isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

19 ноября 2015

Стройка в цифре: концепция электронного документооборота строительной отрасли

Александр Волков

AVolkov portrait
От редакции isicad.ru: А. Волков, директор CSoft Дальний Восток (Хабаровск), эксперт в области систем электронного документооборота, а также — многих других решений рынка САПР. В этой проблематике активно работает более 10 лет. Основное круг интересов — консалтинг по построению правильно работающего бизнеса проектной организации с точки зрения автоматизации. Александр — известный блогер.

К сегодняшнему дню на портале isicad.ru уже было опубликовано несколько ярких и полемических статей Александра. Несколько обостряя ситуацию, мы полагаем, что уровень конструктивного интереса к предлагаемой сегодня статье может, в определённой степени, стать индикатором реального неравнодушия специалистов к цифровому прогрессу в строительной отрасли.

Оглавление:

Оценка текущей ситуации

Стройка в цифре В настоящее время имеется ряд структурных проблем строительной отрасли, которые требуют безотлагательного решения. Перечислим основные компоненты, оказывающие непосредственное влияние на строительную отрасль в целом:
  1. Отсутствие внятного менеджмента строительного процесса, связанного с приходом т.н. эффективных менеджеров, плохо владеющих профильной строительной тематикой.
  2. Безумие с конкурсными процедурами, приводящие к деградации всех этапов процесса строительства.
  3. Кадровый голод профильных специалистов, обладающих, в том числе, навыками использования новейших строительных технологий.
  4. Дисбаланс в банковской системе, который приводит к существенному сокращению кредитного портфеля строительной отрасли, а также с абсолютной непрозрачность процесса строительства и как следствие, высокие риски для банков.
  5. Широкий спектр государственных контролирующих органов, в сферу интересов которых входит сбор коррупционной ренты вместо проверки соответствия возводимых объектов требованиям заказа и законодательным нормам, включая технические регламенты (ГОСТ, СНиП & etc.).
  6. Институт СРО состоялся, но обладает рядом существенных ограничений и сложностей, которые не привели к усилению прозрачности в сфере допусков, более того, худшие черты лицензирования успешно приняли новые формы и процветают.
  7. Отсутствие внятных механизмов долгосрочного (сопоставимого со сроками эксплуатации) хранения всего информационного массива по объекту (зданию/сооружению), включая журнал приятых решений, как управленческих, так и технических.
Разумеется, есть и более серьезные факторы, о которых я не упоминаю в данном документе. Однако, именно эта совокупность факторов требует устранения, иначе мы в самое ближайшее время столкнемся с полным параличном строительной отрасли, ввиду потери управляемости, полной непрозрачности бюджетов и их несоответствия решаемым задачам. Предлагаю рассмотреть эти дисбалансы чуть более подробно:

Заметная доля топ-менеджеров и собственников бизнеса, являющихся заказчиками строительства, не обладают профильными познаниями в строительной тематике и часто их решения носят абсурдный характер, противоречащий как всем строительным нормам, с целью экономии либо упрощения проекта, так и повышающими риски техногенных катастроф. Введение института технического заказчика, по сути транслятора между заказчиком строительства и исполнителями: проектировщиком, подрядчиком СМР, поставщиком строительных материалов и элементов строительных конструкций насущная потребность, а не прихоть или усложнение процесса. Здесь на первый план выходит фиксация, в автоматическом режиме, всех управленческих и технических решений, которые принимаются в строительных процессах. Основной и значимый вопрос в этой проблематике – снижение коррупционной составляющий для всего корпуса менеджмента строительной отрасли.

Тендерные/закупочные процедуры, формализующие подход к заключению контрактов и исполнению проектов/СМР могут быть использованы для процесса строительства, но они затрагивают только бюджеты крупных частных компаний и бюджетные траты. Считаю, что нужно использовать опыт США, где шаблоны контрактных документов между всеми участниками строительного процесса жестко регламентированы и есть хорошо разработанный репозиторий, где можно взять любые необходимые шаблоны. Большинство контрактов, как в государственном, так и в коммерческом секторе составлены с грубейшими нарушениями, отсутствуют целые функциональные блоки контрактов, напрямую влияющие в дальнейшем на эксплуатационные свойства объектов строительства. Назрел вопрос о создании шаблонов федерального уровня для подобных документов, с возможностью автоматического доступа к базе подобного рода контрактов, прямо из систем электронного документооборота строительной отрасли.

