isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

23 декабря 2015

Профессор А.Скворцов о BIM и Autodesk: мифы и реальность

Андрей Жуков, инженер направления Инфраструктура и ГИС Autodesk в России и СНГ

Андрей Жуков 1 Autodesk


Эта заметка – короткий ответ на статью Алексея Скворцова «Autodesk о BIM автомобильных дорог: мифы и реальность».

Я и мои коллеги однозначно рады тому, что в сфере информационного моделирования автомобильных дорог есть много отечественных продуктов и среди них – немало эффективных. Глубокое уважение вызывает детальное знание этих продуктов Алексеем Скворцовым. С другой стороны удивляет, что учёный решается сопоставлять хорошо знакомый ему предмет с недостаточно знакомым и, тем самым, вводит в заблуждение отечественных пользователей.

Фиксация искаженных представлений о широко применяемых в мире, СНГ и в России продуктах компании Autodesk, как и любое искажение реальности, принесла бы ощутимый вред отечественному рынку, поэтому я представлю свой взгляд на ограниченный ряд ошибок (чтобы не утомлять читателя), допущенных по отношению к программным продуктам Autodesk.

Прежде всего и особо отмечу обширное перечисление в самом начале второй статьи А.Скворцова почти всех отечественных программных продуктов, имеющих хоть какое-то отношение к проектированию и строительству ВООБЩЕ. Непонятно только какое отношение этот перечень продуктов имеет к реализации BIM на протяжении всего жизненного цикла (ЖЦ) автомобильных дорог? Каким образом они связаны между собой? Каким образом обеспечивается единство и преемственность модели дороги на разных стадиях ЖЦ? А ведь именно ЖЦ, системность, единство и преемственность данных, организацию ПРОЦЕССОВ взаимодействия надо иметь в виду, когда мы применяем и внедряем BIM.

Далее приведу некоторые высказывания А.Скворцова и (курсивом) свои комментарии к ним.


***

А. Скворцов: На текущий момент Autodesk не обладает компетенциями в большинстве из этих областей, что в частности, подтверждается наличием, а точнее отсутствием сертификатов соответствия, получаемых в Центре сертификации программной продукции в строительстве при Росстандарте. Актуальный перечень сертифицированной продукции всегда доступен по ссылке.

Сертификаты соответствия есть у AutoCAD Civil 3D и Robot Structural Analysis.

В значительном количестве перечисленных областей нет требования по обязательной сертификации программных продуктов. Таким образом отсутствие сертификата не может служить подтверждением отсутствия функционала. Высылая в адрес isicad таблицу, отражающую наш взгляд на имеющийся у программных продуктов Autodesk функционал, мы хотели лишь скорректировать очевидные нам ошибки, но не принизить заслуг отечественного ПО в реализации различных задач ЖЦ линейного объекта.


А. Скворцов: Если говорить о продуктах Autodesk, то подобную документацию обычно готовят в Civil 3D. Применение InfraWorks здесь возможно для планирования размещения инженерной инфраструктуры, но всё же само проектирование выполняется в Civil 3D.

Infraworks 360 – это инструмент концептуального проектирования, обладающий инструментами не только размещения объектов инфраструктуры, но и оптимизации проектов дорог и инженерных коммуникаций на основе проектных ограничений и стоимости строительства, а также оптимизации транспортных потоков и схем организации улично-дорожной сети.

В части планировки территории, разработки схем движения транспорта по территории, организация парковок используется продукт Autodesk Vehicle Tracking (приложение для AutoCAD Civil 3D)


А. Скворцов: Строка 3. Инженерные изыскания. К основным видами инженерных изысканий для проектирования объектов транспортного строительства являются инженерно-геодезические изыскания (тахеометрическая съёмка, GPS-съёмка, наземное или воздушное лазерное сканирование) и инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-гидрологические, инженерно-экологические, почвенно-геоботанические изыскания, геофизические работы, землеустроительные и кадастровые работы, а также обследование существующих строительных конструкций.

А. Скворцов: Из многообразия видов инженерных изысканий компания Autodesk предлагает два модуля для геодезии и геологии: Survey module и Geotechnical module.

В первой части вопроса пропущен один из самых перспективных видов инженерных изысканий – лазерное сканирование.

Далее, продукта Survey module у Autodesk не существует. Для обработки данных геодезических изысканий используется Civil 3D, для геологических – Geotechnical Module для AutoCAD Civil 3D, для данных лазерного сканирования и цифровой фотограмметрии – ReCap.


А. Скворцов: Подстрока 5.1. Дорожные одежды. В настоящее время Autodesk не обладает функциями расчета дорожных одежд.

Преимуществом AutoCAD Civil 3D является его максимальная открытость. Во всех странах есть огромное количество расчетных программ для разных разделов проекта, работающих в соответствии с местными стандартами и позволяющих использовать результаты расчетов при создании модели в AutoCAD Civil 3D (в т.ч. для создания конструкций дорожной одежды). Такие расчетные модули есть и в России и они успешно применяются нашими пользователями совместно с Civil 3D.

