isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

17 октября 2015

Внедрение BIM: проблема формализации процессов и возраста организации

Софья Минина, Владимир Талапов

Софья Минина Владимир Талапов

Технология информационного моделирования зданий – это новое явление в мировой проектно-строительной отрасли, оно постоянно развивается и меняет границы и формы применения. В такой ситуации внедрение BIM – процесс ещё более сложный, и практически каждый, кто пошёл по этому пути, становится первопроходцем. А первопроходцы не застрахованы от ошибок. Более того, на пути первооткрывателя ошибки неизбежны. Так что одна из главных задач в процессе внедрения BIM – такие ошибки вовремя находить и устранять, причём желательно на ранней стадии.

Так случилось, что в последнее время авторам этой статьи сильно везло.

Во-первых, с интервалом в один день мы побывали в Москве на ежегодной конференции компании Bentley Systems под общим названием «Bentley Connection», а затем на «Дне для руководителей» в рамках «Autodesk University Russia 2015». Обе конференции были чрезвычайно насыщены проблематикой BIM и интересными докладами, к которым прибавлялось весьма полезное общение с собравшимися специалистами.

Во-вторых, нам довелось послушать на конференции Bentley доклад Дмитрия Посконного из МГСУ «Комплексные адаптационные механизмы внедрения BIM-технологий», а затем пообщаться с докладчиком. Это был тот случай, когда из доклада мы узнали для себя что-то особенно важное, заставившее по-новому взглянуть на некоторые процессы и установки внедрения BIM и подтверждавшее появившиеся у нас в результате многолетней практической работы сомнения и догадки. Прежде всего, речь идёт о периодах жизни организации и их связи с внедрением новых технологий.

В-третьих, появился удобный случай сравнить два подхода к внедрению BIM, хорошо проявившихся на конференциях этих уважаемых и преуспевающих в информационном моделировании компаний.

Так что мы, весьма впечатленные и переполненные знаниями и идеями, решили поделиться нашими соображениями с читателями.

Два подхода к внедрению BIM

Позицию компании Bentley в этом вопросе можно назвать «мягкой» или «вежливой». Правильнее даже сказать, что никакой официальной позиции компании в этом вопросе, скорее всего, нет. Просто пользователям предоставляются необходимые, доказавшие свою эффективность программные средства, а также становится доступным успешный опыт других компаний. А внедрять у себя BIM и нести ответственность за результаты этого внедрения организация, естественно, будет сама.

Позицию Autodesk в деле внедрения BIM, по нашему мнению, можно охарактеризовать как «жестко рекомендательную» с высоким уровнем формализации. При этом, пользователям, кроме хорошо зарекомендовавших себя компьютерных программ, предлагается ещё и почти официальный консалтинг со стороны Autodesk или рекомендованных компаний. Но также предполагается, что внедрять у себя BIM и нести ответственность за результаты внедрения организация будет сама.

Этапы жизненного цикла организации

Теперь отойдем немного в сторону от BIM. Хорошо известно, что организации, как и живые организмы, проходят в своём развитии разные стадии, от младенчества до старения, и сталкиваются с различными «ловушками» роста, которые необходимо избегать, чтобы устойчиво идти вперед. В мире этому посвящено много работ, наиболее популярной и адекватной из которых считается предложенная Ицхаком Адизесом кривая, визуализирующая этапы развития произвольной фирмы. При этом очень важно, что подход Адизеса уделяет внимание не только росту, но и регрессии организации, представляя этот процесс вполне предсказуемым, то есть в определенной степени управляемым.

Подробное описание всех стадий жизни организации можно без труда найти как в Интернете, так и в специальной литературе, например, в изданной на русском языке книге «Управление жизненным циклом корпорации», так что мы на этом особо останавливаться не будем. Но всё же сделаем несколько замечаний.

Во-первых, границы между разными этапами на кривой Адизеса носят условный характер. Более того, «химически чистых» графиков функционирования фирмы не существует: в жизни все этапы развития как бы врастают друг в друга: на каждой стадии жизни организации можно обнаружить характерные признаки, приписываемые теорией другим (не обязательно соседним) этапам жизненного цикла. Думается, похожая ситуация с микробами: они почти все и всегда присутствуют в организме человека, но из-за иммунной системы не получают должных условий для развития.

