isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

28 августа 2014

Нельзя идти на поводу у пользователей и конкурентов: постоянные инновации – вот путь к успеху

В чем источник успехов Dassault Systemes

Франсис Бернар

Франсис Бернар 1
От главного редактора isicad.ru: Эта статья — несколько расширенный (иллюстрациями) перевод статьи Франсиса Бернара, опубликованной 26 августа в веб-журнале Ральфа Грабовски upFront.eZine #828 «How Dassault Systems Achieved Success».

Компания ЛЕДАС и я сам по себе гордимся близким, и уже давним, знакомством с замечательным человеком — Франсисом Бернаром, создателем Dassault Systemes и CATIA. Помимо всего прочего, относясь с особым вниманием и уважением к потенциалу российских инженеров, Франсис сформировал российский офис DS и несколько лет был его первым руководителем. Он стал активным участником новосибирских форумов isicad.

Франсис — очень открытый и теплый человек, всегда готовый поделиться своими соображениями на темы развития отрасли инженерного софтвера в целом и отдельных компаний, в частности.

Публикуемую сегодня статью можно было бы считать просто сокращенным вариантом большой isicad-статьи Франсиса Бернара «DASSAULT SYSTEMES: история успеха» (2010). Однако, в сегодняшнем варианте, опубликованном в веб-журнале Ральфа Грабовски, я вижу новое качество: почти полное отсутствие мемуарности (которая сама по себе чрезвычайно интересна и поучительна) позволила особенно ясно выделить принципы создания и успешного развития САПР-компании, принципы, которые и сегодня представляются весьма прогрессивными и мало кем органично освоенными... Рекомендую вспомнить или впервые прочитать упомянутую статью 2010 года, из которой для сегодняшней публикации позаимствовано несколько иллюстраций.

Предисловие Ральфа Грабовски. Эта статья основана на сделанной в Монреале презентации, которую Франсис Бернар посвятил истории Dassault Systems и технике продаж этой компании. Г-н Бернар дал мне разрешение на адаптацию своей презентации для издания upFront.eZine.

Франсис Бернар — со-основатель и первый президент Dassault Systemes, затем (до 2006 года) член совета директоров компании. В настоящее время он — член советов директоров и советник в DAESIGN, CapHorn Invest и ESI Group.

Как возникла компания Dassault Systemes и CATIA

Хотя двумерные бумажные чертежи, выполняемые вручную, дали возможность тысячам проектировщиков общаться и сотрудничать на базе единого языка (стандартов черчения), с их помощью нельзя было ни задать поверхности или тела, ни продемонстрировать реалистическое изображение продуктов. Такие ограничения породили в авиационной и автомобильной отраслях требования построения полномасштабных физических моделей проектируемых изделий, а в строительной индустрии — масштабные модели сооружений. Двумерные чертежи стали источником многочисленных недоразумений и ошибок, таким образом, приводя к негативным последствиям относительно качества, стоимости и времени разработок.

Конструкторское бюро 60 годов

Пятьдесят лет назад первое поколение компьютеров, уже обладающих графическими терминалами (для ввода) и интерфейсом со станками с ЧПУ, предоставили возможность замены 2D на 3D, то есть возможность поддержки работы с формами, построения реалистических изображений, интеграции проектирования и производства и др.

Именно авиастроение стало лидером перехода от 2D к 3D, и французский производитель авиационной техники — компания Dassault Aviation (DA) вложила много усилий в реализацию средств задания и обработки кривых и поверхностей (в частности, для проектирования крыльев), в применение теоретической аэродинамики (например, для оптимизации внешних форм самолета), в прочностный анализ и анализ напряжений — для оптимизации конструкций (чтобы сделать их максимально легкими) и в компьютеризацию производства деталей.

В начале 70 годов прошлого века компания Dassault Aviation выпустила первый самолет, все внешние формы которого были разработаны цифровым образом. Это были узко-фюзеляжный реактивный самолет Mercure и легкий штурмовик Alphajet. В их проектировании применялись перфокарты, первое поколение графических средств ввода и мейнфрейм-компьютеры.

Mercure

Alphajet

В 1977 году родилась CATIA и стала первым интерактивным 3D-приложением. Хотя этот САПР и работал на мало приспособленных для этого «больших» компьютерах, он сократил время проектирования и производства примерно в четыре раза.

(В связи с помещенной ниже фотографией, Франсис Бернар вспоминает «В конце 1980 года слух о CATIA дошел до верхних этажей компании, и Марсель Дассо, 88-летний легендарный основатель Dassault Aviation, попросил нас показать ему возможности программного обеспечения. Он понаблюдал за тем, как на терминале разворачивается процесс конструирования поверхности, и попросил меня: „Дайте-ка я попробую сам!“. Фотография обессмертила этот момент: на ней мы видим великого старого инженера Марселя Дассо, моего технического менеджера Доминика Кармеля и меня самого (справа). Марсель Дассо моментально оценил значимость нашей программной системы».

В 1981 году двадцать пять сотрудников DA вместе с приданной им системой CATIA образовали частную компанию Dassault Systemes, миссией которой стало создание САПР-систем для разных отраслей промышленности. Затем, для продаж САПР по всему миру, был заключен союз с одним из глобальных лидеров рынка информационных технологий и вычислительной техники — компанией IBM. В течение 80 гг. развитие CATIA и других программ позволило обеспечить поддержку цифрового прототипирования и цифрового производства, сопровождение продуктов, совместное проектирование и многое другое.

С тех пор Dassault Systemes стала не зависеть от своего авиационного прародителя, численность ее сотрудников достигла 10 000, и линейка ее продуктов стала включать такие продукты как Enovia, Solidworks, Delmia и др.

