Вот как, на мой взгляд, выглядит процесс традиционного проектирования.
Шаг 1. Получение первичной модели
Первичная модель может быть получена из разных источников. Например, она может быть:- построена в голове проектировщика;
- построена в BIM-программе, скажем, в ArchiCAD'е;
- получена от лазерного сканера;
- ...
Шаг 2. Анализ первичной модели
Это — извлечение информации из первичной модели, анализ полученной информации, фиксация результатов анализа в форме проектной документации (чертежей). На этой стадии информация превращается в знания. На шаге 2 процесс проектирования обычно заканчивается, хотя есть необходимость (и уже появилась возможность) шага 3.Перед описанием шага 3 – пара слов об информации и знаниях.
Из-за ошибок в анализе или по другим причинам знания могут быть недостоверными, неполными, неактуальными. Существует также проблема человеческой интерпретации знаний (см. ниже). Все это диктует необходимость верификации знаний. Хороший способ верификации – обратиться к стороннему специалисту с тем, чтобы он заново построил модель на основе знаний, полученных на шаге 2.
Есть более простой и надежный способ, но доступен он будет только в том случае, если чертежи будут изготовлены со степенью формализации, достаточной для их машинной интерпретации. Итак
Шаг 3. Верификация знаний
Это — автоматическая генерация модели по чертежам, сравнение сгенерированной модели с первичной моделью, тестирование сгенерированной модели с использованием программ «обнаружения столкновений».Суммируем
Процесс традиционного проектирования состоит из отдельных эпизодов и их исполнителей. Внутри эпизода исполнители могут делать что угодно, но результат должен быть один: формализованная и авторизованная документация. Добавление отдельных эпизодов (например, строительство, эксплуатация, вывод из эксплуатации) или их удаление ничего принципиально не меняет.Основная проблема в том, что документация ориентирована на человека, на понимание и сотрудничество между людьми. А как быть с сотрудничеством между машинами - программами? Решение есть. Чуть большая степень формализации документов делает их доступными для машинной обработки.
Теперь можно перейти к BIM – цифровой революции в строительстве
На практике цифровая революция означает сотрудничество на основе единой модели. Модель – это хранилище данных, объект сотрудничества. Субъектами являются люди и программы. С программами все ясно. Они могут напрямую общаться с моделью: извлекать, добавлять и изменять данные. Возможность человеческого общения на основе моделей вызывает сомнение. Между человеком и моделью стоит посредник – интерфейс программы моделирования. По сути, для человека модель – это дискретное множество видов – картинок, генерируемых программным интерфейсом на плоском экране компьютера. Нет никакой гарантии, что интерпретация этих картинок разными людьми даст полное и однозначное представление о том, что реально хранится в базе данных модели.Общение на основе моделей возможно между программами и невозможно между людьми – что это значит? По-видимому, только то, что BIM – это технология, заточенная на вытеснение человека из процесса проектирования (равно как из строительства и эксплуатации).
Есть попытки компромисса, такие например, как «гипермодель» – феерический коктейль из данных, информации, знаний (чертежей).
Боюсь, что компромисс невозможен. Любое признание необходимости чертежей неизбежно дискредитирует концепцию BIM. Логика простая. Если чертежи необходимы – они должны быть правильными. «Правильные чертежи» – понятие относительное. Оно зависит от такого фактора, как «человеческая интерпретация». Пространственное воображение, способность к абстрактному мышлению, опыт, знание профессионального языка – все это влияет на способность создавать и понимать чертежи. Единственный способ преодоления неоднозначности – машинная интерпретация чертежей. Но машинная интерпретация чертежей решает все проблемы традиционного проектирования. Зачем тогда нужен BIM с его культурными, организационными и прочими сдвигами?