От редакции isicad.ru: Это — восьмая статья автора на нашем портале. Со списком isicad-статей, автобиографической справкой и контактами В. Савицкого можно познакомиться здесь. В частности, там сказано, что в настоящее время Владимир «занимается проектированием и адаптацией программы АrchiCAD под украинские нормы для внедрения технологии BIM на базе этой архитектурной программы».
По сообщению автора, в публикуемой сегодня статье «использовались объекты уважаемых пользователей форума ArchiCAD и BIM по-русски – CADstudio.ru».
Сейчас вряд ли найдёшь объект, при проектировании которого не нужно было бы проектировать дороги для подъезда к нему и открытые стоянки, площадки, необходимые для его нормальной эксплуатации. При проектировании в ArchiCAD, в основном, ограничиваются созданием элементов дорог для презентации объекта заказчику. Я попробую показать, что в ArchiCAD можно вполне успешно сделать рабочую документацию по дорогам, которая входит в раздел генплана. Целью было не просто сделать рабочую документацию, но и создать в процессе проектирования весь комплекс информации необходимой всем участникам строительного процесса. Наличие такой информации переводит проект на другой уровень, упрощающий процесс планирования и управления строительством уже непосредственно на строительной площадке. Это, в конечном счёте, поднимает и ценность вашего проекта.
В имеющийся набор библиотечных элементов введём необходимую информацию из нормативных документов по проектированию дорожного полотна, бортовым камням, дорожной разметке.
Перед началом проектирования, выберем категорию дорог и улиц, отвечающую данному проекту. В библиотечном элементе это можно сделать в соответствующем разворачивающемся списке
Кликните, чтобы увеличить. Это относится и к большинству других рисунков данной статьи
Для профессионального проектирования необходимо определить и группу дороги по транспортно-эксплуатационным характеристикам.
После этого, сделав предварительно расчёты толщин слоёв многослойной конструкции, выбираем в библиотечном элементе всё составляющие дорожного полотна в соответствии с ГОСТ на материалы и получим конечную маркировку, отвечающую данному стандарту
Теперь выберем бортовые камни, соответствующие для данной группы дорог
Безопасная эксплуатация автомобильных дорог невозможна без соответствующей дорожной разметки. Её элементы есть как в самих библиотечных элементах, так и отдельно, для более детального и профессионального выполнения проекта дорог
Приведём примеры различных вариантов возможного расположения бортовых камней и дорожной разметки.
Ниже приведён пример построения перекрёстка дорог при помощи библиотечных элементов
Примыкание дорог под разными углами:
Имеющиеся варианты наклона библиотечных элементов позволяют работать с ним не только в горизонтальной плоскости. Задавая необходимые уклоны и превышения, можно построить довольно сложные конструкции дорог. Приведём пример копии реально существующей двухуровневой дорожной развязки, по которой мне приходится часто ездить.
При проектировании дорог необходимо ещё использовать и дорожные знаки, ограждения, светофоры. Примеры использования таких элементов при проектировании небольшого участка городской улицы приведены ниже.
Как вы помните, наша главная цель – не только создание картинок для визуализации, но и получение максимальной информации обо всех элементах проектируемых дорог. Из приведённого выше примера мы автоматически получаем спецификацию материалов дорожного полотна и физических характеристик отдельных слоёв
Напоминание-совет: эту и последующие картинки можно увеличить
Спецификация бортовых камней
Также, мы получим спецификацию дорожной разметки, сделанную отдельными библиотечными элементами разметки, тип которой мы предварительно определим в соответствии с действующим ГОСТ
Спецификация линий дорожной разметки
Оформление плана проездов, тротуаров, дорожек и площадок лучше всего делать в проектных отметках: для этого в ArchiCAD есть все возможности. Используя строительную разбивочную сетку, задаём относительно неё (или какого-нибудь другого репера) все координаты характерных точек при большой протяжённости, координаты пикетов, а также отметку низа и верха дорожного полотна. Проставляем указатели уклонов и длин соответствующих участков.
Осталось сделать профили дорог и узлы, после чего у нас будет вся соответствующая информация для проектирования дороги в среде ArchiCAD для всех участников строительного процесса. Например, производитель работ, просто выделив нужные участки, может заказать все изделия и материалы на планируемый период работ.
О проектировании картограммы земляных масс в ArchiCAD я расскажу в следующей статье.