Недавно в одном из isicad-комментариев уже в 1001-ый раз встретилось использование слова «реклама» в качестве замены нецензурной характеристики, и мне снова захотелось что-нибудь сказать на эту тему.
Википедия определяет рекламу как «направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится оплаченное известным спонсором распространение не персонализированной информации с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему», имея в виду, что реклама – это намеренное распространение (в конечном счете) положительной информации.
Однако бывает разная степень намеренности. Например, я пишу этот текст, чтобы, между прочим, прорекламировать себя как автора и моё издание, а тот технарь, который публично и громко ругает презираемую им рекламу, подсознательно рекламирует свою как бы серьёзность и деловитость. В пределе: всё, что вы скажете или напишете, – это реклама вас. Впрочем, если вы промолчите, это тоже окажется рекламой каких-то ваших качеств: от мудрой личной сдержанности и дисциплинированного следования корпоративным правилам до робости и некомпетентности.
Подразумевается, что информация, распространяемая в рамках рекламы, с точки зрения её распространителя является положительной и способствует достижению желаемого результата. Однако восприятие информации бывает весьма субъективным, так что результат может оказаться прямо противоположным замыслу. Представьте себе женщину с невысокими тактико-техническими данными, которая «с целью привлечения внимания к объекту рекламирования … или поддержания интереса к нему» постоянно использует утрированно яркую и открытую одежду, а также соответствующий макияж. Такую женщину я бы сопоставил с фирмой, которая навязчиво, прямолинейно, беспрерывно и не сообразуясь с реальностью, расхваливает свои продукты. Упрощая это рассмотрение, можно сказать, что подобным способом такая женщина и такая фирма вряд ли реализуют какие-либо мало-мальски стратегические цели или даже – тактические. А если не упрощать? Тогда следует признать, что цели и целевые аудитории бывают очень разными, и поэтому нам стоит воздержаться от приговоров: рано или поздно всё станет на свои места, а пока пусть каждый рекламирует то, что имеет и как умеет.
Простые выводы. Без рекламы никак и никогда не обойтись. Не нравится – не покупайте. Если имеете надёжные данные о конкретном обмане (я категорически имею в виду только продукты фирмы!) – конкретно и квалифицированно предупредите других. Прежде, чем комментировать мой текст, осознайте: ваши слова в любом случае окажутся рекламой .
PS. Ещё раз о лопате, о рекламе и заодно — о Big Data. В соответствующих инстанциях засекли, что мы тут возимся вокруг лопат (причём, — штыковых) и теперь любезно снабжают меня релевантной рекламой: