При подготовке воспроизведения на isicad.ru мастерски написанной статьи Е. Васильевой было трудно устоять перед желанием получить сведения о производителе Quantum of the Seas и, конечно, – об используемых при производстве средствах САПР. Эта информация, наряду с некоторыми попутно встреченными в интернете видеоматериалами, составила содержание второй части данной публикации «Где и как строят современные гигантские морские транспортные средства» – справки о верфи Meyer Werft в Папенбурге (Германия), которая содержит некоторые сведения об её истории, достижениях и технологиях, включая технологии САПР.
Смарт-джин океанских просторов
Осенью 2014 года со стапелей верфи Meyer Werft в Папенбурге (Германия) сошло судно-мираж, можно сказать, гигантская капсула времени, крещенное своими создателями под именем Quantum of the Seas и предназначенное, по их замыслу, совершить для своих гостей квантовый скачок в будущее индустрии развлечений. Супер-детище круизной компании Royal Caribbean International поражает воображение, крушит стереотипы и держит в изумлении путешествующих с первой до последней минуты. Этот морской монстр длиннее пяти Боингов и в два с половиной раза выше египетских пирамид. «Титаник» по сравнению с ним кажется речным катамараном с пансионом для леди и джентльменов элегантного возраста.
Если говорить в сухих терминах, Quantum of the Seas является самым высокотехнологичным морским транспортом, когда-либо созданным в мире, на борту которого применены беспрецедентные ноу-хау на базе цифровых технологий, делающие его одним из самых инновационных кораблей современного мирового судостроения и первым представителем поколения «умных» судов. Судно обладает множеством «интеллектуальных» характеристик, которые охватывают все сферы обслуживания пассажиров – регистрацию, консьерж-службу, технологии связи, сервис, развлечения и отдых.
«Умная регистрация» позволяет пассажирам зарегистрироваться онлайн и создать все посадочные документы дома, затем 10 минут у терминала – и они уже на борту. Каждый пассажир, как только он ступает на корабль, получает «электронного помощника» – устройство RFID WOWband, так называемый «умный браслет», который будет его проводником по огромным просторам судна и без которого уследить за всем происходящим на борту просто невозможно. Браслет является также ключом от каюты пассажира вместо стандартной пластиковой ID-карты. С его помощью кроме того можно делать покупки в магазинах судна, а также решать многие возникающие на борту вопросы, используя установленные в зоне ресепшн портативные тач-скрины. Можно также воспользоваться услугами компьютеризированной фотостудии, которая сама выдает пассажирам их фотографии, считывая номер с их личного браслета и находя их в банке. Впрочем, гости могут отыскать свои фотографии с помощью тех же тач-скринов по месту, дню и времени съемки или через систему распознавания лиц.
Вся инфраструктура лайнера объединена в сеть, через которую пассажир может полноценно взаимодействовать со всеми службами. Главным компонентом «интеллектуальной консьерж-службы» является бесплатное приложение Royal IQ, которое туристам до начала круиза необходимо загрузить на свой смартфон или планшет. Как только туристы оказываются в терминале или на борту, они уже могут через Wi-Fi-доступ подключиться к локальной сети лайнера. В этот момент приложение Royal IQ становится активным и работает бесплатно в течение всего круиза. Доступ к приложению можно получить и на специальных стойках IQ на лайнере. Пассажиры сразу могут начать им пользоваться, отслеживая на своих смартфонах перемещение багажа до каюты в режиме реального времени, аналогично этот же сервис обслуживает выдачу багажа по окончании круиза. Приложение Royal IQ позволяет туристам управлять индивидуальной программой своего путешествия – бронировать столик в ресторане или время посещения тех или иных аттракционов, заказывать экскурсии на берегу, назначать время посещения SPA-процедур, отправлять текстовые сообщения, общаться с другими пассажирами по видео-чату и т.д. Если планы гостей меняются в течение круиза, они могут в любой момент внести изменения через Royal IQ – на борту все доступно онлайн, и пожелания отдыхающих в первую очередь.
Концепция «интеллектуальной связи» смарт-корабля включает использование нового поколения спутников, обеспечивающих всех гостей и членов экипажа сверхбыстрым Wi-Fi с беспрецедентной для морских судов шириной канала и скоростью соединения, превышающей больше чем в 10 раз скорости на воздушных судах. На борту путешественники могут не просто проверять почту, но и смотреть потоковое видео, общаться с друзьями в социальных сетях, совершать видеозвонки по Скайпу, для трудоголиков предусмотрены средства видеоконференции.
Проявляя помимо всего прочего умную заботу об окружающей среде, Royal Caribbean смогла добиться уменьшения энергопотребления лайнера благодаря тщательно смоделированной конфигурации основного корпуса, уникальной конструкции двигателя и установленным на нем энергосберегающим устройствам. Компания отказалась от использования обычных ламп накаливания, установив вместо них светодиоды. Датчики движения, которые реагируют на присутствие людей, уменьшают интенсивность освещения в холлах, когда там никого нет. Все отходы, производимые в ходе круиза, поступают в переработку или сжигаются.
