукта, поставляются в качестве приложений на платформе 3DEXperience,
  • Интерфейсом навигации является «3D Compass», посредством которого пользователь осуществляет переходы, поиски и совместную работу,
  • Данные о продукте концентрируются приложением Enovia
  • Имеется девять приложений для различных применений: CATIA (CAD высокого уровня), SolidWorks (повседневный CAD), SIMULIA (CAE, моделирование), DELMIA (цифровое производство), GEOVIA (3D моделирование естественных ресурсов), EXAlead (интеллектуальный поиск), 3DVIA (визуализация), Netvibes (интеллектуальная панель управления) и 3DXcite (визуализация процессов реального времени). Совсем свежее: начиная с июля 2014 года, у DS появился еще один бренд - BIOVIA
    3DExperience структура DS

  • На основе вышеупомянутых средств, в DS создан набор специализированных промышленных пакетов, «предназначенных для удовлетворения потребностей ключевых бизнес-процессов отдельных отраслей и концентрирующих опыт процессов, применяемых в этих отраслях».
Как утверждается, основная идея 3DExperience от DS состоит в том, чтобы поставить на рынок программное обеспечение, которое устранит хаос (силос) и подключит к разработке не только сферы софтвера, электроники и собственно производства изделия, но и конечных пользователей.

Нет никаких сомнений в том, что аналогом этих работ DS является концепция Siemens PLM Industry 4.0, а также то, что делает PTC, обратив внимание на ALM, MES и SLM/IoT. Разница в том, что для Siemens PLM приоритетом является инженерная часть создания продукта, а PTC фокусируется на послепродажных фазах и концепции продукт-как-услуга.

Эксперты CIMdata полагают, что акценты, выбранные компанией DS, будет далеко не просто донести до инженерных организаций, которые привыкли иметь дело с техническими аспектами, с функциональностью, с отслеживанием изменений, с BOM и т.д. Муссируя русскоязычные коннотации термина silos, можно художественно перевести мнение президента CIMdata так: «Инженерам очень комфортно жить в своём силосе»  . Питер Билелло продолжает: «Мы уже экспериментировали с организацией параллельных и совместных инженерных процессов, однако для настоящей оптимизации жизненного цикла потребуется система систем. Это – не просто «продукт как система», это системы производства, системы поддержки, системы для ремонта… »

Поистине 3DExperience предоставляет простор для порождения многочисленных образов, интерпретация которых даёт возможность для основательной тренировки художественного мышления :).

Питер Билелло заключает: «Платформа 3DExperience – это огромная маркетинговая проблема для DS: эта платформа требует от пользователей серьезных перемен в понимании того, что такое информация о продукте, что такое сам продукт, что такое совместная работа… Полномасштабное освоение 3DExperience требует культурных изменений».

По словам Бернара Шарлеса, DS уже инвестировала в новую платформу «пару миллиардов долларов», при этом, как утверждается, компания сменила свою модель вывода решений на рынок: она отходит от «научно-центричного» (science-centric approach) подхода к рынку в сторону, стараясь, чтобы принимаемые решения были в большей степени мотивированы самим рынком.

Пожалуй, скромнее и правильнее было бы говорить не science-centric, а R&D driven, т.е. мотивированный самими разработками и разработчиками, а не пользователями. Однако, судя по всему, сопричастность с наукой ностальгически греет душу нынешним руководителям DS. Если в моих словах и есть доля иронии, то очень небольшая и очень добрая. Действительно, нынешнее поколение топ-менеджеров компании обладает весьма серьезной фундаментальной научно-технологической подготовкой первоклассного университетского уровня. Этот уровень явно и эффективно проявился во всех технологических достижениях компании последних 15-20 лет. Кстати, он проявился и в том, что когда-то, задумавшись о новой технологической эре, руководители DS нашли команду ЛЕДАСа и с её помощью получили немало работающих сегодня наукоёмких результатов.

Бернар Шарлес подчёркивает: «Мы не отказываемся от (идеологии) сделанного в прошлом. Оставаясь научно-ориентированными, мы осознали, что необходимо не просто передать пользователям наши огромные достижения в базовых технологиях и нашем собственном опыте. Мы осознали, что критически важно объединить все технологии и опыт, нацелив их на интересы промышленного предприятия пользователя».

