isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

24 августа 2016

«Пожарные системы»: наши электронные конструкторские документы на базе решений АСКОН

Александр Шаламов, главный конструктор ООО «Пожарные Системы»

Александр Шаламов

Предисловие от компании АСКОН Тверская компания «Пожарные системы» разрабатывает и производит передовую высотную технику — машины для пожарно-спасательных, строительных и коммунальных нужд, устройство которых зачастую не имеет аналогов в России. Уже много лет конструкторский коллектив компании работает в КОМПАС-3D, причём, не просто проектирует в системе, а, можно сказать, углубленно ее изучает, максимально полно раскрывая возможности КОМПАС-3D в своих инженерных проектах.
Пожарные системы подъёмник

Мобильный подъемник с рабочей платформой ПСС-131.17Э, спроектирован в КОМПАС-3D V15

«Пожарные системы» входят в число обладателей премии «Двигатель прогресса» за вклад в развитие ПО АСКОН, год за годом одерживают победу в Конкурсе АСов КОМПьютерного 3D-моделирования, без них не обходится ни одно бета-тестирование КОМПАС-3D, они делятся своим конструкторским опытом на ИТ-мероприятиях и в профессиональной прессе... А теперь эксперты «Пожарных систем» готовы посвятить читателей isicad.ru в свою инженерную кухню и гостеприимно показать разные ее уголки.
При разработке новых изделий в современном машиностроении достаточно широко применяют средства САПР, которые позволяют формировать разнообразные конструкторские документы в электронной форме. Рассмотрим несколько моментов, которые раскрывают суть применения нашими специалистами электронных конструкторских документов.

Связь конструкторских документов с требованиями ЕСКД

Специалисты ООО «Пожарные Системы» в своей практике при работе над проектом нового изделия в основном используют предоставленные САПР возможности для выпуска комплекта конструкторских документов. Линейка продукции компании АСКОН, торговая марка КОМПАС, предоставляет нам широкий выбор инструментария не только для проектирования изделий, но и для выпуска конструкторских документов на эти изделия. Для решения таких задач имеется широкий выбор операций трехмерного моделирования с последующим предоставлением документов в электронном виде.
Пожарные системы АСКОН Пожарные системы АСКОН

Рис.1

В своей деятельности по разработке изделий мы опираемся на рекомендации и требования ГОСТ 2.052-2006 «Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия». При этом нами используются многие элементы ЭМИ (электронная модель изделия). Например, данные по геометрии, а вместе с ними и другие данные и свойства, которые необходимы для изготовления, контроля, приемки, сборки и эксплуатации изделия. Разрабатываемые нашими специалистами трехмерные модели, в том числе детали, подсборки, сборки, содержат необходимый набор конструкторских, технологических и физических параметров, которые используются при выполнении расчетов, математического моделирования и технологической подготовки при постановке изделия на производство. На рис. 1 представлены колено телескопической лестницы и спроектированный согласно геометрии колена сборочный стапель.

На рис. 2 показан принцип вычисления коэффициента устойчивости пожарной автолестницы по созданной трехмерной модели изделия с определением моментов опрокидывающей и удерживающей частей.

Пожарные системы АСКОН

Рис.2

Хотелось бы заметить, что количество моделей деталей (подсборок, сборок) в одном разрабатываемом нами проекте может варьироваться от нескольких единиц до нескольких десятков тысяч. На рис. 3а и 3б приведены ЭМИ, в которых около 90 (каретка) и около 14000 (пожарный автомобиль) элементов.
Пожарные системы АСКОН

Рис. 3а

Пожарные системы АСКОН

Рис. 3б

Информационное пространство предприятия

Для обеспечения процесса проектирования созданы современные рабочие места, вычислительные средства которых объединены в локальную сеть с возможностью выхода во внешнюю сеть для обмена данными в электронном виде с партнерами и заказчиками.

