isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

24 января 2016

Проблема тендерных торгов в строительстве и предложения по совершенствованию законодательства о закупках

Дмитрий Куликовский

Дмитрий Куликовский

От редакции isicad.ru: Публикуемая сегодня третья статья цикла публикаций автора о проблемах строительства иллюстрируется законодательством Республики Беларусь (РБ), однако, в своей сегодняшней переписке с нами, Д. Куликовский напомнил, что в предыдущих статьях цикла упоминалась схожесть ситуации на стройках наших стран. Дмитрий также написал, что на уровне министерства РБ ему сообщили о возможности появления разъяснений по применению пунктов 1.4 и 1.10 Указа Президента РБ №26 от 14 января 2014 г, из которого следует, что проектировщики могут закладывать в проект указания конкретного технологического оборудования изделий (в том числе, от конкретных поставщиков). Данные разъяснения будут касаться того, что понимать под технологическим оборудованием, необходимым для учета при разработке проектной документации, а также других правоприменительных вопросов.

Оригинал этой статьи опубликован на замечательном портале AiS — «Архитектура и строительство» (республика Беларусь).

В предыдущих статьях («Системный кризис в строительстве и постановка целей для его преодоления» а также «Принципы организации строительства и закупок при работе по BIM-технологии»), были рассмотрены основные проблемы строительной отрасли, предложены направления (цели) её развития и наиболее перспективные, с точки зрения автора, инструменты достижения этих целей.

В завершающей статье цикла показана связь между законодательными структурными ограничениями и снижением рентабельности проектных и строительных компаний, а также увеличением сроков строительства. Также предложены к рассмотрению конкретные предложения по совершенствованию законодательства с целью интенсификации (ускорения) проектно-строительного производства, значительного снижения издержек и повышения эффективности строительства.

Бесперебойное снабжение строительными материалами и другими ресурсами является основным фактором реализации строительного проекта в срок. Такое бесперебойное снабжение можно обеспечить только благодаря заблаговременному (ещё на этапе проектирования), планированию поставок, привязанному к конкретным материалам, оборудованию и исполнителям.

В частности, при выборе таких материалов, как панели, при панельном домостроении, целесообразно проектировать объекты под продукцию конкретных домостроительных комбинатов и заказные элементы конструкции объекта разрабатывать с учётом возможностей выбранных производителей железобетонных изделий. Выбор производителя до начала проработки проекта позволит создать информационную модель с точными сведениями о тех материалах, которые будут произведены и поставлены. В графиках производства работ, будут учтены все временные показатели по выпуску продукции производителем.

Существующая практика проведения тендерных торгов, закреплённая законодательно, не удовлетворяет требованиям качества проектирования, интенсификации производства и обеспечения своевременности и качества поставок.

Задержки снабжения вызваны двумя основными причинами – во-первых тем, что торги происходят после этапа проектирования, когда работа уже ведётся, а тот или иной материал «нужен был вчера», и во вторых – демпинг на торгах, так как в соответствии с текущим законодательством главным критерием отбора поставщиков является наименьшая цена.

Это влечет за собой лихорадочный поиск поставщиков в последний момент и высокую вероятность возникновения задержек (практически неминуемых), ведь поставщики, давшие наименьшую цену, экономят на логистике, складах, других расходах и часто не в состоянии обеспечить свои обязательства в срок, не говоря уже о должном качестве продукции. Кроме того, это негативно сказывается на капитализации производителей и поставщиков, а также их налогооблагаемой базе, что, соответственно, приводит к задержке развития компаний и снижению доходов государственного бюджета.

Также, любой товар требует определённого периода поставки, а в случае проведения торгов по ходу строительства, этот период всегда будет ложиться на общее время исполнения проекта, увеличивая издержки и потери, вместо того, чтобы организовывать поставку заранее к конкретному сроку.

Серьезнейшей причиной множества проблем в строительстве, является то, что в настоящее время отечественное законодательство запрещает указание в проектной документации конкретных поставщиков и производителей. Тендеры проводятся на основе неполной информации об объекте поставки и его характеристиках, что приводит к несоответствию свойств закупленного материала и оборудования показателям, изначально запроектированным инженерами.