Кадровый голод в отрасли напрямую связан с заметным дисбалансом доходов и степени полномочий между топ-менеджментом компаний строительной отрасли и профильными специалистами. Зачастую, специалисты, тонко понимающие специфику процесса, не слышны из шумного хора голосов «крепких хозяйственников» подрядчиков, основной целью которых является получение нелегального дохода. Вопросы качества, безопасности, надежности при этом не играют никакой роли совершенно. Их безнаказанность, в том числе, базируется на том простом факте, что нет ни одной внятной метрики, сбор которой автоматизирован, о существенных решениях, которые принимались данным сотрудником в процессе проектирования, согласования, строительства и эксплуатации объекта. Это напрямую видно в коммерческом секторе и часто становиться камнем преткновения при исполнении контрактов на бюджетные/муниципальные средства. Особое место в этом процессе следует отвести образовательному процессу. Большая часть учебных материалов, которые использует педагогический корпус в учебном процессе строительных специальностей в среднем и высшем звене образования устарела и оперирует нормативной и методической литературой десятилетней, а по отдельным позициям – тридцатилетней давности.

Банковская система переживает трудные времена. В данном контексте речь не идет о текущих проблемах – отсутствие источников финансирования, последствия безумной политики по наращиванию необеспеченных кредитных портфелей, ужесточение требований регулятора. Речь идет о самой структуре банковской системы в разрезе кредитования длинных (по времени) проектов. Для реализации таких проектов необходимы существенные финансовые ресурсы (длинные деньги), при чем рентабельность строительных проектов неуклонно снижается. Второй фактор на этом поле – полная неразбериха при реализации процесса строительства на всех этапах: от эскизного проектирования до процесса сдачи в эксплуатацию и получения маржи. Как следствие – у банков отсутствует четкий и внятный механизм контроля за процессом строительства, отсюда высокие риски и как следствие – необоснованно высокие ставки кредитования строительной отрасли. Усиление конкуренции в банковском секторе неизбежно приводит к ситуации, когда спектр конкретных преимуществ банков снижается и на первый план выходит вместо уникальных параметров финансовых условий технологичность бизнес-процессов при осуществлении коммуникаций с банком на протяжении всего строительного процесса.

Потери времени заказчика/инвестора на получение разрешения на строительство в настоящее время легко достигают нескольких лет, если строго следовать букве закона и получать согласования всех необходимых 147 подписей в рамках действующего законодательства. С одной стороны, все требования ОГВ по соблюдения ТЭП-ов будущего объекта разумны и должны быть удовлетворены, с другой стороны, скорость реакции ОГВ на запросы достигает недель, подчас месяцев, густо сдобренных коррупционной рентой. В текущей ситуации такие непроизводственные издержки не допустимы. Одним из факторов является «высокая» нагрузка служащих ОГВ, которые зачастую не имеют ресурсов для того, чтобы правильно оценить предлагаемое решений, увидеть профильные для своего ведомства риски, проанализировать проектный замысел. Отсюда возникают ситуации, когда, получив формальное согласование объекта на этапе проектирования, в момент сдачи в эксплуатацию или уже в процессе эксплуатации здания/сооружения «вдруг» возникают новые требования, которые зачастую требуют существенных затрат на переделку частей объекта с целью приведения к нормированным характеристикам. Как мы понимаем, это опять является коррупционной рентой, существенным образом, влияющей на себестоимость строительства. 210-ФЗ для граждан формально ввел запрет на истребование перекрестных документов из смежных ОГВ. Увы, на бизнес (b2g) это до сих пор не распространяется и зачастую сбор необходимых документов (ИРД) напоминает кольцевую гонку: старые согласования истекают, новые ещё не получены. И это в эпоху перехода в промышленную эксплуатацию СМЭВ!

Проблема СРО: зачастую на уровне региональных (окружных, муниципальных) властей воспринимается как дополнительный инструмент контроля и давления на участников строительной отрасли. В противовес местным СРО, есть так называемые «суперСРО», в рядах которых числятся тысячи проектных, изыскательских, строительных организаций, с грубыми нарушениями законодательства. Фактически, процветает институт «торговли» допусков СРО по демпинговым расценкам. Этот подход фактически извратил саму суть института СРО. Здесь нужно понимать ещё один аспект проблемы: персонификация. Один и тот же специалист может быть штатным сотрудником большой проектной организации, при этом его подпись мелькает на чертежах ещё нескольких малых проектных компаний либо исполнительной документации выполненных объектов. Следует искать разумный баланс между механизмом СРО и персональной ответственностью исполнителя проектной документации, исполнителями СМР. Сейчас зачастую стоят подписи на проекте одних людей, но фактически их выполняли совершенно другие люди и доказать потом чью-либо вину персонально практически невозможно.

