isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

8 сентября 2016

Временные подписки на софтвер постепенно доказывают свою состоятельность

Кэтлин Маер

Кэтлин Махер

От редакции isicad.ru: Оригинал этой статьи называется «Autodesk отчитался о «великолепных» результатах за второй квартал» (Autodesk reports “terrific” second quarter), а заголовок публикуемого перевода (который выполнен Ольгой Лукашенко) отражает наше мнение о том, что даже не вполне стандартные квартальные финансовые результаты одного из лидеров рынка сами по себе менее важны, чем отслеживание общего хода внедрения новой бизнес-модели продаж ПО на мировом рынке.

Кэтлин Маер – главный редактор GraphicSpeak и старший аналитик консалтинговой фирмы Jon Peddie Research. На протяжении практически всей своей профессиональной карьеры пишет статьи на темы дизайна, кино, музыки, искусства и технологий.

Рост подписки и продаж наборов (suites)

Компания Autodesk заявила доход в 551 миллион долларов за квартал, завершившийся в июле 2016 г. (= второй квартал 2017 налогового отчетного года), что в годовом исчислении дает 10% -ый спад. Доходы по новой модели подписки выросли на 82% в течение года до 371 миллионов долларов. Чистый убыток составил 98,2 миллионов долларов, что является улучшением по сравнению с предыдущим годом: за аналогичный период которого компания понесла убыток в 235,5 миллионов долларов.

Autodesk старается приучить инвесторов к пониманию, что доходы снижаются по мере того, как компания осуществляет переход к новой модели подписки, поскольку доход учитывается равномерно, в данном случае помесячно, а цена за месяц низка. И это на самом деле привлекает многих подписчиков.

На графике ниже видна позитивная динамика доходов Autodesk: они стали расти через дополнительные продажи бессрочных лицензий и устойчиво улучшающуюся реакцию на подписные планы и наборы (источник: данные Autodesk).

Autodesk reports terrific

Поквартальные продажи Autodesk по подразделениям (млн долларов США):
общий нетто-доход, проектные решения, рынок развлечений и СМИ

CEO Autodesk Карл Басс проинформировал инвесторов, что переход компании на доходы от подписки продолжается, более или менее как и планировалось. Он напомнил инвестиционным аналитикам, что вести бухгалтерский учет проще, чем управлять компанией. По заявлениям Autodesk, доход несколько превысил ожидания, частично за счет возникшего в последний момент роста продаж бессрочных лицензий на пакеты по мере того, как заказчики воспользовались преимуществом периода завершения продаж таких лицензий. Все образуется. Как отметил г-н Басс, покончив с бессрочными лицензиями, в Autodesk вздохнули с облегчением; и объяснил инвесторам, что компания старается оптимизировать финансовую отчетность. Поскольку бессрочные лицензии переводятся на подписку или вообще исчезают с горизонта, так как их никогда снова не покупают, становится понятнее, каково реальное число активных пользователей. Интересно, что у Autodesk также наблюдается самый большой рост облачных подписчиков, прежде всего на BIM 360 и Fusion 360. Именно такого рода продукты Autodesk рассматривает в качестве своего будущего.

За квартал количество подписчиков Autodesk выросло на 109 тысяч, превысив 2,82 миллиона, и по данным компании, на новой модели уже работают 692 тысяч подписчиков. Кроме того, отсроченный доход Autodesk повысился на 23% от 1,24 миллиарда долларов в прошлом году до 1,52 миллиарда долларов во втором квартале 2017 налогового отчетного года.

Autodesk предлагает инвесторам отслеживать среднегодовой регулярный доход как индикатор благополучия; и действительно, этот показатель вырос весьма неплохо, достигнув 1,47 миллиарда долларов благодаря 10% прибавке по сравнению с прошлым годом. Средняя норма рентабельности новой модели составила 371 миллионов долларов, что на 82% выше в годовом сравнении.

Те инвесторы, которые стремятся активно влиять на деятельность Autodesk, оказывали сильное давление на компанию в плане сокращения издержек, что в итоге удалось. Общие затраты по стандартам ГААП, в т.ч., себестоимость продаж и операционные расходы, составили ровно 614 миллионов долларов, увеличившись всего на 1% по сравнению с прошлым годом, включая расходы в 16 миллионов долларов на реструктуризацию и прочие издержки выхода. Фондовый рынок положительно отреагировал на контроль уровня затрат в Autodesk.

