isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

4 ноября 2015

Состояние CAD в 2015 году. Отсутствие практического интереса инженеров к облакам – это нормально

Подготовил Давид Левин

Эта публикация вдохновлена тремя источниками (и базируется на них): Опрос от Business Advantage – это 48 довольно плотных слайдов, так что в них разбираться не слишком хочется, поэтому, когда Ральф Грабовски в нескольких первых абзацах своей статьи как бы выразил основное содержание Большого Опроса, моё желание передать это содержание читателям isicad.ru резко усилилось. Оно стало окончательным, когда и Олег в своей заметке отметил вдохновляющую и экономящую усилия роль абзацев Ральфа.

Далее я привожу несколько своих извлечений из Опроса, затем представляю те самые решающие слова Ральфа, делаю несколько своих коротких комментариев и, наконец, знакомлю читателей с заметкой Олега.

1. Ежегодный опрос Business Advantage

Опрос охватывает несколько сотен респондентов в разных странах и покрывает 15 направлений в сфере инженерного ПО – грубо говоря, в сфере САПР. Вопросы, на которые отвечали участники, – парные: (а) знакомы ли вы с данной технологией и (б) пользуетесь ли вы данной технологией.

Мне показались наиболее интересными четыре слайда.

На первом из них представлены данные об осведомлённости (красным) и используемости (синим) каждого из пятнадцати направлений, изучаемых опросом (три следующих слайда можно кликнуть для значительного увеличения):

Business Advantage survey pics

Понятно, что синий столбик не может быть выше парного ему красного, а с остальным дело обстоит так:
  • сравнительная близость высот столбиков в паре говорит о том, что данный тренд (сектор, направление) освоен в меру осведомлённости о нём: лучший и нисколько не удивительный пример – 3D-моделирование: практически все, кто о нем (профессионально) осведомлены, его и применяют,
  • большой разрыв высот в паре говорит о буме обсуждений и, возможно, буме искреннего и обоснованного интереса, в сочетании с не слишком значительным практическим внедрением: самые яркие примеры – 3D-печать, облака, повременная оплата за пользование софтвером и др.
  • авторы опроса ввели показатель «уровень внедрения» = (используемость/осведомлённость)*100, в соответствии с которым
    • в левой половине схемы расположены направления рынка, в которых уровень внедрения выше среднего (осведомлённость материализовалась во внедрение), а
    • в правой половине – направления рынка, уровень внедрения которых ниже среднего (сама по себе осведомлённость не достаточна для используемости).
На втором слайде мы видим ранжирование направлений (секторов рынка) по важности (на сегодняшний день):
Business Advantage survey pics

Существенно, что некоторые тренды (направления) особенно важны в определённых отраслях, регионах и для некоторых типов компаний, например, PDM и PLM значительно важнее для больших компаний (на всякий случай: P здесь означает Product), естественно, BIM применяется в архитектурно-строительной сфере (на всякий случай: BIM здесь означает Building Information Modeling или Building Information Model — информационное моделирование здания или информационная модель здания) и пр.

Третий слайд в контексте Опроса не выглядит важным, но всё-таки не удержусь и его здесь приведу, это десять самых используемых CAD-систем (это данные на основе конкретного опроса, но выглядят они правдоподобно):

Business Advantage survey pics

Вusiness Advantage так представляет основные выводы своего опроса:
  • Ожидается, что рост применения 3D-моделирования в AEC будет в 3 раза выше, чем в машиностроении,
  • Реальный рост внедрения PDM за последний год оказался примерно в 2 раза выше ожидавшегося; в будущем году этот рост прогнозируется в 21%
  • Внедрение simulation – в 2 раза превысило прогноз прошлого года,
  • Прогнозируется, что рост AEC в следующие 3-5 лет составит 58%, а PLM – 43% (19% в 2016),
  • Рост BIM оказался ниже, чем ожидалось год назад, но считается, что в следующие несколько лет он составит 45%,
  • Мобильный CAD более всего применяется в Северной Америке, однако, в ближайшие годы бурный рост ожидается в Азии,
  • В этом году 3D-печать вырастет на 50%, причём, на 110% в AEC; в течение 3-5 лет ожидается более, чем двукратный рост,
  • Использование облачного CAD в текущем году удвоится, а в следующие 3-5 лет утроится, причём, прежде всего, в AEC.
И, наконец, суммирующий слайд, на котором в духе нередко применяемых «магических квадрантов Gartner» показано двумерное ранжирование всех пятнадцати трендов: чем ниже, тем меньше использование (внедрение), чем правее, тем более важным (лидирующим) является направление, или – подробнее:

(0-0) Снизу слева: малое использование, низкая важность
(0-1) Внизу справа: малое использование, перспективная важность
(1-0) Вверху слева: заметный (нарастающий) уровень использования, невысокая важность
(1-1) Вверху справа: высокий уровень использования, высокая важность:

