isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

25 сентября 2015

Учить не кнопкам, а проектированию

От редакции isicad.ru: Самарская проектная фирма «Графика-Инжиниринг» позиционируется как один из лидеров комплексного внедрения BIM в Поволжском федеральном округе. В 2015 году при проектном бюро открылся Учебно-консультационный центр (УКЦ), где сотрудники компании, практикующие проектировщики, обучают слушателей навыкам работы в Autodesk Revit и Robot.

В подготовленном в Самаре диалоге, директор «Графики-Инжиниринг» Карен Башиянц рассказывает, почему он решил открыть консультационный центр, зачем проектной компании помогать конкурентам и в чем уникальность его концепции обучения.

Башиянц Карен 200 Карен, расскажите, с чего все началось? Как появилась идея сделать свой учебный центр?
Началось все с того, что, увидев, с какой скоростью наши зарубежные партнеры, работающие по BIM-технологии, вносят коррективы в проектную документацию, мы решили внедрить Autodesk Revit. Несмотря на то, что мы нашли действительно отличных учителей, внедрение получилось куда более сложным, долгим и затратным, чем я мог себе представить. По сути, по-настоящему освоить Revit наши специалисты смогли только с третьей попытки – когда преподаватели приехали к нам в офис и вместе с нами сделали пилотный проект.

Переход на BIM привел к увеличению количества заказов, а с ними к новой проблеме – нехватке сотрудников. Эта проблема оказалась еще глубже, чем процесс внедрения Revit: выяснилось, что на рынке просто нет специалистов, знающих это ПО и саму технологию информационного моделирования зданий в достаточном для самостоятельной работы объеме. Причем речь не только о Самаре – мы готовы выписывать проектировщиков из других городов, но их нет. Если архитекторы встречаются (благодаря знанию ArchiCAD еще со студенческой скамьи), то с конструкторами все пока очень плохо. Безуспешные поиски длились год!

К счастью, у меня есть десятилетний преподавательский опыт – я вел курс «Основания и фундаменты» в Самарском строительном университете (СГАСУ). Я умею делиться опытом с жаждущими знаний слушателями, поэтому решил отказаться от поиска опытных BIM-специалистов и перейти к обучению и наставничеству внутри компании. Моего авторитета среди выпускников кафедры «Промышленное и гражданское строительство» СГАСУ оказалось достаточно, чтобы заполнить вакансии молодыми специалистами, готовыми учиться. Мы убедились, что, пройдя обучение «с погружением» внутри компании, эти сотрудники быстро выходят на уровень, позволяющий самостоятельно работать в Revit. Так был сделан первый шаг на пути создания собственного учебно-консультационного центра, пока для внутреннего использования.

Графика-Инжиниринг

Решающим событием, определившим выход нашего УКЦ во внешний мир, стал форум Autodesk в Казани в ноябре 2014-го года. Консультант из C-Soft Самара Андрей Кордо предложил сделать там небольшую, минут на 15, презентацию нашей работы. Результат был совершенно неожиданным. Презентация, сделанная в цейтноте, за пару дней, практически «на коленке», вызвала массу вопросов и активное обсуждение в неформальной части мероприятия. Оказалось, что люди по-настоящему ценят живой опыт, с описанием всех неровностей, недоработок, опечаток, ошибок и всеми атрибутами рабочего проектирования, особенно проектирования «с колес». Наибольшее количество вопросов касалось именно внедрения Revit, поиска специалистов, обучения, плановому переходу с AutoCAD на Revit. Нас просили помочь, разъяснить, поделиться опытом.

Стало ясно, что наши знания нужны не только нам. По рекомендации Дмитрия Постельника, мы прошли проверку в Autodesk и получили право открыть учебный центр. С этого момента началась самостоятельная жизнь «Учебно-консультационного центра Графика-Инжиниринг». Насколько я знаю, еще ни одна проектная организация не открывала на своей базе учебных центров, в которых бы ее сотрудники обучали себе конкурентов!

А зачем это делать?
Основных причин три. Во-первых, это создание кадрового резерва компании. Во-вторых, повышение квалификации сотрудников компании через обучение других проектировщиков. В-третьих, это трансляция широким массам проектировщиков собственных идей, направленных на повышение качества проектирования, передача им наших стандартов.
Про кадровый резерв понятно. А как повышается квалификация ваших сотрудников?
Сам уровень знания Revit наших специалистов и так достаточно высок – собственно, это подтверждено проверкой Autodesk. Однако специалист, обучая коллегу, вынужден методически выстраивать подачу материала, что неизбежно ведет к структурированию собственных знаний, раскладке их по полочкам. Эта организация своего опыта повышает профессиональную квалификацию проектировщика – объясняя, специалист иногда пересматривает подход к созданию моделей, выводу чертежей и т.д. Я это понял на собственном опыте наставничества в различных проектных организациях.
Графика-Инжиниринг

Хорошо, а зачем вам нужно транслировать свои идеи и стандарты широким массам проектировщиков? Тем более конкурентам?
Еще в процессе обучения наших специалистов я обратил внимание, что в проектировании с использованием BIM-технологий практически отсутствуют общепринятые правила, я уж не говорю об утвержденных государственных или отраслевых стандартах. Сначала это вызывало удивление, потому что в проектировании практически все вопросы так или иначе стандартизированы или, по крайней мере, структурированы, описаны. Revit же позволяет решать одну задачу разными путями. Даже внутри нашей компании сотрудники не всегда сходу приходили к единому мнению по одному вопросу. Эти наблюдения привели меня к необходимости создать собственную систему стандартов проектирования с применением Rivit.