Автор статьи считает, что текущие финансовые показатели DS достаточно скромны, что редакции isicad.ru представляется не вполне справедливым: в конце концов, компания существенно опережает своих конкурентов и первой среди лидеров PLM вплотную подошла к рубежу 3 миллиарда долларов. Впрочем, основной эффект и вклад 3DExperience в доход DS ожидается в следующие несколько лет.

Можно констатировать, что рынок пока настороженно относится к 3DExperience. В этом нет ничего неожиданного: так всегда встречают революционные концепции. Из примерно 190 000 клиентов DS на 3DExperience переключились, в лучшем случае, «несколько тысяч»: точные данные компанией не сообщаются, однако среди принявших 3DExperience, упоминаются такие солидные клиенты как Jaguar Land Rover, LG Electronics, Renault, Hyundai Heavy Industries, Bell Helicopter, Johnson & Johnson and Procter & Gamble и даже российский ОАО «НИАЭП» - ЗАО «Атомстройэкспорт» («Российская компания из атомной энергетики НИАЭП работает на платформе 3DEXPERIENCE»).

Далее, до конца, весь текст — мой, поэтому нет смысла выделять его курсивом.

Обращаю внимание на приводимое Верди Оджуэллом высказывание Энди Каламби, руководителя DS Enovia: «Если вы перешли на V6, вы уже стали пользователем 3DExperience» и думаю: «Ну, зачем так усложнять 3DExperience?» Ведь уже год назад была опубликована, например, статья Эл Дин «Появились люди, которые поняли, что такое 3DExperience от Dassault Systemes»(понятное расширение PLM средствами полноправного включения конечного пользователя в ЖЦ) . К этому добавим весьма амбициозные и глобальные, но опять же понятные планы DS в области облаков «В 2015 году Dassault решит все проблемы реализации PLM в облаках» . Наконец, еще одна «простая вещь»: посмотрите трехминутный ролик из свежей статьи в DEVELOP3D с уже хорошо знакомыми словами о том, как приятно представителю малого и среднего бизнеса за несколько минут получить доступ в полномасштабному облачному САПР (особенно умиляет, что речь идет о проектировании яхт: помните «Autodesk PLM 360 и интерьеры роскошных яхт» ?):

А недавно на isicad.ru был представлен и вертолётный пример из той же сферы: «Облачная CATIA 3DEXPERIENCE повышает производительность работы небольших конструкторских бюро».

Короче говоря, нельзя исключить, что некоторый художественный туман за ненадобностью развеется и 3DExperience станет понятным cочетанием V6, облаков и поддержки внимания к UX (User eXperience).

Заключение

Вернусь к высказанному в начале этой публикации. Если с самых общих позиций взглянуть на направленность развития компаний-миллиардеров – лидеров PLM, можно усмотреть, что все они, хотя и с разными акцентами, объявляют примерно на одно и то же, в том числе:
  • декомпозицию своего ПО на приложения (это повышает прозрачность, облегчает архитектуру и реализацию, способствует развитию бизнес-схем, и ассоциируется с массово принятой и модной сегодня культурой «мобильного» мира),
  • поддержку облачных технологий и схем бизнеса (можно по-разному оценивать перспективу облаков, но без серьезного внимания к ним сегодня никак нельзя быть лидером),
  • включение конечного пользователя в орбиту жизненного цикла (это реализуется явно или косвенно, но постоянное ИТ-насыщение нашей цивилизации, вплоть до интернета вещей, неизбежно превращает пользователя как поставщика учёта его потребностей в соучастника процесса управления жизнью продукта).
И, конечно, в деле устранения PLM-силоса остаются большие резервы и задачи. Этапы ЖЦ продукта (разработка, производство, продажа, поддержка, обратная связь,..) методологически уже неплохо PLM-связаны; возможно, становится актуальной и разрешимой задача такой интеграции, которая характерна для интеграции модулей и подсистем архитектурно и технологически развитого программного обеспечения.

Да, лидеры объявляют и, рано или поздно, создают родственные решения, однако, никто из них не лишний: именно конкуренция между ними и их очень разная, незаменимая стилистика порождают общее развитие. И, вообще, как считает один известный представитель Autodesk: «Ранжировать мировых PLM-лидеров нереально: у каждого из них есть свои сильные стороны».

Источники

«Not ”a load of crap” anymore: ”PLM 360 is way ahead of plan”, says Autodesk’s Carl Bass»

«Demolish the silos in PLM: Why Dassault’s Bernard Charles believes in the 3D Experience»


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.