Здесь необходимо учитывать фактор времени жизни объекта Жизненный цикл (ЖЦ) и вытекающие отсюда величины издержек от непродуманных решений, не учитывающих совокупную стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO) [см. Статья 1, прим 3]. В ТСО, большую часть составляют издержки во многом не относящиеся напрямую к расходам на строительство, а складывающиеся из расходов связанных с простоями, ошибочными решениями и их ликвидацией, налоговыми и страховыми затратами, расходами на обслуживание кредитов, расходами на эксплуатацию объекта и т.д. Важной статьёй издержек и удорожания ТСО является недополученная прибыль при продаже объекта недвижимости – то есть потребительские качества напрямую влияют на его балансовую стоимость, а значит на прибыль владельца и доходы государственного бюджета. При этом, в разрезе всего жизненного цикла объекта продолжительность процесса строительства составляет 1% срока эксплуатации, а на проектирование затрачивается только 3% времени от строительства. При отсутствии системного подхода, неверно поставленная на начальных этапах задача и ошибочное решение по локальной экономии ценой в один рубль выливается в 250 рублей убытков при эксплуатации – ведь эксплуатация длится десятки и сотни лет.

Иногда потери только на стройплощадке, даже без учёта Совокупной стоимости владения (ТСО), экстраполированной на весь Жизненный цикл объекта, вызванные перебоями в снабжении материалами и их ненадлежащим качеством, превышают саму стоимость этих материалов (рис.1).

Тендерные торги

Рис. 1. Величина ТСО

В этом контексте интересен американский опыт организации закупок по госзаказу. В частности, существует мощная организация GSA — U.S. General Services Administration, которая сертифицирует поставщиков и вносит их в базу данных компаний, закупки у которых освобождены от процедуры тендерных торгов. Иными словами, если поставщик имеет сертификат, то государственные организации могут приобретать его продукцию без торгов. Такая система позволяет значительно снизить издержки и накладные расходы, ускорить процесс закупок и поставок, централизованно отобрать самых надежных поставщиков и контролировать их действия. Необходимо заметить, что такой сертификат для компаний является очень престижным, и они делают всё возможное, чтобы его не потерять. [1] (см. также сноску [1], Статья 2)

Всё сказанное выше о процедурах выбора поставщиков в такой же мере относится к процессу выбора подрядчиков. Ведь назначая наименьшую цену, зачастую ниже себестоимости работ, подрядчик рассчитывает на то, что «коней на переправе не меняют», и он сможет всеми правдами и неправдами увеличить изначальную сумму контракта. На примере банкротства крупнейших российских строительных компаний, участвовавших в подготовке сочинских Олимпийских игр, видна несостоятельность такого подхода. Выходя на тендер без тщательной проработки проектных решений, и подписавшись на минимальную сумму контракта, компании не смогли учесть всех рисков, дополнительных объемов работ и расходов, связанных с недостаточной детализацией проектов.

В связи с этим, подрядчики, также как и поставщики, должны выбираться ещё на стадии принятия концептуальных решений. Планирование (через моделирование) должно вестись от конечного примитива, например – базового библиотечного элемента монтажа и конечного результата базовой неделимой производственной операции (обратное планирование) с привязкой к ресурсам, оборудованию и возможностям конкретного Подрядчика – это позволит избежать многих рисков, оптимально адаптировать план работ и значительно интенсифицировать строительство.

Создавать обратное пооперационное расписание производства работ без учёта имеющихся у производителя ресурсов, под идеальные, так называемые «неизменные условия», не целесообразно, поскольку найти потом исполнителя, отвечающего всем требованиям по наличию у него необходимых ресурсов и владению определёнными технологиями, будет весьма затруднительно. Гораздо более правильно будет организации-проектировщику взять на субподряд организацию производителя работ и поручить ей, совместно с организацией-проектировщиком, разработать типовой проект производства работ, опираясь на существующую реальность делопроизводства организации-подрядчика и конкретные предложения строительных материалов, доступных в данном районе. Таким образом, проект будет реален в исполнении.

Строительные организации, освоившие современные технологии производства работ, обладают реальными сведениями об их себестоимости, проблематике осуществления и имеют практический опыт в монтаже и наладке. Конструкция объекта имеет сильную зависимость от выбранной технологии его возведения. Поэтому, учитывая опыт выбранной строительной организации, при проработке проекта от эскизной стадии к выпуску рабочей документации, принимаются такие конструктивные решения, которые в процессе строительства будут реализованы без задержек, связанных с освоением новых технологий.

Применяя технологию информационного моделирования на ранних этапах реализации проекта и опираясь на существующие нормативы, подрядчики могли бы быстро оценить потенциальные опасности и свои возможности, получили бы инструмент опережающего планирования и мониторинга ситуации. В дальнейшем, из заложенных в модель усредненных нормативов, применяя методики бережливого строительства Lean Construction [2], можно определить реальную производительность по каждой операции и внести в модель уточненные внутренние нормативы, учитывающие возросшую производительность труда и современные технологии. При этом, высвободившиеся ресурсы и дополнительная маржа позволят значительно улучшить технологическое и финансовое положение отечественных подрядных организаций.