Business Advantage survey pics


2. Что говорит об этом Ральф Грабовски

Ральф Грабовски MAIN

Результаты опроса шокируют:

  • Супер-разрекламированные технологии – такие как облачные САПР, виртуальная реальность, кратковременные подписки – мало применяются и не считаются важными; они мало кого всерьёз заботят, а используют их и вовсе немногие (0-0),
  • Любимица медиа 3D-печать выглядит несколько лучше и попадает в категорию развивающихся (1-0)
  • Новые технологии типа мобильных CAD робко заглянули в область лидеров (1-1), а 3D-моделирование оставило всех далеко позади.
Мы видим рассогласование между, с одной стороны, блестящими игрушками, которые CAD-вендоры стремятся продать нам (и о которых мы, медиа, так любим поговорить) и, с другой стороны, тем, что реально применяется инженерными компаниями для выполнения практических работ. Это рассогласование особенно ясно проявляется на конференциях, где пользователи интересуются развитием 2D чертежных инструментов, а вовсе не усовершенствованием облачных САПР.

Разумеется, у этого опроса есть недостатки. Например, в нём не задавались вопросы о 2D-средствах. Охват опроса достаточно мал и в нём непропорционально много представлена Европа. Проигнорированы вопросы CAM и другие важные разделы.

3. Что об этом думаю я

Что касается широты охвата, однажды на isicad.ru была довольно подробная дискуссия о репрезентативности подобных опросов, см. статью Н. Снытникова «Статистика на службе у аналитиков и критический взгляд на исследования САПР рынка».

Если бы была широко представлена не Европа, а США, возможно, результаты показались бы Ральфу Грабовски менее шокирующими.

Вопросы CAM были специально затронуты в другой публикации Business Advantage, которая отражена в статье Андрея Ловыгина «CAM: трудности изучения и работы».

На мой взгляд, рекламную шумиху вокруг облаков в равной степени создают как их слишком увлечённые пропагандисты, так и их саркастичные критики (см. например, «Растущее сопротивление облачным САПР»). В известном смысле, все они (мы) не совсем бескорыстны, что, в данном случае, не является однозначно предосудительным .

Я не считаю, что сегодняшнее неблестящее позиционирование облаков и прочих разрекламированных трендов в магическом квадранте Business Advantage – это приговор. Это – обычная ситуация с новыми и совсем новыми технологиями: действительно, массовый пользователь, в хорошем смысле слова озабоченный повседневными сегодняшними задачами, не может и не должен массово бросаться в рискованные сферы. Рискованные сферы осваиваются постепенно и, в большинстве случаев, обязательно осваиваются. Те, что рискуют первыми, могут выиграть гораздо больше, чем шампанское, хотя и — без гарантий.

Франсис Бернар 1 Уже не в первый (и, вряд ли – в последний) раз рекомендую вспомнить слова Франсиса Бернара – основателя и первого руководителя Dassault Systemes, создателя CATIA:
Я считаю, что каждая значительная инновация, реализуемая в благоприятном технологическом и культурном контексте, является реакцией на потребности, которые редко в явном виде высказываются будущими пользователями или даже осознаются ими. Для того чтобы вообразить продукт завтрашнего дня, вам, как инноватору, необходимо сопоставить проблемы пользователей с возможностями, которые представляются новыми технологиями. … Программный продукт нельзя разрабатывать лишь на основе требований заказчика или анализа достижений конкурентов…

Перечитайте статью Ф.Бернара «DASSAULT SYSTEMES: история успеха».

Олег Шиловицкий разделяет подобные взгляды, подтверждая их наблюдениями за свежими тенденциями рынка инженерного софтвера, ИТ и рынка в целом.

4. Олег Шиловицкий считает, что отсутствие заметного интереса инженеров к облачным технологиям – это нормально

Олег Шиловицкий

Перевод упомянутой выше заметки Олега приводится с некоторыми сокращениями.


В последние годы я часто писал об облачных технологиях и их влиянии на CAD, PDM и PLM. Поэтому, возможно, мой блог внёс вклад в шумиху вокруг облаков, и я подумал, что данные обзора Business Advantage – хороший повод, чтобы осознать это. Итак, насколько же важна тема облаков для сегодняшних инженеров и других конечных пользователей?