Любимая многими участниками строительной отрасли игра, для скрытия противоправных фактов: уничтожение документации, как проектной, так и исполнительной. Формальное основание – истечение срока хранения. Подделка ИРД, непонятно откуда возникающие липовые ТУ и согласования – лишь вершина айсберга, которая, возможно, станет известна в случае аварий, техногенных катастроф или стихийных бедствий. Вместе с этим, существует во многих муниципальных образованиях (и на уровне субъектов федерации) ИСГОД, которая могла бы стать единым местом хранения всего информационного массива объекта строительства. К сожалению, данная система является закрытой и зачастую, не рассчитана на долговременное хранение большого количества атрибутивной информации, хотя и содержит в себе детальную информацию о многих объектах не только инженерных коммуникаций, но других типах объектов.  

Имеющиеся ресурсы

Стройка в цифре В настоящее время информатизация строительной отрасли носит фрагментарный характер и базируется на рудиментарных ИТ-системах ОГВ с одной стороны и лоскутной автоматизацией всех участников строительной отрасли, с другой стороны.

Следует отметить повсеместное распространение средств персональных коммуникаций (мобильные телефоны, смартфоны, планшеты) – т.н. net appliance (устройства доступа к сети). Так же стоит отметить существенное повышение скорости работы мобильных сетей: идет активное разворачивание мобильных сетей 4 поколения (4G), что дает нам возможность получения скоростей, сопоставимых с локальными вычислительными сетями и беспроводными точками доступа (Wi-Fi). Широкое распространение получила персональная электронная почта (на бесплатных почтовых сервисах), которая активно используется всеми участниками процесса для обмена информацией, жизненно необходимой для решения задач проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений.

Еще один немаловажный аспект: системы отчетности бизнеса (b2g-коммуникации), которые охватывают регламентированные формы отчетности. Уровень проникновения свыше 90% для юридических лиц и порядка 40% для индивидуальных предпринимателей. Как минимум, у всех этих предприятий есть доступ к сети Интернет в том или ином виде, как максимум, у них есть ЭЦП, выданная в рамках 63-ФЗ (квалифицированная, усиленная).

Заметная доля ОГВ, помимо использования (эпизодического в настоящее время) СМЭВ, успешно строит свои собственные, ведомственные информационные системы класса b2g, расходуя на это существенную долю своих бюджетов. ПФР, ФНС, ФТС, ФСТ, ФОМС, Росстат, Минприроды, ФС РАР – список можно продолжать до полного перечисления всех ОГВ. При этом есть концепция портала государственных услуг, предполагающегося в качестве единой точки входа и обращения к сервисам при помощи СМЭВ. На практике же невозможно получать государственные услуги, связанные с получением/согласованием ИРД в электронном виде, особенно на местном уровне.

К сожалению, нужно отметить, что, не смотря на достаточно широкое применение ИТ-средств регулятивные и нормативные требования по-прежнему, де юре, допускают только бумажный вариант фиксации существенных фактов хозяйственной деятельности в строительной отрасли. Лучшие наработки ИТ-технологий, которые могли бы революционным образом изменить строительную отрасль по-прежнему носят эпизодический характер. И этот технологический разрыв продолжает только нарастать: чем быстрее развивается ИТ, тем больше алогичных требований возникает у контролирующих органов. Борьба за коррупционные бюджеты лишь нарастает и любые средства автоматизации, способные кардинально повысить прозрачность процессов фактически остаются «под негласным запретом».  

Регулятивное воздействие

Стройка в цифре Нужно отметить, что подавляющие большинство инноваций в нашей стране возможно в виде внедрения требований ОГВ, подкрепленных недвусмысленными штрафными санкциями за их неисполнение. Обратной стороной этой ситуации является полная пассивность бизнеса в вопросах, связанных с внедрением инноваций в повседневные дела.

Приведем пример: достаточно долго шло внедрение систем ДБО (дистанционного банковского обслуживания) для бизнеса. Только спустя 20 лет, умело регулируя тарифами на свои услуги банковский сектор добился использования систем типа Банк-клиент в качестве основного метода коммуникаций бизнеса и банковских структур. С остальными системами, особенно государственными, дела обстоят так же сложно, разве что немного ускорился процесс внедрения инноваций – с 20 лет до примерно 7-10 лет сократился срок насыщения технологией.