Выводы и предложения

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что некоторые нормы отечественного законодательства, актуальные в прошлом, входят в противоречие с развитием научно-технического прогресса и информационными технологиями, изменившими практически все отрасли мирового производства. До недавнего времени строительство оставалось на задворках информатизации, но это время прошло – и текущая стагнация отрасли, тому пример.

Становится очевидным, что необходимо рассмотреть вопрос о приведении законодательства в соответствие с актуальным мировым уровнем развития технологий. В противном случае на нашей территории строить будут другие — кто не развивает свои технологии и компании, будет привлекать и оплачивать чужие.

В настоящее время Минторг, который является уполномоченным госорганом по государственным закупкам, ведёт работу над проектом изменений в Закон от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)».

Причём многие нормы в готовящемся документе не учитывают специфику проектно-строительного производства. Не говоря уже о перспективных технологиях организации строительства. А ведь закупка комбикорма, например, невероятно отличается от сложнейшего процесса определения архитектурного облика, подбора доступных конструктивных элементов, расчёта конструктива здания, создания технологических карт, своевременной логистики и монтажа строительных материалов согласно Плану производства работ.

Поэтому Рабочая группа по внедрению BIM&IPD технологий при Международной академии архитектуры [3], совместно с Беларуским академическим Центром МААМ и ОАО «ИНКОТЕХ», определяющим политику информатизации строительной отрасли, выработали и предлагают к обсуждению следующие предложения:

1. Предлагается законодательно закрепить возможность, для компаний, использующих BIM технологии (согласно Приказа Минстройархитектуры № № 298 от 27 октября 2014 г.), проведения конкурсов на выбор подрядчиков и поставщиков строительных материалов сразу после создания эскизного проекта и принятия основных концептуальных решений.

2. Также для таких компаний разрешить указание конкретных поставщиков и производителей, выигравших конкурс на этом этапе и применение в проектной документации их конкретной продукции и материалов. При этом:

  • Критериями отбора производителей и поставщиков являются согласие вести информационное обеспечение проекта вплоть до окончания его строительства, поддерживать, отслеживать и проверять достоверность информации, за которую отвечает производитель, сроки гарантии, технические характеристики продукции, отпускная цена, размер добавленной стоимости к стоимости поставляемых компонентов, дислокация производства, комплекты технологических карт, описаний конструкции или других документов, позволяющих составить представление о предлагаемых конструктивных решениях и избыточную спецификацию материалов и оборудования, которые предполагается использовать в ходе реализации проекта.

    Выбор производителя до начала проработки проекта позволит создать информационную модель с точными сведениями о тех материалах, которые будут созданы. В графиках производства работ, будут учтены все временные показатели по выпуску продукции производителем.

  • Критерии отбора подрядчиков — отбор производится по таким параметрам как стоимость конкретных операций (единичные расценки), процент рентабельности при оценке своих затрат, состояние ресурсов (средства механизации, рабочая сила), дислокация основных ресурсов, партнёрские отношения с другими организациями, перечень освоенных технологий и пр. Это позволит избежать многих рисков, оптимально адаптировать план работ и значительно интенсифицировать строительство.

3. Определить, что тендер должен проводиться не столько на поставку оборудования, материалов ресурсов и технологий, сколько на компетенции и возможности участия в Проекте.

Это означает, что в конкурсе принимаются в расчёт не заслуги или величина организаций (они уже прошли предварительный отбор через аттестацию, поэтому их можно считать уже прошедшими предквалификацию), а рассматриваются ресурсы и технологии которые предлагаются организациями. То есть конкурс идёт по Списку ресурсов и цен и Cписку технологий, в независимости от того, какой организации они принадлежат.

4. Разработать Рекомендации по проведению тендеров в условиях интенсивного проектного производства, где ввести новые критерии, новые методы организации торгов, учитывающие наступление нового технологического уклада. Разработать систему организации торгов на проектах, реализуемых по BIM-технологии в соответствии со следующими этапами:

Этап 1 – Согласно проектным решениям формирование сметы по укрупнённым нормам

Этап 2 – По данным архитектурной части проекта создаётся информационная модель конструкции («модель тела»).

Этап 3 - «Модель тела» разбивается на группы элементов по принадлежности к суточным производственным заданиям.

Этап 4 – В рамках директивных сроков заказчика создаётся график производства работ состоящий из производственных заданий (нарядов), так называемая «модель действий».

Этап 5 – график потребности в материалах, полученный в результате планирования работ, выкладывается на сервер, где поставщики определяют графики поставок и графики оплаты (рис.2).