Новая цифровая революция
Статья в Fortune «IBM: Не модернизируя свой бизнес вы рискуете, что вас Uber-узируют» (IBM: Modernize your business or risk being Uber-ized) очертила интересную перспективу преобразований в промышленности. Невозможно поддерживать бизнес неизменным, в условиях, когда на него может радикально воздействовать прогресс в цифровых технологиях, в том числе, в технологиях данных. Этим вызвана озабоченность компании IBM. Вот понравившийся мне абзац:

На недавней конференции в Лас-Вегасе со стороны руководителей IBM прозвучал призыв к компаниям подвергнуться так называемому «цифровому преобразованию». Будет лучше, если вы это осознаете сами, потому что перед нами Uber, которые уже это осознал, – предупредил Глен Финч, руководитель международного отдела IBM по направлению больших данных и анализа. Обращаясь к клиентам IBM, Финч заметил, что сейчас компании в большей степени озабочены активностью гибких стартапов типа Uber, которые уже захватывают значительную часть традиционных ниш бизнеса. Как известно, Uber произвёл революцию в секторе бизнеса такси – в секторе, который оказался слишком неповоротливым, чтобы противостоять своему быстро развивающемуся конкуренту.
SolidWorks 2016 – technology and productivity
С точки зрения «цифрового преобразования» интересно посмотреть на реакцию Dassault Systemes, одного из главных лидеров рынка CAD/PLM. В этом смысле, хороший пример учёта нынешних тенденций – недавнее объявление о том, что SolidWorks 2016 работает в браузере на основе платформы Fra.me (см. детали, например, в этой статье). Вот слова Паоло Басси, CEO SOLIDWORKS:

80% своего времени я провожу в дороге, перемещаясь по всему миру. Я общаюсь с очень многими людьми и ощущаю взаимную любовь (mutual love). Другого слова нет, это – любовь. Мы хорошо понимаем, что именно делает людей успешными и продуктивными, а всякий раз, когда это понимание исчезает, мы совершаем ошибки. Но теперь, я надеюсь, мы это понимание уловили и поддерживаем. Дело не только в технологиях, хотя они, конечно, очень важны. SOLIDWORKS Online демонстрирует смену нашего образа мыслей. До сих пор добраться до SOLIDWORKS было не так уж легко: приходится иметь дело с реселлерами, лицензиями, инсталляциями и аппаратурой. SOLIDWORKS online – важный шаг вперёд, этот шаг даёт доступ к CAD-технологии максимальному числу людей».
Проблема лошадей была не в их недостаточной скорости, а в изобилии навоза
Итак, инженеров интересует 3D-моделирование, а вовсе не облака. Означает ли это, что облачные технологии не имеют перспективы? Поучительно в этом смысле известное высказывание фактического создателя автомобилестроения Генри Форда: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Интересный комментарий высказан в заметке «Никто не говорил, что нужны более быстрые лошади, люди только хотели, чтобы было меньше навоза» (No one said they wanted faster horses, they wanted less horseshit). Настоящая проблема с лошадьми была вовсе не в их недостаточной скорости, проблемы были в мухах, болезнях, запахах, навозе, пыли, грязи, жестокости в обращении с животными, лошадиной смертностью… Еще одна проблема – неэффективность.
Business Advantage survey pics

Хотите верьте, хотите нет, но было время, когда лошадей было так много, что это стало темой прошедшего в 1898 году в Нью-Йорке международного саммита по городскому планированию. Тогда проблемы использования лошадей достигли апогея, необходимо было принять какие-то решения, однако бессмысленно было обсуждать решения с пользователями (ДЛ: например, с кучерами и конюхами).

Проблема, которую решал Генри Форд, была совсем не в том, чтобы повысить скорость лошадей. Проблема была в эффективности производства и стоимости. Генри Форд не конструировал средства эффективной уборки навоза, а автомобили массового пользования. Он решал задачу снижения стоимости автомобилей с помощью сборочных конвейеров, стандартизации деталей и финансирования. Революционность и инновационность состояли в том, что решалась самая суть проблемы.

Облачные технологии: стоимость и эффективность
Нижеследующий слайд я увидел на прошлой неделе в презентации Джона Хирштика в Бостоне:
Business Advantage survey pics

Облачные технологии в перспективе могут повлиять на стоимость и эффективность. Сейчас CAD, PDM и PLM остаются дорогостоящими, возврат инвестиций происходит медленно, возникают проблемы, связанные с неэффективным управлением данными и длинными циклами реализации. Могут ли сегодня инженеры выполнять свою работу? Конечно, могут. Можно ли сделать их работу более производительной? На мой взгляд, есть шанс, что это может произойти на основе облачных технологий.

Вряд ли отдельно взятый инженер в большой организации может отвечать за управление данными, общую организацию работ и ИТ. Основная ответственность инженера – естественно, проектирование: отсюда стремление к лучшей 3D-технологии проектирования, отраженное в опросе Business Advantage. При этом, инженеры надеются, что остальные проблемы решат ИТ-шники и вендоры.

Пусть вас не смущают выводы о том, что «инженерам не интересен облачный CAD». Облака – это тема эффективности бизнеса, скорости и стоимости софтвера. Новые технологии сменят параметры софтверного бизнеса. Нынешним CAD и PLM вендорам придётся адаптироваться к этим процессам, иначе они рискуют подвергнуться Uber-изации.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.