isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

11 февраля 2016

Возможность мониторинга стоимости в процессе проектирования строительства

Андрей Лазебный

Лазебный
Автор — директор ООО «Виртуальные строительные технологии», созданной в 2007 году. Стаж работы в строительстве — более 25 лет. Занимается моделированием конструкций строительных объектов и процессов их возведения. Профессор международной академии архитектуры. Член рабочей группы BIM IPD.

Увидеть технико-экономическое обоснование (ТЭО) как документ, где предполагаемые затраты были бы структурированы и обоснованы, в последнее время стало редкостью. Всё чаще, обсуждение экономики проекта сводится к презентациям и аналитическим запискам, где рассматриваются все затраты в целом, как некий потолок, который не стоит превышать.

Рано или поздно, процесс развития проекта подбирается непосредственно к проектированию. Начинается работа по написанию технического задания на проектирование. Обращаю внимание на то, что продукт проектирования называется проектно-сметная документация, а смета – чисто финансовый документ, определяющий объём затрат на возведение будущего объекта. Но вот, сколько я сам получал ТЗ на проектирование и сколько пересмотрел чужих ТЗ, нигде, ни разу не встречал требование по максимальному размеру сметы.

В технических заданиях на проектирование, в обязательном порядке, оговариваются требования к различного рода инженерным системам и конструкциям самого строения (если они также проектируются). По результатам проектирования рождаются локальные сметы на эти системы, но как и в общем случае, так и тут, я ни разу не встречал требование по ограничению стоимости.

В машиностроении дела обстоят совсем по-другому. Стоимость комплектующих сложных изделий тут учитывается ещё на стадии формирования концепции. Закладывать в изделие решения с неизвестным источником поступлений и стоимостью при серийном или штучном производстве никто не даст.

Так почему же в строительстве при проектировании учитываются конструктивные и эксплуатационные характеристики компонентов объекта, а стоимость этих компонентов нет? Ответ очевиден – для проектировщиков это лишняя работа, для строителей – потеря свободы действий при выборе поставщика и соответственно части дохода от манипуляции со стоимостью материалов и оборудования.

Но проектировщик всё равно имеет контакты с производителями, когда посещает их сайты, изучает каталоги и даже — с поставщиками, когда вынужден вносить изменения в проект из-за смены поставщиком производителя. Цена тоже часто является причиной внесения изменения в проектную документацию, и прайс-листы в руках проектировщиков явление довольно частое.

Главным аргументом противников необходимости определения цены материала или оборудования на ранних стадиях проработки проекта является утверждение, что смена поставщика или производителя материала, если таковые определены или хоть как-то обозначены в проекте, дело очень хлопотное и трудоёмкое, которое тянет за собой не только корректировку смет, но и договорных обязательств многих участников строительного процесса. И цена на материал, и даже сама фирма-поставщик живут не долго.

Так всё же, давайте посмотрим, а так ли сложно заменить один источник поступлений, заложенный в проект, на другой?

Для начала рассмотрим стандартный случай движения информации внутри строительной фирмы:

Лазебный 2016-1 схема

Проект может прийти от заказчика и в бумажном виде, и в виде PDF-файлов, не пригодных для решения задач автоматизации управления производством, или в форматах файлов программ, которых нет у производителя работ. Так или иначе, а приходится документацию перерабатывать с целью извлечь из неё точные сведения о применяемых в проекте материалах и оборудовании.

В виде спецификаций строго установленного образца (поскольку они должны автоматически загружаться в программу учёта предполагаемых к закупке материалов), под условным названием «предварительная заявка» данные поступают в отдел материально-технического снабжения (ОМТС). Вместе со спецификациями иногда передаются в ОМТС и некоторые чертежи, чтобы снабженцу было легче искать необходимый товар. Вот формат такой предварительной заявки – спецификации:

Лазебный 2016 - 1

Вместо раздела бюджета иногда фигурирует «статья бюджета». Дело в том, что при заключении договора на строительно-монтажные работы, экономистом строительной организации сразу расписывается бюджет работ по данному договору и передаётся всем отделам и службам фирмы для работы, в частности – для создания спецификаций с учётом бюджетной принадлежности.

Когда заявка обрабатывается, к ней добавляются следующие столбцы:

Лазебный 2016 - 1

Не все столбцы помещаются на экране, поэтому скажу, что далее за количеством следует и раздел бюджета, и начальная цена единицы, и поставщик.

Таким образом, в базу предполагаемых к закупке материалов и оборудования попадают сведения, по которым легко выбрать все материалы по какой-либо статье или разделу бюджета и проверить, не превышен ли лимит затрат. Как видно, при обработке сведений появляется и артикул внутреннего учёта в базе.

Если экономист дал добро на предлагаемые цены от ОМТС, то ОМТС возвращает либо в ПТО, сотруднику, отвечающему за обработку проектной документации, либо в конструкторское бюро (если таковое имеется у производственной фирмы) ведомость материалов проекта. Это практически копия файла предварительной заявки с добавленными столбцами «Наименование по документам поставки» и «Артикул». Эти сведения загружаются в графику информационной модели, и в случае смены поставщика, где у нового поставщика другое наименование по документам поставки, по артикулу легко выбрать все элементы модели и заменить одни данные на другие.

Смена поставщика может идти по двум сценариям.

Первый – вы отказываетесь от существующего поставщика вообще и тогда вы, не меняя артикул, просто заменяете в базе учёта предполагаемых к закупке товаров наименование поставщика (или его учётный номер по реестру контрагентов), стартовую цену, наименование по документам поставки и пользуясь артикулом, проводите изменения во всех связанных документах, включая информационную модель.

Второй сценарий – это когда вам надо заменить только часть предполагаемых к закупке материалов на нового поставщика. У вас есть та часть информационной модели, из которой была сформирована предварительная заявка, и вы можете, изменив в базе учёта запись с формированием нового артикула, выбрать в модели все элементы со старым артикулом и заменить в них все сведения, включая сам артикул.

Замена сведений о поставщике проводится во всех заявках в базе учёта, в информационной модели, включая «модель действий» (файлы планирования), в графиках потребности материалов, в логистических таблицах. Конечно, автоматизация движения и переработки информации — дело индивидуальное. У каждого есть свои отличия, поэтому может и ещё что-то понадобится изменять, но так или иначе, всю работу по смене поставщика можно проделать без особых усилий.

Вот и получается, что определять поставщика и цены можно кому угодно и когда угодно. Главное, чтобы организация хранения и передачи информации была сделана на должном уровне.

Так что даст возможность определять стоимостные параметры материалов прямо в процессе проектирования? Ответ очевиден – ресурсная смета в части используемых материалов и модель бюджета, также в части материального обеспечения. Практически каждая инженерная система и объёмная конструкция обретает возможность мониторинга стоимости ещё в процессе проектирования.


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.