Этап 6 - графики оплаты и графики поставок согласовываются с заказчиком. График производства работ корректируется под согласованные графики поставок (рис. 3).

Этап 7 - Выполняются работы по подготовке к строительству. Осуществляется производство работ с использованием самых современных технических средств связи и технологий взаимодействия

Тендерные торги

Рис. 2. Окно согласования графиков поставок с поставщиками

Тендерные торги

Рис. 3. Скорректированный с поставщиками график работ

Примечания

Примечание 1: В США GSA (General Services Administration – федеральное управление служб общего назначения), является головной организацией, организующей закупки из Федерального бюджета и устанавливающей их правила. В зоне ответственности GSA – все строительство и эксплуатация федеральных зданий и сооружений США http://www.gsa.gov/
а). См. также: сноска [1], Глава 2

Примечание 2: Lean construction представляет собой управленческую стратегию бережливого производства в строительной области, направленную на повышение эффективности всех этапов строительства. Концепция Lean заключается в особой трактовке понятий «ценность» и «потери», а также в использовании современных инструментов для повышения эффективности всех процессов. Особое внимание уделяется сокращению простоев и потерь на всех участках производственного процесса.

Примечание 3: Международная Академия Архитектуры (International Academy of Architecture, сокращенно МАА/IAA) была основана как общественная, неправительственная некоммерческая организация 21 сентября 1987 года Учредительным собранием на своей первой пленарной сессии при поддержке Хавьера Переса де Куэльяра — генерального секретаря ООН, Амаду Махтара М. Боу — генерального директора ЮНЕСКО и Аркота Рамачандрана — исполнительного директора Центра ООН по населенным пунктам Habitat. Офис IAA расположен в Софии (Болгария).

IAA является преемницей традиций Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM), одним из основателей которых был Ш. — Э. ле Корбюзье, а также архитектурного движения 1970-х годов, основанного архитекторами-метаболистами, и является новым историческим этапом интеграции интеллектуальной архитектурной мировой элиты. Основными целями IAA являются:

  • стимулирование развития архитектуры, градостроительства и архитектурной теории;
  • содействие развитию архитектурного образования;
  • организация курсов и семинаров для молодых талантливых архитекторов со всего мира;
  • поддержка и распространение программ, деклараций и мероприятий Организации Объединенных Наций;
  • организация международных конференций и совещаний;
  • организация и проведение в Софии Всемирной выставки-конкурса архитектуры «Интерарх».

Академия реализует программы в области устойчивого развития архитектуры и городского планирования, архитектурной теории и ее применения, архитектурного обучения и информирования и т. д. Руководящими органами IAA являются Генеральная ассамблея и Академический совет. Ассамблея проводится каждые три года, в ней участвуют все члены Академии из 39 стран мира (69 академиков и 81 профессор). Они утверждают и вносят поправки в уставные документы, избирают новых академиков и профессоров, Ученый совет и его председателя. Среди академиков IAA много всемирно известных мастеров, в том числе работающих в России, странах СНГ, Европы и Азии: Заха Хадид, Эрик ван Эгераат, Норман Фостер, Марио Ботта, Доминик Перро, Манфреди Николетти, Георгий Стоилов и другие. В год образования Академии на основе соглашения, подписанного президентом IAA Георгием Стоиловым и президентом (первым секретарем правления) Союза архитекторов СССР Юрием Платоновым, было аккредитовано первое в истории IAA представительство в Москве. На его базе спустя пять лет, в 1992 году, было открыто региональное отделение Международной академии архитектуры в Москве (МААМ/IAAМ), представляющее эту организацию в странах СНГ и других регионах мира. Президентом МААМ является академик IAA Юрий Платонов. Позже были созданы другие региональные отделения IAA: в Париже (руководитель —академик IAA П. — А. Дюфетель), Роттердаме (руководитель — академик IAA Я. Хоогстад), Токио (организатор — академик IAA К. Кикутаке), США (руководитель — академик IAA Б. Спенсер), Риме (руководитель — академик IAA М. Николетти), Стамбуле (руководитель — академик IAA А. В. Альп), Цюрихе (руководитель — академик IAA Ю. Дахинден).

Примечание 4: Данная работа начата после поручения Заместителя Премьер-министра РБ - А.Н. Калинина, о рассмотрении обращения Рабочей Группы при МААМ в Совет Министров РБ. Были получены благоприятные отзывы от институтов Национальной академии наук, что дало возможность взаимодействовать с Министерством архитектуры и строительства, ОАО «ИНКОТЕХ» в рамках «Государственной программы по разработке и внедрению информационных технологий комплексной автоматизации проектирования и поддержки жизненного цикла здания, сооружения на 2012-2015 гг.» Республики Беларусь.


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.