isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

23 августа 2016

BIM-эволюция в России

Марина Король

Марина Король 2014 портрет 0

Этот материал опубликован в августовском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

Марина Король – генеральный директор компании «Конкуратор», зам. председателя комитета по конкурсным процедурам инновациям и ценообразованию НОПРИЗ (Национальное объединение изыскателей и проектировщиков), профессор МААМ (Международная Академия Архитектуры, отделение в Москве).

Вклад Марины в формирование BIM-сектора отечественного рынка убедительно отражён, в частности, в её пока восемнадцати (18) публикациях на портале isicad.ru.

Напомним, что параллельно с охарактеризованным в статье развитием государственной BIM-программы, начатой в 2014 году, в России и СНГ, по крайней мере, с 2010 года вполне интенсивно развивались и развиваются разнообразные чисто рыночные процессы внедрения BIM-технологий и организаций бизнеса. Отметим, что поисковый запрос «BIM»-в-заголовке-публикации на нашем портале выдаёт список из 315 материалов, опубликованных в 2008-2016 гг.

«Пробуждение» длилось два года

Попробуем подвести промежуточный итог за два с половиной года истории развития того, что можно назвать государственной BIM-программой.

4 марта 2014 года на заседании Президиума совета при Президенте РФ по модернизации и инновационному развитию экономики, посвященному строительству, тема внедрения BIM впервые была обозначена как одна из целей инновационного развития отрасли на государственном уровне. В поручениях Правительства тогда прозвучало: «...разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве...».

В декабре приказом Минстроя был принят довольно скромный по своим амбициям и целям план, предполагавший отбор пилотных проектов и проведение их экспертизы с целью определить узкие места в действующих нормативных документах и снять препятствия в работе инновационных компаний, образованные старыми нормами.

На все это ушел еще один (2015) год, а результаты (плановые) тоже оказались очень скромными. От немногочисленных органов экспертизы, получивших на рассмотрение пилотные BIM-проекты, вряд ли следовало ожидать сформулированных предложений в нормативные акты (не их это задача). К тому же некоторые из них впервые столкнулись с BIM-проектами, а другие даже не заметили разницы.

Тем не менее, за те два года произошли серьезнейшие подвижки:

  • 23 пилотных проекта, собранных со всей соответствующей критериям отбора документацией за три рабочих дня, однозначно продемонстрировали всем сомневающимся, что BIM в России есть;
  • тема BIM получила в 2014-2015 годах столь широкое освещение, столько раз представлялась, обсуждалась и дискутировалась, что можно говорить о «пробуждении от спячки», в которой мы пребывали, в то время как наши коллеги в других развитых странах нарабатывали опыт и разрабатывали свои национальные документы типа BIM-стандартов или BIM-руководств;
  • началась консолидация профессионального сообщества, кровно заинтересованного в грамотном становлении новой среды работы и жизни, где был бы учтен и накопленный уже российский и богатейший международный опыт, а все участники отрасли — от образования до экспертизы -потихоньку переходили бы на новые рельсы.

За перестройкой сознания — ускорение

Нынешний год по организации подготовки отрасли к переходу на BIM совсем не похож два предыдущих. В хорошем смысле. Прошло полгода, а сколько сделано! По-прежнему именно Минстрой является основной движущей силой процесса подготовки перехода отрасли на применение BIM, однако динамика и характер работ сильно изменились. В министерстве поменялся состав кураторов BIM. Теперь это прямая ответственность первого заместителя министра — Л. Ставицкого. Ключевой департамент по этой теме — департамент градостроительной деятельности и архитектуры, возглавляемый А. Белюченко. Был сформирован Экспертный совет, который возглавил и Л. Ставицкий, а ответственным секретарем стала С. Бачурина. В состав совета вошли представители различных участников отрасли и тех, кто обслуживает ее нужды: от девелоперов до экспертизы и Роскапстроя, от МГСУ до консультантов по внедрению, представителей разработчиков программного обеспечения и производителей строительных изделий.

Сформирована Рабочая группа, которая призвана разрабатывать и обсуждать необходимые для отрасли нормативные и методические документы. Работа организована по секциям, среди которых: образование, нормативно-технические и нормативно-правовые документы, ценообразование, классификаторы и НСИ, конкурсные процедуры и контракты, электронное взаимодействие и много других.

В частности, российские и представители иностранных разработчиков программного обеспечения объединились в своей работе и выразили готовность соответствовать требованиям новых российских норм, когда они будут сформулированы. Работа идет и в очном и в заочном режиме. На сайте Минстроя организована площадка BIM-совет, где публикуются документы и ведется их обсуждение. Сейчас там зарегистрировано уже 122 участника. Твердо и неформально руководит Минстрой деятельностью рабочей группы, организуя очные заседания секций по 2-3 раза в неделю. И в период отпусков темпы и активность не снижаются.