В настоящее время идет процесс полномасштабного внедрения сервисов СМЭВ, но серьезные успехи достигнуты, в основном, в рамках 210-ФЗ для физических лиц. Для бизнеса в настоящее время наибольшую актуальность получает система «личных кабинетов» на сайтах, соответствующих ОГВ, как правило, реализованных на федеральном уровне. Реализация для каждого ОГВ настолько разная, что бизнесу с каждым днем будет все труднее запомнить, как работать в той или иной информационной системе конкретного ОГВ. Бюджеты тратятся на это колоссальные, при этом функциональная насыщенность далека от идеала, логику разработчиков отдельных систем иногда бывает непросто понять даже специалистам в области ИТ, что уж тут говорить об обычных пользователях.

Считаю, что наиболее масштабным решением данного вопроса должно стать законодательное требование отказа от бумажных документов в строительной отрасли и повсеместный переход к использованию электронных документов, заверенных ЭЦП. Использование института аккредитованных Министерством связи и массовых коммуникаций операторов электронного документооборота в качестве гарантов неизменности содержимого документов, не заинтересованных в подделке содержимого документов способно привнести особую ясность во всех вопросах строительной отрасли. Это потребует существенной перестройки действующей инфраструктуры всех участников процесса строительства, но выгоды, предоставляемые при переходе к электронным версиям всех документов строительства настолько очевидны, что откладывать решение этого вопроса нельзя.  

Информационные системы проектировщиков (изыскателей)

Первым участком, где нужен переход к полностью цифровой форме хранения проектной документации, являются проектные/изыскательские организации. Именно здесь приблизительный набор ТЭП-ов будущего здания/сооружения облекается в достаточно детальные проектные решения.

Развитие информационных технологий в области проектирования сейчас активно направляется в сторону перехода к созданию многомерных информационных моделей: созданию виртуальной точной модели будущего объекта (использование технологии BIM). При этом наблюдается парадокс, что согласно Градостроительному кодексу и 87-му постановлению о составе разделов проектной документации предусмотрена ТОЛЬКО бумажная форма проектной документации, подтвержденная подписями участников процесса проектирования и экспертным заключением, выданным экспертной организацией. Естественно, что комплект проектной документации разнится: в проектной организации, в контролирующих ОГВ, в экспертизе, у инвестора и у подрядчика на строительной площадке чаще всего есть разные «редакции» проектной документации. Именно это, зачастую служит источником коллизий, нестыковок, и как следствие – срывам сроков строительства и превышением сметы на строительство. Поддерживать актуальность всех копий в бумажном виде – сложная, организационная задача, не имеющая смысла.

Считаю, что следует ввести законодательную норму о внедрении технологии электронного архива проектной организации, как основного хранилища всей истории разработки проекта. В виду того, что в процессе проектирования возникают различные решения одних и тех же конструктивных задач, ведение электронного журнала с поддержкой версионности позволит ввести автоматизированный сбор метрик ведения проектных работ. С целью персонификации работы конкретных исполнителей проектных работ ввести требование об использовании ЭЦП, выданных в любом коммерческом УЦ (удостоверяющем центре), входящем в сеть доверенных УЦ Минкомсвязи (СДУЦ). Такой подход позволит персонифицировать ответственность, позволит избежать подделки документов с чужими подписями на проектной документации.

Из электронного архива можно отправлять документы, вместе с проставленными ЭЦП для отправки заказчику (инвестору) строительства, подрядчикам, различным контролирующим ОГВ, в том числе, возможно, через единый портал государственных услуг и в муниципальные образования. В качестве основы для такого обмена можно использовать опыт Министерства Финансов и ФНС по организации обмена электронными счетами-фактурами (приказ 50н Минфина).  

Информационные системы девелоперов

Инвестор строительства (либо заказчик) зачастую так же имеет огромный информационный массив документов, имеющих отношение к процессам согласований, проектирования и непосредственно самого строительства. Перевод этого информационного массива в электронный вид давно возможен, имеет юридическую легитимность через использование механизма ЭЦП, выданных аккредитованными УЦ и называется он системы электронного документооборота (СЭД).

Разумеется, если проектные/изыскательские организации полностью переходят на электронную форму хранения проектной документации, то получать от них проекты на бумаге так же не имеет смысла.

После завершения процесса строительства найти весь цикл управленческих решений, которые принимались бывает практически невозможно. Именно здесь кроется как коррупционная составляющая, так и самый тяжелый вопрос: соответствие будущего здания/сооружения всем регулятивным нормам, получение документов о согласованиях.

