Оригинал: The State of Subscription Pricing | Autodesk, SolidWorks, Solid Edge and Onshape.
Autodesk начал предлагать схему с подписками в сентябре 2013 года, а в феврале этого года объявил, что в феврале 2016 года останутся только подписки. Сегодня большинство дектопных продуктов компании уже доступны для оплаты только за реальное использование. Отметим, что для Fusion 360 действуют специальные схемы оплаты, и в мае появилась упрощённая схема, позволяющая комбинировать продукты на основе единой помесячной или годовой подписки.
Как же появилась на рынке схема подписок для профессиональных многокомпонентных наборов программных продуктов? В мае 2013 Adobe стал распространять свои продукты по крайне простой схеме: ВСЕ продукты одним пакетом по одной цене подписки за весь пакет. Даже, если покупатель пользовался не всеми продуктами пакета. Сегодня Adobe ввёл разные схемы оплаты, в большей степени привязанные к реальному использованию, однако исходный тарифный план сохранился: 50 долларов в месяц за доступ ко всем приложениям.
Однако, вернёмся к Autodesk, который, похоже, пробует реализовать примерно то же, что и Adobe. В разгар перехода к предстоящей в феврале тотальной схеме подписок, на днях Autodesk объявил о спаде выручки. Спад во многом связан именно с тем, что последние три года компания имеет дело с отложенными доходами и соответствующей выплатой больших налогов: выручка падает, хотя объём подписок растёт. Подобное падение выручки наблюдалось и у Adobe – спустя год после полного перехода на подписки, однако, эта тенденция была преодолена, и в этом году Adobe сообщил о рекордной выручке и рекордном объёме подписок.
Интересно, что сейчас Adobe разнообразит свои варианты подписок, тогда как Autodesk, напротив, тяготеет к упрощению своей бизнес-модели продаж.
Тем временем, Onshape – CAD, основанный на вебе, – внедряет совершенно другой подход, основанный на модели freemium со 100 долларами за месячное профессиональное использование.
А как всё это относится к Solid Edge? В августе 2013 года Siemens PLM ввёл для Solid Edge полноценные месячные подписки, которые были опробованы в 2012 году во взаимодействии с Local Motors (isicad.ru: см. «Конкурс по созданию колесных дисков для компания Local Motors» и
«Продолжаем разбираться с Solid Edge…»). Похоже, что эта схема теперь развивается от базовой версии за $130 в месяц до премиум версии за 350, причём, пользоваться этим можно даже в офлайн режиме.
А SolidWorks? Известно, что Dassault Systemes сейчас меняет свою политику постоянных лицензий. Многие спрашивают, появятся ли когда-нибудь помесячные лицензии? В начале этого года появились слухи о том, что подписка для SolidWorks будет объявлена в 2016 году. На фоне появления новой серии продуктов SolidWorks 3DEXPERIENCE я не очень-то понимаю, как всё это будет работать вне кампании побуждения пользователей к переходу на 3DEXPERIENCE и без позиционирования подписок как возможности получить те же продукты по более выгодной цене.
Перед каждой из упомянутых компаний стоит деликатная задача: как обеспечить баланс между качественными поставками пользователям и устойчивостью собственных доходов. Доходы должны расти, но пользователи не должны расстраиваться. В какой-то мере, примером для подражания может быть Adobe. С помощью экспериментов по переходу от годовых цен к помесячным, САПР-компании готовят рынок к тому, что помесячные подписки станут основным вариантом использования софтвера. Вы к этому готовы?
(isicad.ru: в конце своей заметки автор поместил дополнение, в котором сообщает свежие новости на тему подписок, отражённые в новом пресс-релизе от Autodesk. Перевод этого пресс-релиза сегодня уже был у нас опубликован).