Я всегда принимал на работу специалистов, которые разделяют мои цели. Всем своим сотрудникам я передавал собственные стандарты проектирования, отношение к работе, к коллегам и партнерам. Теперь же с помощью УКЦ наши специалисты-проектировщики-преподаватели передают наши общие цели, наш подход к организации проектирования своим слушателям. Мне пока сложно прогнозировать результаты создания подобного сообщества еще не единомышленников, но близких по духу людей. Очень надеюсь, оно пригодится для подготовки резерва специалистов нашей фирмы. Это уже будет отличный результат.

Вы прошли проверку Autodesk, но не являетесь Авторизированным учебным центром. Почему так? Не мешает ли это работе?
Следующим разумным шагом после подтверждения компанией Autodesk нашей квалификации было, конечно, приобретение лицензии Авторизированного учебного центра Autodesk. Однако стоимость этой лицензии достаточно высока, и мы неизбежно вынуждены были бы переложить ее на наших слушателей, подняв цену курсов. В нынешних условиях это неразумно: с одной стороны, проектных организаций, которым жизненно необходимо освоить BIM-технологии, достаточно, но с другой, бюджеты у всех сильно просели. Как следствие, люди ищут компромиссы.

В результате обсуждения с коллегами и партнерами я принял решение пока отложить приобретение лицензии. Сейчас важнее наладить стабильно работающий консультационный центр и процесс обучения, потому что клиентам намного важнее получить качественные знания в удобных условиях, чем увидеть на стене рамку с дипломом лицензированного учебного центра. Нельзя забывать, что для «Графики-Инжиниринг» обучение Revit и BIM-технологии хоть и важное, но не основное направление работы. Наша основная задача – выпускать проекты на высоком профессиональном уровне. Преподавание – скорее преимущество для самих сотрудников, которые разделяют мое убеждение, что повышение собственной квалификации идет через наставничество. Тем не менее, вопрос лицензии Авторизированного учебного центра не закрыт: мы ее обязательно получим, как только это станет экономически оправдано.

Графика-Инжиниринг

Карен, вы часто говорите, что лучший преподаватель Revit и технологии BIM – практикующий проектировщик. С чем связана ваша уверенность, что передача собственных навыков важнее, чем обучение всем нужным кнопкам и пунктам меню?
В ходе наших первых семинаров по Revit выяснилось, что руководители проектных компаний не очень хорошо понимают, что такое внедрение Revit и как его правильно организовать. У них есть одна цель – быстрый переход на новое ПО. Для них Revit и AutoCAD – две версии одной программы, примерно как Windows 7 и Windows 10. Они не отдают себе отчет в том, что Revit – не новая версия, это совершенно другой подход к работе, другая организационная структура, другая философия проектирования, которой необходимо обучить сотрудников.

И тут то, что мы сначала не принимали за конкурентное преимущество, сработало. Тот факт, что мы не учим всем кнопкам всех меню и подменю Revit, а учим именно проектировать в среде Revit, показал свою полную состоятельность. Мы со слушателями оказались на одном уровне, разговариваем на одном языке. Это особенно важно, учитывая, что конструкторам переход с AutoCAD на Revit дается не всегда легко, уж слишком эти программы и подходы к проектированию в них отличаются.

Ставка на систему, когда проектировщик обучает проектировщика, сработала отлично. Мы понимаем, что наши слушатели, возможно, не получают полный комплект знаний по программе Revit, не становятся специалистами-универсалами. Но практика, в том числе и наша, показывает, что проектировщику и не надо владеть всеми тонкостями программы. Для организации рабочих групп и написания сложных семейств есть BIM-менеджер и BIM-мастер. Задача проектировщика – оперативно разрабатывать качественную проектную документацию, именно этому мы и учим наших слушателей.

Да, слушатель принимает точку зрения преподавателя, принимает его стандарты, подходы, решения. На первом этапе это неизбежно. Не исключено, что через какое-то время, когда наш ученик уже не будет новичком в Revit, ему придется изменить предложенную модель проектирования, например, в связи с корпоративными стандартами нового места работы. Но я уверен, что наши слушатели, поняв философию BIM-проектирования, легко смогут адаптироваться к любым условиям.

В вашем центре преподают проектировщики, а не профессиональные инструкторы. Накладывает ли это какие-то ограничения на учебную программу?
Мы преподаем то, что знаем сами. Сейчас это Revit Architecture, Revit Structure и Autodesk Robot Structural Analysis (да, у нас есть учебная программа, позволяющая быстро освоить связку проектировочного и расчетного ПО). Мы охотно делимся со слушателями собственными наработками, в том числе и готовыми семействами. Есть своего рода экспресс-курсы по проектированию многоэтажных зданий из монолитного железобетона – это то, на чем специализируется наше бюро. Но даже на экспресс-курсах мы не учим роботов, знающих только последовательности нажатия кнопок; наши слушатели получают базовые знания именно по проектированию в Revit. В дальнейшем эти знания можно будет самостоятельно расширять, работая над другими типами зданий.

Очень важная часть программы – пилотный проект. Обычно этот этап обучения стоит очень дорого – скорее всего, инструкторы боятся, что им придется тащить весь пилотный проект клиента на себе. Мы этого не делаем: в своих учениках мы уверены, а сторонние заказчики программы «Пилотный проект» должны сперва доказать свои навыки работы в Revit в ходе внутренних экзаменов. В результате пилотный проект становится именно тем, чем нужно: надежным способом закрепить полученные знания, одновременно реализовав коммерческий заказ.

Наконец, наш конек – совмещение архитектуры и проектирования конструктивных элементов здания. В Учебном центре мы также помогаем наладить совместную работу архитектурных и конструкторских разделов. На мой взгляд, умение организовать такую работу – залог успешного внедрения Revit и BIM-технологии в проектной организации.

Графика-Инжиниринг Графика-Инжиниринг

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.