Важным для существования работоспособного информационного пространства предприятия является создание единой системы нормативно-справочной информации (формирование и поддержка в актуальном состоянии справочников, используемых на предприятии). Для организации работы над проектами нами изучаются возможности современных систем управления процессами КТПП и ЖЦИ (PDM- и PLM-средства) с целью частичного (на данном этапе) применения модулей таких систем в своей повседневной работе, с подключением в последующем новых модулей и постепенным освоением средств управления инженерными данными в полном объеме.

Принципы, используемые нами при создании ЭМИ

В числе этих принципов:
  • Пожелания заказчика при исполнении проекта должны быть учтены в приоритетном порядке, но с учетом правил выполнения ЭМИ.
  • Порядок построения создаваемых электронных конструкторских документов должен опираться на требования нормативных документов.
  • Требуется постоянное освоение новых приемов (стилей) работы над моделями, исходя из возможностей, предоставляемых новыми версиями программного комплекса.
  • Освоение и адаптация методов анализа электрогидравлических систем управления, методик анализа кинематических схем, а также освоение и применение современных методов прочностных расчетов.
  • Использование возможностей специальных библиотек системы автоматизированного проектирования для размещения кабелей и жгутов, а также трубопроводов.
  • Постоянное консалтинговое сопровождение разработок.
Электронные конструкторские документы, разработанные нашими специалистами, как правило, соответствует требованиям нормативных документов. В процессе проектирования мы практически отказались от исполнения чертежей деталей и сборок, то есть от графических документов, однако, бывают и исключения: например, при выполнении эскизов или специальных схем для определения геометрических параметров и компоновочного пространства. Кроме того, это бывает (крайне редко) необходимо для передачи конструкторской документации на бумажном носителе по требованию партнеров или заказчика. Следует заметить, что выпуск таких документов производится на основе имеющейся трехмерной модели путем формирования необходимых ассоциативных видов. Разумеется, вся геометрия и необходимые атрибуты берутся только из модели.

Особенности применения наших ЭМИ

Как правило, нами разрабатывается ЭМИ с глубокой детальной проработкой, которая помогает решить задачи грузовой и транспортной устойчивости изделий путем получения, достаточных для оценки, параметров устойчивости на основе массо-центровочных характеристик модели изделия (пример на рис. 2).

На полученной модели изделия при необходимости нами проводится проверка кинематического взаимодействия основных узлов и агрегатов с целью выявления различных погрешностей в проектировании. Модель изделия позволяет нам определить места прокладки кабелей, жгутов, трубопроводов, что дает уверенность в правильном их размещении с учетом надежности и безопасности во время эксплуатации.

На основе разработанной трехмерной модели изделия мы имеем возможность с помощью средств САПР получить технологические документы, которые передаются нашим партнерам для изготовления заготовок. Например, в формате DXF для заказа деталей из листового материала.

На рис. 4 представлена модель детали, подготовленная для импорта в формат DXF, и деталь в формате DXF, подготовленная для передачи партнерам.

Пожарные системы АСКОН Пожарные системы АСКОН

Рис.4

Для заказа деталей из пластмасс мы приобрели некоторый опыт формирования из ЭМИ специальных файлов в формате (STP или STL) для передачи в специализированную организацию с целью получения прототипа детали (3D-печать) с последующим созданием «мастер-модели» при формировании силиконовой формы. Использование передачи документов партнерам для получения заготовок и отдельных деталей изделий в электронных форматах дает возможность значительно сократить сроки выпуска изделий при непременном росте их качественной составляющей.
Пожарные системы 5n

Рис. 5. Модель детали корпуса, подготовленная
для импорта в STL формат для 3D печати

Достаточно хорошо освоив 3D-моделирование, наши специалисты привлекаются в качестве экспертов в дискуссиях на профессиональных форумах, участвуют в тестировании новых версий средств САПР. Последнее время нами практикуется обучение специалистов других предприятий по сложным задачам конструкторско-технологической подготовки производства с выбором необходимой линейки продуктов САПР.

Продолжение следует.

Материалы для иллюстраций предоставили сотрудники технической службы ООО «Пожарные Системы» К. Беляев, О. Бесов, С. Розов.


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.