Уже давно есть успешный опыт интеграции между классическими СЭД и электронными торговыми площадками для комплексной автоматизации конкурсных процедур, с облегченной (частично автоматизированной) подготовкой конкурсной документацией и отображением результатов аукционов внутри СЭД, для принятия управленческих решений.

Законодательная норма о использовании электронного архива так же должна серьезным образом повысить прозрачность, ввести механизм персональной ответственности всех принимающих решения участников за свои действия.

В строительной отрасли часто бывает так, что инвестор/застройщик не планирует эксплуатацию здания/сооружения, а строит «на продажу». Так как ему не придется нести эксплуатационные затраты, то тотальная экономия зачастую выливается в неоправданные затраты на эксплуатацию (коммунальные ресурсы, оперативные ремонты). Располагая юридически значимой (без подделок) проектной документацией, можно совершенно по-другому подходить к вопросу ценообразования возведенных объектов: высокие эксплуатационные затраты – низкая цена продажи и наоборот. Застройщики зачастую обманывают покупателей, ведь затраты эксплуатационного цикла зачастую в разы превышают стоимость строительства, если не на порядки.

Особняком здесь стоит получение копии электронного архива в распоряжение правоохранительных органов в случае банкротства инвестора (проблемы долгостроев, обманутых вкладчиков). Ну и разумеется, доступ к такому электронному архиву со стороны банка может повысить прозрачность процесса строительства в целом, при этом снижение рисков может и должно выразиться в снижении ставок на финансирование строительства.  

Информационные системы муниципалитетов (субъектов федерации)

У большинства российских регионов и в муниципалитетах внедрена ГИС инженерных коммуникаций, с поддержкой функций ИСОГД. Эти системы, помимо традиционной функции «дежурства планшетов» сетедержателей, обеспечивают типовые муниципальные задачи: резервирование адресов (поддержка адресного классификатора КЛАДР), формирование сводного плана инженерных коммуникаций на территории участков под застройку и многих других. Помимо этого, есть тугой узел перекрестных информационных потоков: сведения о собственниках/арендаторах земельных участков и/или объектов недвижимости получаются из общей информационной системы Росреестра. Далее, муниципалы выполняют расчет арендной платы за это недвижимое имущество, потом данные передаются в ФНС, где производится расчет налогов. Сюда же обращаются сотрудники правоохранительных структур, аварийных служб, которым нужна достоверная информация о недвижимом имуществе и инфраструктурных объектах (инженерных коммуникациях). Прелесть ГИС в этом случае в том, что она позволяет решать задачи ретроспективного анализа городской застройки, планирования и развития городского хозяйства, оценивать эпидемиологические задачи, выполнят экологический мониторинг. И самое парадоксальное, что наполнение подобных информационных систем атрибутивными данными, содержащимися в виде BIM-моделей или даже электронной копией проектной, исполнительной, эксплуатационной документации (пускай даже плоской) ОТСУТСТВУЕТ. Для ведения КЛАДР это явно избыточный механизм, особенно учитывая наличие возможности выполнять средствами инструментальных ГИС пространственные запросы, используя сведения о зданиях/сооружениях и инфраструктурных объектах в границах муниципальных образований. Здесь же начинают пересекаться интересы с будущей ГИС ЖКХ, который для оценки справедливости начислений за оказанные коммунальные услуги нужен массив проектной информации, в том числе, о классе энергетической эффективности зданий/сооружений, его техническом состоянии. Понять это, не имея актуальной версии проектной/исполнительной документации зачастую невозможно.

Считаю, что наиболее разумным способом является предельное насыщение подобных систем (ГИС) электронными копиями проектной документации с привязкой к конкретным объектам в плоском виде (или BIM-моделями). Особняком стоит здесь и загрузка сюда копии журналов производства работ, заверенных ЭЦП, а также результатов проверок со стороны ОГВ, которые обязаны свои действия фиксировать. Идеально – сюда же передавать в электронном виде копию журналов принятия управленческих решений компаний застройщиков. Понимая, что они несут персональную ответственность за дальнейшую судьбу зданий/сооружений, немногие согласятся идти на ухудшение эксплуатационных характеристик объекта, понимая, что их шаги автоматически фиксируются и в случае катастроф не надо производить выемку поддельных документов тоннами: их действия заверены персональными ЭЦП и найти виновника дело нескольких минут.  

