isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

16 июня 2015

Интернет вещей можно и нужно внедрять уже сегодня. Или – вчера

От главного редактора isicad.ru.

В России многие уже слышали об Интернете вещей (Internet of Things, IoT) - одном из самых модных трендов мирового рынка информационных технологий. Можно поручиться, что многие отечественные специалисты в области инженерного программного обеспечения восприняли и продолжают воспринимать нарастающий поток IoT-новостей с неубывающим ироничным скепсисом, вполне похожим на реакцию, с которой несколько лет назад встречались первые вести о PLM, BIM и т.п. Проблема – глубокая, но относительно простая и досадная её часть – неудачное, часто сбивающее с толку, название нового тренда.

Возможно, «Интернет вещей» – удачные слова для решения задачи публикации тысяч популярных статей, призванных взбудоражить и поразить мировой рынок надвигающейся перспективой диалога кроссовок и холодильника. Однако, эти слова малосодержательны, а то и деструктивны, когда стоит задача внедрения реального софтвера на реальном промышленном предприятии. Слова, во многом, неудачны, но за ними стоит радикально новый уровень организации производства и бизнеса – уровень, без освоения которого в будущем вряд ли будет возможна конкурентоспособность.

Каждое предприятие выпускает продукты, прямо или косвенно отвечая за их качество, за их адекватное поведение в процессе эксплуатации, за сбор претензий к качеству и поведению, за учёт эксплуатационного поведения при разработке новых моделей и т.п.: всё это, с точностью до формулировок – повседневная сегодняшняя практика. Теперь учтём, что, по мере естественного развития разнообразных технологий, всё большее число видов и экземпляров продуктов будет оснащаться некоторыми электронными компонентами, регистрирующими данные о параметрах эксплуатации продукта и, в принципе, способными передавать эти данные туда, где они могут эффективно и с пользой восприниматься: например, производителю или его партнёрам. Никого же сегодня не удивляет наличие call-центров; и вряд ли стоит считать нереальной или непрактичной систему, постоянно собирающую данные о параметрах производственной жизни, скажем, грузовиков некоторой транспортной компании.

Итак, опустившись с уровня журналистского восторга по поводу Интернета вещей на уровень вполне понятной «продуктовой» реальности, мы видим достаточно развитые промышленные изделия (продукты), с которыми, в той или иной форме, может поддерживать контакт производитель, поставщик сервиса и т.д. И здесь появляется более или менее практичная терминология.

Во-первых, промышленное изделие и продукт – это не вещь (thing), а самый обычный product.

Во-вторых, то, что продукт - «достаточно развитый» характеризуется словом smart (умный, сложный – хорошем смысле), которое, впрочем, употреблять необязательно или даже не полезно: (а) такую характеристику ещё надо заслужить, (б) навешивание вполне полезных датчиков на велосипеды или автомобили ещё не делает их умными, (в) в некоторых культурах отношение к smart порой бывает неоднозначным.

В-третьих, (и это – главное) продукт, тем или иным способом, находится в дистанционном контакте с неким центром, накапливающим информацию и обрабатывающим её. Такие продукты назвали connected - находящимися к контакте. (Полезно отметить, что, если обрабатывающий информационный центр поддерживает связь, например, с датчиками, установленными как на тракторах некоей фермы, так и с датчиками, передающими текущие характеристики полей этой фермы, и с другими компонентами фермерского производства, то такой информационный центр предоставляет новые возможности управления фермой как системой.)

В общем, оставляя слово smart прямолинейным рекламщикам, мы получаем не Интернет Вещей, а вполне себе реальные connected products.

Компания РТС в течение уже нескольких лет не только наращивает активный промышленный интерес к Интернету вещей, но и постепенно всё шире переходит к прагматической терминологии, основанной на connected products. В статье «PTC всерьёз занялось тем, что почему-то называют Интернетом Вещей. Будет ли ЭТО внедряться в России?» уже упоминалась фундаментальная статья «How Smart Connected Products are Transforming Competition», а сегодня мы представляем читателям русский перевод не менее серьезной публикации «Connected Product Maturity Model».

Остаётся известная проблема перевода на русский… Как здесь, не раздражая русскоязычный глаз и ухо, перевести connected? Находящиеся в контакте? Соединённые? Подключённые? Взаимодействующие? Всё это вызывает сомнение…Может быть, поможет краудсорсинг читателей? А пока оставим «поддерживающих сетевые функции»…

Итак, рекомендуем познакомиться со статьёй «Модель зрелости продуктов, поддерживающих сетевые функции».

Статья посвящена характеристике следующих шести уровней сетевой развитости продукта:

  1. Продукт не является сетевым. Как его сделать сетевым?
  2. Начальное техническое подключение в сеть состоялось. Освоение
  3. Непосредственное использование сетевых возможностей продукта для повышения уровня пользовательского сервиса
  4. Организация анализа данных, собираемых с сетевых продуктов, для осознания и учёта запросов рынка
  5. Интеграция сетевых данных с традиционными системами организации бизнеса (PLM, ERP, CRM,…)
  6. Разработка и реализация новых, в том числе, инновационных, решений на основе собранных, проанализированных и интегрированных данных от сетевых продуктов.
В статье также представлен набор характеристик платформы PTC ThingWorx, которая является основным инструментом организации сбора данных от connected продуктов и, таким образом, поддерживает практическую реализацию всех уровней сетевой развитости продукта. Отметим также, что PTC недавно приобрела компанию ColdLight, которая специализируется на анализе больших массивов данных и её решение Neuron, наверняка, будет широко использовано для реализации упомянутого выше уровня 4. Наконец, PTC заключила соглашение с компанией Servicemax, партнёрство с которой внесёт вклад в эффективную реализацию сервиса на основе сетевых продуктов (уровень 3). Таким образом, у компании PTC складывается полноценная палитра средств реализации последовательного включения возможностей сетевых продуктов в бизнес промышленных предприятий. (См. также подробный отчёт о недавнем IoT-мероприятии с участием представителей российской промышленности).


Для получения доступа к статье необходимо заполнить короткую форму ниже.


Поля, помеченные * обязательны для заполнения.




Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.