Стремительное развитие компьютерного инструментария, которое мы наблюдаем в последние годы, вызывает принципиальные изменения во многих привычных для нас технологических процессах. Резко увеличившиеся потоки входящей для анализа информации, возросший объем такого анализа и сокращение его сроков привели к тому, что практически везде простое квалифицированное участие человека в технологической цепочке заменяется компьютерным моделированием. Последнее, правда, проходит с квалифицированным участием этого же человека, но теперь уже на более высоком уровне.
Рис. 1. Все современные технологические процессы, особенно в области проектирования, становятся модельно-ориентированными
Иногда информационное моделирование недвижимых объектов культурного наследия пытаются упрощенно охарактеризовать как новый подход к вопросу фиксации памятников. На самом деле BIM здесь даёт намного больше. Фактически информационная модель становится местом и средством не только хранения сведений о памятнике, но и серьезным инструментом при исследовательской работе с этой информацией, а также в учебно-просветительской и коммуникационной деятельности. Эта модель также тесно связана с мониторингом состояния объекта и его возможным использованием (эксплуатацией). Таким образом, информационная модель памятника архитектуры – это не просто его виртуальная копия, передающая геометрию сооружения, а некий «интеллектуальный контейнер» с взаимосвязанной информацией об объекте, причем объем этого контейнера практически не ограничен, а содержимое может постоянно пополняться.
Рис. 2. Информационная модель исторического памятника: её составные части и связи между ними
1) новый способ фиксации памятников: информацию можно всесторонне обрабатывать и проверять на непротиворечивость;
2) новые возможности мониторинга и исследований: модель позволяет анализировать объект в целом или по частям;
3) «электронный паспорт» объекта: применим на всех стадиях работы со зданием;
4) возможность создания глобальной информационной системы памятников архитектуры: «внутренняя» информация о памятнике становится общедоступной для электронного поиска и учёта;
5) появляется новый «технологический мост» между прошлым и современностью: библиотеки элементов делают технологически доступными идеи «старой» архитектуры при новом проектировании и строительстве.
Остановимся на последнем тезисе более подробно. По своей сути технология BIM является объектно-ориентированной: для построения любой модели требуется какое-то количество заранее созданных библиотечных элементов. Поэтому особую важность при работе с объектами культурного наследия приобретает разработка и наполнение таких библиотек элементов, относящихся к разным историческим эпохам, архитектурным стилям, географическим зонам, технологиям возведения зданий и т.п. Такие библиотеки элементов могут быть как «побочными» результатами моделирования конкретных памятников архитектуры, так и появляться в результате специальных целенаправленных исследований.
Рис. 3. Это «библиотечное» окно появилось в результате моделирования Татьяной Козловой памятника архитектуры – новосибирского «Дома композиторов»
Рис. 4. Передача информации от памятников архитектуры в современное строительство происходит через библиотеки элементов исторических зданий
Приведем один пример. Два года назад мы уже писали о работе по моделированию системы доугун древнекитайской архитектуры. Причем в качестве иллюстрации возможностей созданной библиотеки элементов тогда было построено несколько моделей исторических памятников.
Рис. 5. Чжан Гуаньин. Информационная модель храма Шенмудянь (начало XII века) в южнокитайском монастыре Цзиньцы
Рис. 6. Чжан Гуаньин. Фрагменты модели храма Шенмудянь: узлы крепления верхней и нижней крыш