Подход Dassault Systemes к продажам САПР

В начале 80 годов САПРы возникали в самых разных местах: собственно, и AutoCAD появился в 1983 году. В нашей новой компании созрело понимание того, что нам необходим свой подход к продажам CATIA. Большинство САПР-вендоров представляли рынку свои программы в качестве эволюционного развития кульмана. [Ральф Грабовски: даже сегодня, когда люди в недоумении спрашивают, о чем это я пишу, я объясняю: о САПР-программах, которые заменяют чертежные доски«}.

Вместо этого мы решили продавать CATIA как средство перестройки бизнеса, и нашим лозунгом стал «Новый способ разработки и производства с помощью 3D». Наш маркетинг объяснял рынку, как 3D преобразует бизнес, сокращая время разработок в гораздо большей степени, чем просто новые средства черчения. Этот подход дал компании следующие преимущества и результаты:

  • Оставаясь стартапом, DS избежало жесткой конкуренции на поле, в котором в то время доминировали такие крупные игроки как Computervision,
  • Продавая перестройку бизнеса, наши продавцы общались с топ-менеджерами покупателей,
  • DS стало рассматриваться рынком как партнер, а не как вендор.
В качестве стартапа, Dassault столкнулось с задачей — продемонстрировать свои инновационные возможности. Было решено, что в краткосрочных планах будут акцентированы преимущества сокращения времени разработки и повышения качества, а в среднесрочных — снижение затрат. Компании стало необходимо установить партнерство с разными отраслями, поскольку речь шла не просто об установке новых программ, а о реализации новых бизнес- и производственных процессов. Самое трудное на этом пути — сформировать у новых клиентов доверие и уверенность в том, что бизнес-партнер понимает проблемы клиента и поможет их преодолеть.

Подход Dassault Systemes к разработке продуктов и развитию компании

В самом начале своего пути, в DS выучили несколько уроков, которые учитываются и сегодня. [Ральф Грабовски: возможно, это объясняет, почему мы, САПР-медиа, сегодня бываем озадачены тактикой, применяемой DS!]. Главное: продукт не должен формироваться ни на основе просто пожеланий пользователей, ни только на основе анализа конкурентных решений. Почему? Потому что в таком случае
  • Продукты разрабатывались бы по принципу «я не хуже других, сделаю-ка и я это тоже»,
  • Продукты узко ориентировались бы на конкретные группы пользователей, а не на нишу рынка,
  • Аналитики, маркетологи и разработчики смотрели бы на мир глазами пользователя, который не осведомлен о том какие новые (и до сих пор не известные технологии) он мог бы получить в свое распоряжение.
Стремясь избежать таких ошибок, в Dassault решили сделать акцент на инновации, основанные на исследованиях, и на понимании процессов, характерных для каждой отрасли. Чтобы компания не ориентировалась на одноразовые успехи, инновации должны стать постоянной целью.

Первым крупным клиентом, на котором был успешно применен наш подход, стал Boeing. Однако до этого, первые годы жизни молодой компании ушли на то, чтобы рекламировать возможности CATIA с помощью традиционных демонстраций и тестов, что вело к потере потенциальных пользователей. После двух лет разочарований, компания сменила тактику продаж. Начиная с 1984 года, вместо показа функций CATIA, наши продавцы демонстрировали свое, полученное во время работы в Dassault Aviation, знание 3D бизнес-процессов авиастроительной отрасли. Неожиданно для многих небольшая компания предложила Boeing партнерство, направленное на реинжиниринг процессов, принятых в авиастроительном монстре, и в 1986 году добилась своего, заключив вожделенный контракт.

Реклама компании Boeing во французских газетах: «Боинг теперь более французский, чем когда-либо!»

Впрочем, поскольку в отрасли создания пассажирских самолетов принято продвигаться с большой осторожностью, первый самолет, спроектированный полностью цифровым образом, был выпущен только в 1990-92 годах: это был Boeing 777. И только в 2000-х годах был создан первый самолет, Boeing 787, в котором от начала до конца применено цифровое прототипирование и в создании которого участвовало 150 поставщиков. [Ральф Грабовски: подростком, я гадал, как будет нумероваться самолет после Boeing 797: 9X9, 9A9?]. С автомобильной отраслью все сложилось по-другому, поскольку в нашей компании мало что знали о производстве в этой сфере. И все же был применен уже опробованный подход: наши сотрудники поставили перед такими компаниями как BMW, Honda, Peugeot-Citroen и Chrysler вопрос: «Как автомобильная отрасль может воспользоваться успешными инновационными результатами, полученными в сфере авиастроения?». Мы предположили, что CATIA может быть использована в автомобилестроении для проектирования кузовов, и это подтвердилось. К 1990 году Dassault стало внедрять в автомобилестроение и авиационные методы производства, однако в этом отношении производство автомобилей оказалось более требовательным, чем производство самолетов. При этом, знания, полученные в новой отрасли, стали нашим преимуществом, поскольку новые автомобильные ноу-хау были затем внедрены в авиастроении.

Такого рода стиль и методы взаимодействия с отраслями стали для Dassault Systemes стандартными. В каждом рыночном сегменте есть свои лидеры, и, когда используемый ими софтвер оптимизируется, он становится полезным для других отраслей: судостроения, производства оборудования, хай-тека, отрасли потребительских товаров, в архитектуре и строительстве и т.д.

Сегодня Dassault при решении задач использует три главные опоры: визионерство («3D — ключ к двери, за которой — мир нашего воображения»), стратегию (см. выше «Подход Dassault») и реализацию (рис. 1):

DS шесть макропроцессов компании Франсис Бернар

Рис 1: Dassault Systemes функционирует на основе шести макропроцессов: планирования, определения продуктов, реализации, продаж, обслуживания клиентов и создания глобальной эффективной партнерской экосистемы


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.