Кроме того, сам Civil 3D рассчитывает объёмы дорожной одежды на основе элементов конструкций, которые применяются в модели.

Элементы конструкции можно создавать с помощью Autodesk Subassembly Composer, который входит в комплект поставки AutoCAD Civil 3D.


А. Скворцов: Но в данном случае программный продукт [NavisWorks] не реализует функцию собственно проектирования, а выполняет лишь роль визуализатора смоделированных не важно в каком продукте 3D-объектов в зависимости от некоторых условий (например, положение «ползунка» на временной шкале).

Проектирование не является задачей NavisWorks. Для этого есть специализированные продукты.

Задача NavisWorks – объединение данных (в том числе из систем проектирования других разработчиков) по разным разделам проекта, проверка их на внутри- и междисциплинарные коллизии, анализ, планирование и оптимизация строительства на основе собранной модели. При этом все изменения, которые вносятся в соответствующие разделы проекта средствами специализированного ПО, автоматически обновляются в собранной модели Navisworks

Визуализация – лишь одна из задач, решаемых NavisWorks (и далеко не основная). Подробнее с возможностями продукта можно ознакомиться на сайте.


А. Скворцов: Для проектирования организации строительства (ПОС) необходима информация, которая не может быть получена с использованием программных решений Autodesk. Просто трёхмерной модели проекта недостаточно!

Используется не «просто трехмерная модель проекта», а информационная (BIM) – модель со всей инженерной информацией о проектируемом объекте.

В Navisworks Manage имеется специальный модуль Quantification, который позволяет на основании модели посчитать объёмы некоторых видов строительных работ. В нём можно создать Каталог ресурсов и в нём завести необходимые виды работ.

Пример для здания: монтаж опалубки, заливка бетона, укладка арматуры и т.д.

Пример для дорог: подготовка песчаного земполотна, укладка асфальта и т.д.

Каждому элементу модели можно назначить ресурсы. При этом идет количественная привязка, т.е. по объему конструкций в информационной модели можно получить точный объем материалов (бетон, асфальт и т.д). Таким образом, мы получаем довольно точный расчёт ресурсов, затрачиваемых на этапе строительства. Точность расчёта зависит от точности самой модели.

Подобный функционал особенно востребован на этапе выбора из нескольких вариантов проекта наиболее актуального. Имея несколько вариантов информационной модели, можно оценить, какой из них лучше соответствует заданным параметрам с точки зрения затрачиваемых ресурсов.


А. Скворцов: Даже для составления просто календарного плана необходимо определить места расположения резервов грунта, составить план перемещения земляных масс, определиться с возможностями производственных мощностей (АБЗ, карьеры),

Эти задачи решаются в AutoCAD Civil 3D. Информация связывается с календарно-сетевым графиком и далее может быть объединена с помощью NavisWorks с другими разделами проекта (инженерными сетями и сооружениями, зданиями и т.д)

С помощью NavisWorks проверяются коллизии между различными разделами проекта, а график строительства может быть проверен на пространственно-временные коллизии и оптимизирован для сокращения общей стоимости строительства и сроков.


А. Скворцов: … составить сметы, на их основании определить количество, состав и техническое оснащение бригад, которые будут осуществлять работы и только тогда приступить к составлению календарного плана.

Эти задачи решаются в NavisWorks в связке дополнительными программами.


А. Скворцов: Строка 6. Подготовка чертежей. Возможно здесь произошла подмена понятий. Я под подготовкой чертежей понимаю «программу-чертилку», в которой можно нарисовать «всё, что хочешь», в том числе с использованием определенных знаков, линий, заливок и стандартных рамок. Это именно функционал AutoCAD, на ядре которого работает Civil 3D. Если же говорить о программе, которая генерирует («готовит») чертежи поперечников, продольника и пр., то это конечно будет Civil 3D, но тогда в эту строку сравнения для конкурентов Autodesk придётся поместить все продукты, отвечающие за проектирование. Например, для Bentley вместо Microstation надо поместить OpenRoads, InRoads, MXRoad, PowerCivil, GEOPAK и пр. От этого логика сравнения сразу теряется.

И всё же здесь должен быть AutoCAD. Хотя бы потому, что прямым конкурентом системам Microstation и таким как nanoCAD, BricsCAD, ZWCAD, является именно AutoCAD, но никак не Civil 3D.

Здесь разница принципиальная. Пользователям AutoCAD Civil 3D сам AutoCAD (как и любой другой графический редактор) не нужен – он и так входит в состав Civil 3D продукта по умолчанию, а вот пользователям многих других продуктов – нужен (!), ибо встроенная в них среда для оформления и выпуска чертежей зачастую недостаточна и неудобна.