Эксклюзивность супер-лайнера выражается не только в революционных технологиях, которыми буквально напичкан корабль, но и в виртуозном многофункциональном использовании пространства общественных зон и ультрасовременном дизайне внутренних интерьеров. Несмотря на гигантские размеры лайнера (он имеет 18 палуб и может принять на борт 4905 человек при максимальной загруженности) все его пространство (включающее 2090 просторных кают, огромное количество ресторанов, кафе и баров, магазинов и бутиков, тропический парк с коллекцией в 12 тыс. живых растений, открытые и закрытые бассейны, спортзалы, казино, театры и кинотеатры, уединенные зоны отдыха, аттракционы и эксклюзивные пространства для коллективного отдыха) спроектировано с учетом всех требований современной логистики таким образом, чтобы пассажиры совершенно не ощущали скопления людей и чувствовали себя комфортно в условиях простора и естественного освещения.
Hi-Tech-технологии пробрались и в каюты новейшего типа – на Quantum of the Seas каждая каюта, даже внутренняя, имеет вид на море. Такие помещения оборудованы так называемыми виртуальными балконами – 80-дюймовыми жидкокристаллическими экранами от пола до потолка, на которые система Virtual Balcony в режиме реального времени транслирует текущий вид из окна и достопримечательности посещаемых стран в сопровождении реальных звуков за бортом.
Количество и уровень техно- и других видов развлечений, доступных на площади одного круизного лайнера, зашкаливает даже по меркам мировой индустрии развлечений в целом. Причем в стоимость билетов включено все, и никаких дополнительных сборов за любые аттракционы и зрелища на корабле не взимается.
За спортивные и экстрим-аттракционы отвечает крупнейший спортивно-развлекательный комплекс в море SeaPlex. Его крытая часть представляет собой помещение-трансформер, меняющее свое назначение буквально за минуты – это поочередно роллердром, футбольный, волейбольный или баскетбольный зал, теннисный корт, картинг, цирковая школа, а также площадка для соревнований геймеров.
Для тех, кто хочет получить более спокойные, но не менее захватывающие впечатления, на лайнере оборудована «капсула обозрения» со стеклянными стенками North Star, закрепленная на огромном кронштейне на верхней палубе и вмещающая 14 человек.
Но, видимо, самым впечатляющим местом отдыха на борту Quantum of the Seas является еще одно, уникальное, пространство-трансформер Two70°, не имеющее аналогов в мире. Two70° – это огромный многоуровневый зал в форме атриума, названный так из-за 270-градусного панорамного обзора, образуемого громадными стеклянными стенами, которые охватывают почти три палубы на корме судна.
Гвоздем любой программы является инновационная система RoboScreen. Эта инновация затмила самые популярные шоу и создала новое направление в мире развлечений. Проектировщики RoboScreen называют ее самым сложным робототехническим проектом в мире.
Роботы в том или ином качестве участвуют и в других «сферах жизни» океанского «мегополиса». Например, они выступают в роли барменов, смешивая коктейли всем желающим. И несмотря на наличие на борту 18-ти ресторанов с легендарными шеф-поварами, предлагающими уникальные кулинарные концепции и обслуживающими посетителей по системе «все включено, за исключением алкогольных напитков», именно Bionic Bar, где ловко орудуют роботы-бармены, является центром притяжения туристов в ресторанной зоне.
Цель творцов Quantum of the Seas создать «нечто грандиозное и невиданное ранее, что должно повергнуть его гостей в шок и изумление», несомненно, достигнута, только надолго ли? Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди, желают знать, желают знать, что будет – еще дальше.
Класс круизных судов Quantum будет состоять из трех лайнеров: в апреле 2015 года к Quantum of the Seas присоединился его брат-близнец Anthem of the Seas, а в середине 2016 года должен быть спущен на воду Ovation of The Seas. Уже сейчас анонсируется, что с новыми, еще более «увлекательными» инновациями
Где и как строят современные гигантские морские транспортные средства
Данные и иллюстрации этого раздела взяты, в основном из корпоративного буклета фирмы Meyer Werft.Верфь Meyer Werft (Папенбург, Германия) была основана в 1775 году как семейный бизнес и в этом статусе успешно развивается в наше время, причём осталась единственной из 20 верфей, работавших в 1860 году в Папенбурге.
Сегодня Meyer Werft — одно из крупнейших и высокотехнологичных судостроительных предприятий мира, применяющее широкий спектр средств 3D-моделирования:
В корпоративном буклете Meyer Werft сказано: «Используя опыт авиационной промышленности, MEYER WERFT заложила основы современного производства ещё в 80-х годах, а сегодня применение САПР CATIA позволило оптимизировать разработку судов на основе 3D-моделирования. Эти методы, в соответствии с требованиями судостроения, постоянно совершенствуются в сотрудничестве с компаниями Dassault Systèmes и IBM».
Добавим сюда пресс-релиз «MEYER WERFT выбирает решение V6 от Dassault Systèmes» и заметку «Модуль Tecnomatix Plant Design and Optimization от Siemens PLM Software оказался наиболее эффективным решением, отвечающим потребностям современной верфи».
Вот короткая впечатляющая экскурсия по верфи:
Потрясающее зрелище: как Quantum of the Seas сходит со стапелей:
А этот сугубо рекламный и, разумеется, красивый, ролик для туристов можно считать непосредственным дополнением к статье Е.Васильевой.