Во-вторых, у каждого этапа жизненного цикла нет чётких временных рамок, это всё индивидуально для каждого случая. Известно, что правильной организацией бизнес-процессов можно неограниченно долго продлевать стадии «расцвета» и «стабильности», не доводя фирму до старения и упадка. Но верно и обратное: неправильными действиями можно ускорить процесс старения. О чём мы будем говорить ниже.

В-третьих, всем стадиям старения и упадка организации присущи бюрократия и чрезмерная формализация процессов. Так что вполне естественно сделать вывод, что по уровню бюрократии и формализации бизнес-процессов можно судить о степени старения организации. Например, один из типичных и весьма распространенных признаков такого старения – электронная проходная в проектной организации с поминутной «тарификацией» времени присутствия сотрудников, особенно в ситуации, когда организация сидит без заказов.

BIM внедрение и возраст фирмы

Рис. 1. Кривая развития организации и её автор Ицхак Адизес

Теперь вернёмся к внедрению BIM. Вполне естественно предполагать, что при прочих факторах эффективность этого процесса зависит и от того, на каком этапе своего жизненного цикла находится внедряющая организация. И если этот этап не благоприятен для внедрения BIM, то и результат будет далёк от оптимистичных ожиданий.
BIM внедрение и возраст фирмы 2 new

Рис. 2. Зоны эффективного и неэффективного внедрения BIM на кривой Адизеса. Слайд из доклада Дмитрия Посконного на конференции Bentley в Москве

Зная всё это, мы считаем правильным к сформулированным ранее «Десяти заповедям» внедрения BIM добавить ещё одну:

Заповедь одиннадцатая: «При внедрении BIM надо учитывать стадию жизненного цикла организации»

Теперь вернемся к отмеченным выше двум подходам внедрения BIM. Нетрудно заметить, что подход, увиденный нами на конференции Bentley, нейтрален по отношению к стадиям жизненного цикла организации. Это значит, что если стадия благоприятна для внедрения, процесс пойдет хорошо, если не благоприятна – организация как минимум столкнется с неведомыми для вас трудностями, определяемыми стадиями развития. Однако, если вы правильно определили текущую стадию жизненного цикла и учли её особенности в своих действиях, то результат становится в значительной степени предсказуем (конечно, при условии выполнения остальных десяти заповедей).

Теперь — о методике внедрения, предлагаемой Autodesk. На первый взгляд, она тоже нейтральна по отношению к стадиям жизненного цикла организации (во всяком случае, эти стадии также нигде не упоминаются). Но, как уже отмечалось, она предполагает очень высокий уровень формализации процессов. Например, согласно представленным на конференции докладам, в организации, переходящей на технологию информационного моделирования, понадобятся BIM-директора, BIM-менеджеры, BIM-мастера, BIM-координаторы (докладчики даже называли уровень их зарплаты), а также BIM-стандарты предприятия, BEP (для непосвященных – это план выполнения проектов в BIM) и многое другое.

BIM внедрение и возраст фирмы 3

Рис. 3. Кто и как должен писать BEP: фрагмент доклада Игоря Рогачева из IBS
«Что такое BEP и почему он так важен в BIM?»

Думается, что вряд ли кто-нибудь будет в принципе возражать против самого плана работы над конкретным проектом. Более того, такой план должен быть всегда, особенно на крупных проектах, вне зависимости, BIM это или не BIM. Но также представляется вполне естественным, что создание плана не должно отодвигать на вторые роли (усложнять) саму работу по проектированию.

Хотим мы того или нет, но вводимый в фирме высокий уровень формализации процессов – это «прыжок» на стадии «аристократизма» или «ранней бюрократизации» кривой Адизеса жизненного цикла организации со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Если фирма ужа находится на одной из этих стадий развития, ничего страшного не произойдет («прыжка» не будет), просто проявятся (возможно, усилятся) трудности, связанные с процессом старения, которые в любом случае пришлось бы учитывать. Более того, «бюрократическая» методика внедрения BIM будет на этих этапах воспринята самим «стареющим» предприятием достаточно благосклонно.