Далее автор неоднократно ссылается на то, что ему неизвестны примеры реализации того или иного функционала программных продуктов Autodesk. Однако в сделанном им анализе речь шла не о применяемости функционала, а о его наличии. Позволю себе ответить в первую очередь в рамках изначально поставленной задачи, а именно подтвердить наличие функционала.


А. Скворцов: Мне не известны решения для эксплуатации, которые используют AIMS, Map 3D и Infraworks Mobile app.

ГИС-платформа позволяет создавать системы эксплуатации объектов инфраструктуры любой направленности и для любого заказчика. Преимущество платформы Autodesk в данном случае – теснейшая интеграция с данными САПР, что позволяет максимально использовать данные, полученные при проектировании объектов инфраструктуры

Кроме того, с помощью Autodesk InfraStructure Map Server в связке с AutoCAD Map 3D можно выводить подготовленные ГИС-данные на Web-сервер с доступом через Web, что упрощает мониторинг эксплуатируемых объектов. Примеры: в России и в мире.


А. Скворцов: Мне не известно ни одного случая применения InfraWorks для разработки ПОДД. Из технологий Autodesk в лучшем случае используется только AutoCAD для финальной шлифовки чертежей, сгенерированных в специализированных программных продуктах по разработке ПОДД (CREDO Дислокация, Титул-2005, Road Office, IndorRoad...).

ПОДД можно выполнить в AutoCAD Civil 3D, в котором для этого имеется библиотека дорожных знаков по ГОСТу.

Infraworks решает оптимизационные задачи по анализу и моделированию транспортных потоков. Civil 3D и Autodesk Vehicle Tracking – организации движения транспортных средств, размещения и оптимизации парковок.


А. Скворцов: В настоящее время в пакет российской локализации AutoCAD Civil 3D 2015 входит «Российский каталог труб и колодцев», стр. 67–68. ОДНАКО, КАК СТРАННО! В этот каталог НЕ ВХОДИТ НИ ОДИН распространённый в России типовой проект водопропускных труб для автомобильных дорог! «Российский каталог…» – это универсальный каталог на все случаи жизни, но только не для дорог! По сути, инженер должен проектировать трубы где-то в другой программе, а в Civil 3D он должен только вставить готовый проект трубы.

Для расстановки водопропускных труб на основе водосборов можно применять InfraWorks, откуда созданная автоматически труба может передаваться в Civil 3D и Revit для дальнейшего проектирования.

Имеющиеся библиотеки труб в Civil 3D расширяемые и нет никаких проблем с добавлением новых элементов.

Для проектирования конструкций водопропускных сооружений используется Revit. Для удобства пользователей и Revit и Civil 3D входит в программный комплекс IDS U.


А. Скворцов: Мне не известны решения для эксплуатации искусственных сооружений, которые используют AIMS, Map 3D и Infraworks Mobile app.

ГИС-платформа позволяет реализовать подобные решения в соответствии с запросами пользователей.


***

В заключение хочу заметить, что в прошлом Autodesk тоже позволял себе выпускать сравнения различных программных продуктов, однако мы отказались от этой практики. Выполнение сравнения ПО на уровне функционала почти всегда чревато субъективизмом, ошибками, репутационными издержками, которые намного выше, чем положительный маркетинговый эффект. Ну и традиционно реклама для конкурирующего продукта может получиться лучше и сильнее, чем, если бы конкурент сделал её сам.

Именно поэтому в данном случае мы не даем никаких оценок программным продуктам других разработчиков и комментируем только то, в чем сами очень хорошо и глубоко разбираемся. Не хотелось бы, чтобы у читателей isicad.ru сложилось ложное впечатление из-за недостаточно глубокого знания линейки продуктов Autodesk специалистами компании ИндорСофт.

С другой стороны, когда мы говорим об информационном моделировании, полезно иметь в виду, что результаты, которые дает эта технология (в первую очередь сокращение времени реализации проекта, сокращение стоимости строительства и эксплуатации, сокращение рисков), достигаются, главным образом, за счет изменения ПРОЦЕССОВ создания и управления информацией, за счет изменения привычек людей делать то, что они делали так, как они делают это уже 10-20 лет.

Программные продукты, поддерживающие процесс информационного моделирования, имеют важное, но не решающее значение. Таким образом может существовать множество как отечественного, так и международного ПО (и каждое имеет право на жизнь, которое нет смысла защищать, так как никто этого права не оспаривает), но если в отрасли не поменяются процессы принятия управленческих решений, управления информацией об объекте строительства, то ни о каком BIM не может быть и речи и все возможности ПО будут работать на 20%.

Мы искренне благодарны профессору Скворцову за поднятую тему и за возможность рассказать о своих продуктах более подробно. В последние годы мы очень серьезно сместили фокус с рассказов о функционале в сторону новых ПРОЦЕССОВ работы и рекомендаций о методах внедрения BIM. Возможно, это наша ошибка, и в следующем году нужно уделить больше внимания простым техническим приемам работы. Учтем это при планировании.


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.