История CD-adapco
CD-adapco — частная компания, основанная в 1980 г. Нью-Йорке тремя молодыми инженерами, работавшими в атомной индустрии: Стивом МакДональдом (Steve MacDonald), Биллом Уилером (Bill Wheeler) и Марком Уитлеси (Marc Whittlesey). Adapco — это сокращение от Analysis and Design APplication COmpany. Предоставляя услуги по вычислительному моделированию с помощью конечно-элементного анализа, Adapco с самого начала пыталась разработать такое ПО, которое не упрощало задачу, а напротив решало её в максимально общей постановке. Довольно скоро компании удалось привлечь таких серьёзных клиентов как Solar Turbines (подразделение Caterpillar) и General Electric.
Приобретя серьёзный опыт в МКЭ, Adapco расширила его на область вычислительной гидрогазодинамики (CFD) и сумела получить заказы от Ford и других автомобилестроительных компаний, решающих задачи моделирования потоков теплопередачи в двигателе внутреннего сгорания для разработки оптимальной системы его охлаждения. Но подлинное признание компания получила после катастрофы космического челнока Challenger в 1986 г., успешно выполнив двухмиллионный заказ от NASA на симуляцию изменённой версии ракетного двигателя.
Благодаря работам на европейское подразделение Ford, Стив МакДоналд познакомился с британским профессором Дэвидом Госманом (David Gosman) и его уникальной технологией STAR (Simulating Transport in Arbitrary Regions), позволяющей максимально точным образом учесть сложную геометрию кожухов водяного охлаждения в рамках решения задачи моделирования теплопереноса. Технология Госмана получила промышленную реализацию в программном продукте STAR-CD, а объединённая компания стала называться CD-adapco (CD осталось от имени компании Госмана — Computational Dynamics).
Преимущества технологии STAR
STAR-CD стала первым по-настоящему неструктурированным коммерческим CFD-решением, позволяющим инженерам конструировать сетки из любой комбинации гексаэдральных, тетраэдральных и призматических ячеек. Благодаря успешному внедрению в Ford, симуляционный пакет STAR-CD быстро завоевал лидирующие позиции в автомобилестроении. Гоночное шасси R26, позволившее команде Renault выиграть Кубок конструкторов сезона 2005 г. Формулы-1, было спроектировано с помощью STAR-CD.
Аэродинамика Toro Rosso STR9 сезона 2014 г. Формулы 1 была смоделирована с помощью STAR-CCM+
В 2004 г. CD-adapco вывела на рынок свой новый продукт — STAR-CCM+, представляющий собой новый подход к решению инженерных задач гидрогазодинамики (CCM — Computational Continuum Mechanics). Объектно-ориентированный графический интерфейс пользователя и клиент-серверная архитектура выгодно отличали STAR-CCM+ от расчётных пакетов прежнего поколения. Интересно, что в рамках STAR-CCM+ пользователям были предложены некоторые возможности моделирования, включая создание параметрических двумерных эскизов. В поисках подходящей технологии параметризации разработчики CD-adapco опробовали несколько технологических компонент и остановились на геометрическом решателе LGS 2D, разработанном российской компанией ЛЕДАС.
Поскольку в то время я занимал должность директора по управлению продуктами ЛЕДАС, то сам готовил соответствующий пресс-релиз, которым горжусь до сих пор. А для специалистов ЛЕДАС сотрудничество с ведущей в своей отрасли компанией стало хорошей проверкой качества нашей технологии — мы впервые получили заказ на поддержку нашего решателя сразу для шести разных платформ и успешно с ним справились. И хотя два года назад Siemens убедил CD-adapco заменить LGS 2D на их решатель 2D DCM (мотивируя это лучшей интеграцией с геометрическим ядром Parasolid, которое CD-adapco лицензирует уже много лет), использование LGS 2D в рамках поддержки прежних версий STAR-CCM+ продолжается.
Наследство CD-adapco
Увы, Стив МакДоналд, сооснователь и бессменный руководитель CD-adapco, ушёл из жизни в сентябре прошлого года. Его вдова Шеррон Л. МакДоналд предпочла продать бизнес мужа, который разросся до 40 подразделений в разных странах мира с общим числом сотрудников более 900, с 3200 предприятиями-клиентами, среди которых 14 из 15 крупнейших мировых автоконцернов, с 200-миллионной годовой выручкой и ежегодным ростом на 12%.Стив МакДоналд, создатель CD-adapco
Конечно, претендентов на покупку было не так много — успешные софтверные компании обычно продаются за сумму, равную 4-6 годовым выручкам, а много ли найдётся желающих выложить миллиард долларов? Вот и Бернар Шарлес (Bernard Charles), президент и генеральный директор Dassault Systemes, крупнейшей САПР-компании в мире, в своём письме сотрудникам, объяснил, что он лучше потратит этот миллиард на построение собственного CFD-решения.
А вот для немецкого концерна Siemens делать крупные покупки софтверных компаний не впервой. Напомним, что в 2007 г. Siemens приобрёл американскую корпорацию UGS, разработчика CAD/CAM и PLM решений под брендами NX, Solid Edge, Teamcenter за рекордную сумму 3,5 млрд. долларов США. Эта сделка до сих пор остаётся крупнейшей за всю историю САПР. А в 2012 г. Siemens звонко щёлкнул по носу Dassault, купив её многолетнего партнёра — бельгийскую компанию LMS International, разработчика CAE-решений в области симуляции механизмов за 680 миллионов евро.
И покупка CD-adapco за $970 млн. логично продолжила трансформацию одного из крупнейших индустриальных концернов мира в софтверную компанию. (Конечно, из 75 миллиардов евро, заработанных Siemens за последний год, на продажи ПО пока приходится менее 5%, но тренд на смену «технологического уклада» явно прослеживается.)
Комментируя эту сделку, главный исполнительный директор Siemens Джо Кайзер (Joe Kaeser) привёл такие аргументы:
- Ежегодная выручка CD-adapco растёт быстрее, чем рынок PLM в целом (12% против 8%).
- CD-adapco имеет солидный список клиентов, многие из которых регулярно платят за обновления и поддержку (доля дохода от таких клиентов превышает 80%).
- Siemens умеет успешно интегрировать разработчиков ПО в свой бизнес и увеличивать продажи за счёт синергии разнотипных решений.
Что ж, портфель CAD/CAM/CAE/PLM решений Siemens теперь действительно выглядит самым полным из большой четвёрки, что должно позволить компании увеличить свою рыночную долю.
Портфель Siemens PLM Software
Чем ответят Dassault и Autodesk? А может, найдётся кто-то третий, кто объединит PTC и ANSYS в одну компанию, вернув её в большую игру? Поживём — увидим.