Но если фирма находится в стадии роста, подобные действия способны спровоцировать активизацию старения, а это уже очень плохо: внедрение новой технологии может существенно сократить «восходящий период» жизни организации.

Кому и чем интересен «формализованный» подход во внедрении BIM?

Как уже отмечалось, такой подход полностью соответствует стадиям старения организации, поэтому он в эти периоды жизни фирмы будет хорошо восприниматься. К тому же «формализованный» подход вне зависимости от стадии развития очень удобен для руководителей (начальников), которым не хочется вникать в суть явлений: достаточно утвердить некий план, стандарт или таблицу, а затем годами совершенствовать конкретные пункты и спрашивать их выполнение, например, решать вопросы о наличии BIM-мастеров. Исполнители в такой ситуации тоже быстро освоят правила игры: будут разрабатывать инструкции и назначать BIM-мастеров приказами, посылать их на соответствующие курсы BIM-мастеров (такие курсы, причем с выдачей сертификатов, быстро появятся, раз есть спрос), а то и просто давать задание службе персонала принимать на работу людей только с записью «BIM-мастер» в трудовой книжке.

Но надо понимать, что никакого BIM в такой организации не будет, будет игра во внедрение. Причём эта игра сможет многих «кормить», поскольку процесс старения фирмы обычно тянется несколько лет. Другими словами, такое положение может быть выгодным сразу нескольким группам лиц. К тому же консультирующая сторона всегда сможет объяснить «пробуксовку» внедрения тем, что для полного внедрения нужны ещё BIM-лидеры, BIM-драйверы, BIM-завхозы, BIM-коменданты, координационный BIM-совет или что-то в этом роде.

Не секрет, что сегодня все ещё достаточно часто можно услышать мнение проектировщиков о том, что технология BIM жизнь не упрощает, а является дополнительной нагрузкой с непонятными задачами и целями. Думается, что это – первые последствия «формализованного» подхода внедрения BIM, хотя самого внедрения ещё толком и не произошло.

Ссылка на британские стандарты

В такой ситуации вполне закономерно возникает вопрос об опыте Великобритании и британских стандартах, ссылки на которые у нас так популярны. Они что, тянут всю британскую строительную отрасль вниз? Но при этом она (эта отрасль) неуклонно идёт вверх?

Нет, не тянут вниз, поскольку британские стандарты призваны представлять интересы государства в проектно-строительной отрасли. Главная задача этих стандартов – формализация конкурсных процедур и требований госприёмки результатов информационного моделирования, причём именно в Великобритании. Конечно, и частные фирмы могут пользоваться этими стандартами, более того, они уже ими пользуются.

Но эти стандарты не регламентируют работу организации, выполняющей проект.

Похожую роль играют и документы типа EIR, описывающие требования заказчика к исполнителям.

Вывод

Мы не против упорядочения рабочих процессов и разработки соответствующих документов. Более того, такое упорядочение должно быть, поскольку оно делает работу организации более эффективной. Но, думается, было бы неправильно ставить процесс формализации производственных отношений при внедрении BIM на первое место, жестко прописывать все до мелочей, а затем жестко отслеживать выполнение. Не нужно усложнять то, что можно не усложнять.

Что же делать? Думается, надо не спускать документы и схемы «сверху», а через практику на основе общих «правил игры» нарабатывать в своей организации опыт и по нему уже создавать документы с нежесткими границами взаимодействия (с программой и людьми). И затем дополнять эти правила по мере необходимости, фиксируя таким образом полученный на своей практике успех.

BIM – технология новая, и границ её возможностей мы ещё не знаем. Но жесткие рамки регламентирующих документов в организации не оставляют места для экспериментов и практического нахождения более интересных и изящных решений бизнес-процессов, а это серьезно тормозит развитие.

Формализация внедрения BIM может быть приемлема для организаций, уже находящихся на ниспадающей стадии своего жизненного цикла и в силу этого склонных к бюрократизации.

Но чрезмерная формализация очень опасна для развивающихся фирм, поскольку сокращает их возможности по продлению возрастающей фазы жизненного цикла. А ведь именно такие организации определяют будущее проектно-строительной отрасли России и представляют наибольший интерес для внедрения BIM.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.