Информационные системы ОГВ (контрольные функции)

Начало строительства любого объекта на территории муниципального образования вызывает бурю интереса проверяющих всех мастей. 46 предписаний за десять дней работ нулевого цикла скорее норма, чем редкость. Как правило, коррупционный мотив каждого контролера прослеживается весьма просто. Теперь представим себе, что журналы фиксации визитов многочисленных проверяющих существуют лишь в электронном виде, где они ставят отметки своей ЭЦП. Подделать такой электронный журнал практически невозможно. Использовать для этой цели планшеты/смартфоны и облачные ЭЦП.

Использование механизма личных кабинетов на сайтах ОГВ, куда в электронном виде поступают обращения от застройщиков/проектировщиков по получению всевозможных разрешений, согласований, либо протоколов инструментальных исследований имеет несколько недостатков:

  • Каждое ведомство изготавливает свою версию сайта, своей информационной системы. Заявителю придется изучать все пестрое многообразие разнородных информационных систем, что автоматически повышает вероятность ошибок, неверных запросов, конфликтов, потерь времени и денег.
  • В случае, если чиновники конкретного ведомства получили создать искусственные препятствия застройщику, то они легко могут объявить об утере какого-либо важного документа из комплекта, отправленного заявителем в электронном виде. Нет независимой третьей стороны, которая бы выступала в роли электронного нотариуса, подтверждающего все факты информационного обмена, с детализацией по каждому документу и возможностью апеллирования в рамках судебных разбирательств.
  • С заявителя всегда можно потребовать дополнительный документ из другого ведомства, чтобы искусственно увеличить сроки рассмотрения обращения, либо создать коррупционную ситуацию.
Совокупность таких факторов не даст ровным счетом никаких преимуществ от формального внедрения лоскутных информационных систем, лишь усугубив ситуацию. Классический пример – работа по получению технических условий (ТУ) от сетедержателей. Формально есть электронные приемные на сайтах, но проблемы, которые возникают при таком способе общения и их полная бездоказательность, неравноправность для заявителей не оставляют шансов для развития таких сервисов.

Решение этой проблемы давно понятно и хорошо апробировано в ряде ОГВ: использование института операторов юридически значимого, электронного документооборота (операторов ЮЗЭДО). Их опыт по доставке сотен миллионов документов в ФНС, ПФР, Росстат, ФОМС, ФСТ, ФТС, ряду других ОГВ показывает, что только равенство всех участников информационного обмена, юридическая доказуемость действий, заверенных ЭЦП способны сделать этот информационный обмен прозрачным, легко контролируемым и как следствие – в разы снизить коррупционную ренту, что напрямую влияет на себестоимость и сроки строительства в целом.  

Схема взаимодействия участников отрасли

Все высказанные выше предложения можно оформить в виде простой и понятной схемы,
Стройка в цифре схема

  • Синим отмечены коммерческие участники, зеленым – государственные.
  • Все каналы коммуникаций в секторах b2b и b2g только через операторов ЮЗЭДО.
  • Каждый участник отрасли обязан использовать свою внутреннюю систему ЭДО, где действия пользователей заверяются ЭЦП.
  • ОГВ используют для информационного обмена между собой XML-запросы СМЭВ для получения недостающей информации.  

Преимущества системного подхода

Этот подход позволяет:
  1. Снизить сроки получения ИРД, уменьшив коррупционные риски.
  2. Ввести тотальный контроль за операционной деятельностью всех участников отрасли, персонифицировав ответственность каждого исполнителя.
  3. Сократить вал бумажных документов, снизив издержки на изготовление копий, архивное хранение, появление поддельных документов. Использовать институт операторов ЮЗЭДО для достижения юридической значимости документов в секторах b2b и b2g.
  4. Создать прозрачную отраслевую среду для банков, что позволит уменьшить оценку рисков и снизить стоимость финансирования отрасли.
  5. Использовать ГИС инженерных коммуникаций, как единую среду хранения всех видов проектной документации или BIM-моделей, заверенных ЭЦП.
  6. Обеспечить доступ всем заинтересованным участникам отрасли к массиву проектной документации: аварийным службам, силовым ведомствам, муниципалитетам и региональным властям для принятия своевременных решений.
Подводя итог столь краткому документу, подчеркну основную мысль: полностью отказаться от бумажных технологий хранения всех документов строительной отрасли. Перейти на электронный документооборот как внутри каждого субъекта отрасли, так и в информационном обмене участников отрасли между собой. Все технические, организационные, юридические условия для этого есть, нужна лишь законодательная инициатива. Слово за регулятором рынка – Министерством строительства и ЖКХ.


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.