Я, как член Экспертного совета и Рабочей группы (с большим стажем) заявляю, что представить себе такой формат и режим работы еще год назад было просто немыслимо! И именно по уровню и характеру вовлеченности отраслевого регулятора.

И еще один очень важный момент. Работа эта ведется совершенно открыто. Каждый, кто имеет сказать что-то по данной теме и готов подключиться к конструктивной работе, легко может стать членом РГ. Одним из «побочных эффектов» этой работы станет дальнейшее «взросление» и повышение уровня образованности профессионального сообщества по BIM.

С бумаги — на цифру

Сейчас предстоит решить сложную задачу разработки нормативно-правовых актов, призванных легитимизировать цифровую информационную модель объекта для задач, ранее решавшихся только на бумаге, а также обеспечить законную возможность государственному и муниципальному заказчику выдвигать требования о выполнении проектов в технологии BIM.

К этой работе сейчас подключился институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалисты института готовят правовое заключение, перечень НПА и проекты изменений. Возвращаясь в декабрь прошлого года, когда в соответствии с Планом версии 1 чего-то подобного ожидали получить от необученных работе в BIM экспертов, которым «вдруг» пришел на рассмотрение пилотный BIM-проект, можно только горько сожалеть о потерянном времени. (Для справки. В условиях выполнения прошлогодних пилотных проектов невозможно было «перевести» экспертизы бюджетного объекта в тот орган экспертизы, который обладал необходимым опытом для рассмотрения таких проектов, но имел иное территориальное подчинение). Вот пример нашего эволюционного развития: те же задачи, что и в прошлом году, решаем на качественно новом уровне.

Госфинансирование плюс законодательный фундамент

Что еще хорошего происходит? Началось государственное финансирование BIM-тематики. С 2016 года выполняются научно-исследовательские работы (вот эту работу следовало бы начать хотя бы на год раньше), разрабатываются национальные стандарты и своды правил. Уже до конца 2016 года будет выпущен целый ряд нормативных документов, вводящих базовую терминологию BIM, своды правил, определяющих правила формирования информационных моделей на разных стадиях жизненного цикла (а-ля российский BIM Guide), правила по разработке библиотек компонентов, правила организации работ производственно-техническими отделами, а также ряд других документов. Эта работа ведется НИЦ Строительство в сотрудничестве с рядом организаций отрасли. При Техническом комитете 465 «Строительство» был образован ПК-5 по BIM-стандартизации. Через экспертов подкомитета проходят все разрабатываемые документы.

По заявлениям Минстроя, уже с 2017 года часть госзаказа (пока только на проектные работы) может размещаться с требованием обязательного выполнения в технологии BIM. Делать это предполагается, хотя и в пилотном режиме, но уже на законных основаниях. То есть минимальный набор действующих нормативных документов должен быть обеспечен.

Что отсутствует и что тормозит?

Конечно, не все так радужно и легко получается. Есть целый ряд нерешенных фундаментальных вопросов, имеющих к успеху BIM косвенное отношение, но тормозящих его становление в нашей стране. Например, у нас нет действующего нормативного документа, описывающего стадии и этапы жизненного цикла объекта капитального строительства, включая детали по участникам процесса на каждом этапе, их зонам ответственности, объемам и характеру информации, которые они порождают/анализируют/передают и пр.

У нас пока отсутствует современного уровня национальный классификатор строительных конструкций/оборудования/материалов, построенный на принципах стандарта ISO-12006-2, по которым были созданы такие системы классификации как Omniclass (США), Uniclass-2015 (Великобритания), CCS (Дания).

Для отдачи от BIM в масштабе отрасли нужен определенный порядок в ресурсах и системах. Что? (по коду) кто? (по коду) делает, и когда именно — какая информация порождается: кем, в каком объеме и кому передается. Если системы нет, BIM не поможет.

Есть и другие проблемы. В частности, нам еще предстоит выработать и принять общий язык BIM. Есть надежда, что с выходом соответствующего терминологического стандарта это сделать удастся. А сейчас споры по терминам идут нешуточные.

Импульс придал Президент...

17 мая 2016 состоялось заседание Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности. Тема BIM была представлена в докладе на Госсовете и прозвучала в поручениях по его результатам. И хотя п.2 б) поручений Президента ПР-1138ГС звучит очень знакомо: «Разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительстве» со сроком 1 сентября 2016 года и создается некоторое ощущение дежавю, однако спустя два года это уже поручение Президента Председателю Правительства, то есть в оценке значимости темы с уровня одного профильного министерства мы поднялись на уровень Правительства. Теперь можно предположить, что в работу будут вовлечены те самые министерства, до которых нам не удалось «достучаться» летом 2014 года, такие как Минэкономразвития и Минобрнауки. Да и вообще, пора нам уже говорить не «узко» о BIM, а о переходе строительной отрасли в цифровой формат как о еще одном важном шаге в сторону цифровой экономики.

Вот такая BIM-эволюция...

BIM-эволюция заседание

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.