Autodesk reports terrific

По мнению Autodesk, рост средней нормы рентабельности (показанный на графике) доказывает,
что выбранная компанией стратегия работает. (Источник: данные Autodesk)

Обзор показателей оперативной деятельности за второй квартал

Комментируя скачок продаж наборов программ, включая выросшую популярность наборов с бессрочной лицензией, финансовый директор компании Скотт Херрен (Stott Herren) назвал это рекордным объемом подписки для наборов. В результате, по словам Херрена, «мы сохраняем уверенность в долгосрочных целях расширения базы подписчиков на 20% совокупного среднегодового прироста (ССГП) до 2020 финансового года, что будет стимулировать 24% ССГП при средней норме рентабельности и 6 долларов за акцию в свободном денежном потоке.»

Сегмент AEC (архитектура, инженерно-проектные работы, строительство) расширился на 8% в годовом исчислении до $253; сегмент продуктов Autodesk для промышленного производства вышел на уровень $177 миллионов при 3% росте за год. Сегмент Platform Solutions and Emerging Business (PSEB) (платформенные решения и технологии для развивающихся бизнес-направлений) сократился на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $86 миллионов; спад наблюдался также в Media and Entertainment (M&E) (Рынок развлечений и СМИ): сокращение 16% в годовом исчислении при сопоставлении со вторым кварталом прошлого года. Autodesk сталкивается с усиливающейся конкуренцией своей продукции M&E, и данный сегмент с некоторых пор не демонстрирует роста. Более интересным является PSEB, где зарегистрированы продажи AutoCAD и AutoCAD LT. Bass напомнил инвесторам, что линейка AutoCAD включена практически во все комплексы программ, поэтому спад в сегменте PSEB легко интерпретировать как общее сокращение продаж AutoCAD и AutoCAD LT. Мы однако полагаем, что применение AutoCAD идет вниз, так как пользователи обращаются к более продвинутым средствам моделирования, а конкуренты предлагают более дешевые или бесплатные проектно-конструкторские средства. Трудно судить, поскольку, как утверждает г-н Басс, AutoCAD по-прежнему остается стандартом в проектных бюро для выполнения и сопровождения чертежей.

Г-н Басс сообщил инвесторам, что Autodesk планирует пересмотреть систему цен на AutoCAD и AutoCAD LT. Цель - поощрять больше заказчиков переходить на более дорогой AutoCAD, а заказчиков в низшем ценовом секторе склонять к AutoCAD LT.

Autodesk reports terrific

Продажи Autodesk по бизнес-сегментам (мил долларов США):
платформы, решения для промышленного производства, рынок развлечений и СМИ, АЕС

Доходы Autodesk показывают рост в важных сегментах, включая AEC и промышленное производство. Интересен спад в Платформах, куда входит линейка продуктов AutoCAD. Однако руководство компании считает данные показатели несколько дезориентирующими, так как проделана достаточно большая работа по реконфигурации пакетов программ, и продажи комплексов программ идут хорошо как по бессрочной, так по новой модели подписки: AutoCAD входит почти во все проданные комплексы программ. (Источник: данные Autodesk)

Ожидаемый компанией доход в следующем квартале должен составить $470-$485 миллионов.

Наше мнение

Представляется неизбежным, что продукты, которые пользователям требуются для выполнения своей работы, будут продаваться по подписке. Это целесообразно для компаний, которые получат гораздо более четкое представление о своих расходах, и для тех индивидуумов, которым определенное программное обеспечение может не потребоваться, если они не будут снова выполнять такого рода работу. Очевидно, что в долгосрочной перспективе компании зарабатывают больше, поскольку люди платят и продолжают платить, но пока это оправдывает себя в плане продуктивности, проблем нет. Сложная задача для Autodesk и конкурентов в том, чтобы суметь ответить на меняющиеся требования заказчиков. Autodesk полагает, что добивается этого в линейке продукции 360.

Один из аспектов, на котором до сих пор не слишком заострялось внимание, заключается в откровении Autodesk, что рост количества лицензий на комплексы программ осуществляется через фирмы-разработчики, а многие подписки по новой модели поступают от новых заказчиков. Разработчики не оказались маргинализированными, как некоторые опасались, а заказчики стремятся снизить издержки входа при подписке. Самая значительная проблема у компании сейчас – как убедить заказчиков, которые в культурном плане являются антагонистами подписки, в частности, японских заказчиков, воспринимать подписки положительно. А тем временем все другие – Dassault, PTC и Solidworks – предпринимают разные ходы, чтобы переманить не любящих подписку заказчиков к своим продуктам.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.