Многие серьёзные авторитеты считают, что это сулит передел рынка PLM и расширение большой PLM-тройки до четвёрки. Чтобы оценить масштаб события, полезно обратиться к справке из PLMpedia:
Получить некоторое представление об Aras-решении можно из PLMpedia-справки Aras Innovator® и хорошо иллюстрированной статьи Олега Шиловицкого, четыре года назад проницательно названной Aras PLM бросает вызов Windchill, Enovia и TeamCenter. А сегодня предлагаем вашему вниманию комментарий Олега по поводу новости Aras-Airbus.
Добавлю ещё, что, вообще-то, Aras – не только не является новичком, но и имеет в ряду своих клиентов General Electric, Hitachi, Honda, Motorola, Xerox и др. (Между прочим, пока я писал этот текст, получил два пресс-релиза о новых внедрениях Aras.) Новость о контракте с Airbus, возможно, столь впечатляюща не только объёмом сделки, но и тем, что она относится к аэрокосмической отрасли, в которую, помимо трёх лидеров PLM, пока никто всерьёз не вторгался.
Некоторые комментаторы напоминают, что для каждого очередного крупного проекта такой фирмы как Airbus PLM-поддержка выбирается отдельно и уже никогда не меняется: например, уже существующая поддержка для A350 меняться не будет, но для A380 – она вполне может быть другой – более совершенной. Поэтому есть мнение о том, что основным применением PLM-решения Aras в Airbus может стать построение интегрированной обстановки, объединяющей ранние PLM-решения, что, конечно, не исключает непосредственного использования Aras для новых поколений самолётов.
Совсем коротко о том, что может значить для российского рынка пример Aras. Сомневаюсь, что в нынешних условиях российские предприятия соблазнятся любыми преимуществами решений очень иностранной фирмы. Тем более, что, кажется, в России не видно распространителей Aras: пять лет назад, по крайней мере, один такой появлялся, но сейчас он не откликается. Если кто-то из читателей таких представителей знает, пожалуйста, сообщите.
Пожалуй, более интересен вопрос о том, захотят и смогут ли релевантные российские вендоры конструктивно вдохновиться подходом Aras? Может быть, Нанософт решится и сможет осилить распространение на PLM своего «бесплатного» опыта? Это пока кажется маловероятным – если под PLM понимать именно PLM, а не какую-то его одну-другую упрощенную компоненту… Может быть, Топ Системы спроецируют свой богатейший PLM+ опыт в более лёгкие и прозрачные технологические и бизнес решения нового поколения? Может быть, это будет АСКОН, частично уже вступивший на путь таких решений и обладающий определённым опытом акцентов на сервис? С другой стороны, не зная, например, реальных финансовых результатов Нанософта, вообще, трудно предсказать, насколько крупные отечественные предприятия готовы к сервисно-ориентированным решениям, особенно, применительно к сфере PLM.
А, кстати, как насчёт сервисно-ориентированных решений и бизнес-схем в области BIM? Но – истинного, по-настоящему развитого BIM…
Наконец, прежде чем передать слово Олегу, замечу, что, возможно, сделка Aras-Airbus станет заметной каплей в сдвиг отношения рынка в целом к открытым архитектурам и бесплатным платформам...
Оригинал заметки в блоге Олега Шиловицкого: WHAT ARAS “GREAT FANFARE” MEANS FOR PLM INDUSTRY.
Эти качества Aras я отмечал в своей заметке «Aras PLM бросает вызов Windchill, Enovia и TeamCenter», написанной по впечатлениям посещения конференции Aras в Детройте. По поводу того, что произошло с Aras за прошедшие с тех пор четыре года, я думаю следующее.
1. Вероятно, Aras подходит к оптимальной комбинации функциональной зрелости и цены, что позволяет успешно конкурировать с тремя лидерами PLM-рынка (Dassault Systems, Siemens PLM и PTC).
2. Архитектура решения Aras обеспечивает потребности корпоративной IT-обстановки больших предприятий с десятками тысяч пользователей. В прошлом году Aras при поддержке Microsoft распространил впечатляющую новость о тестировании возможности работы на Microsoft SQL сервере примерно одного миллиона PLM-пользователей, что вселило уверенность в ИТ-подразделения и организации.
3. Aras устранил одну из самых сложных проблем, связанных с обновлениями и непрерывной поддержкой новых ревизий. Компания гарантирует для своих подписчиков «услуги по бесплатному обслуживанию». Благодаря этому, ИТ-менеджеры могут не слишком беспокоиться о ситуации, когда, чтобы поддержать общую работоспособность обстановки, они вынуждены выложить значительную сумму за переход к последней версии PLM.
Итак, что всё это значит для отрасли PLM? В течение последних 10-15 лет три главные решения рынка - Enovia, Teamcenter, Windhcill – не испытывали никакой значительной конкуренции. Однако, дело в том, что традиционный PLM-софтвер достиг границ своих возможностей, и многим предприятиям приходится решать, что делать дальше. Возврат инвестиций становится медленнее, а обновления версий PLM-платформ – более проблемными.
Каков же мой вывод?
Видимо, у Aras есть потенциал для изменения статус кво в группе лидирующих поставщиков PLM. Aras можно трактовать как обезболивающее средство для предприятий, решающих проблемы внедрения PLM или развития PLM-обстановки, а также заботящихся о темпе возврата инвестиций. Вот моя формула для характеристики происходящего:
УСПЕХ ARAS = ЗРЕЛОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ PLM + СТАБИЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ – ВЫСОКАЯ ЦЕНА ЛИЦЕНЗИЙ + ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБНОВЛЕНИЙ ПО УМОЛЧАНИЮ.
Каковы риски перехода на Aras? Потенциальный риск для Aras видится в растущем объёме разработок и необходимых ресурсов на поддержку: всё это может заставить Aras поднять цену подписки. На мой взгляд, это проблема команды Aras. С другой стороны, к тому времени, когда эта проблема может реально возникнуть, у Aras есть шансы завоевать достаточное число OEM-производителей и стать четвёртым главным поставщиком PLM. В общем, в течение следующих нескольких лет мы можем стать свидетелями растущей конкуренции между сегодняшними лидерами и Aras – компанией, которая готова взломать нынешнее состояние отрасли PLM.
<ДЛ: PS. Советую посмотреть ёмкую презентацию о внедрении решений Aras в Airbus.