Публикуется по просьбе ЦНТИ ПРОГРЕСС. Оригинал интервью.
Дмитрий Мареев
Ведущий дизайнер и сооснователь студии промышленного дизайна FORMA,
член Союза дизайнеров Санкт-Петербурга,
золотой лауреат премии "Модулор-2013" в категории «Промышленный дизайн. Профессионалы».
Старший преподаватель политехнического университета.
Сергей Хельмянов
Дизайнер, архитектор,
зав. кафедрой промышленного дизайна СПбГХПА.
Эта профессия существует чуть больше 100 лет, и многие десятилетия дизайнеры находились в авангарде, на самой вершине технологического цикла промышленного производства. И вдруг, в один момент, с наступлением информационной эры, вся эта «тяжёлая промышленность» стала архаичным неповоротливым диплодоком, с трудом реагирующим на вызовы времени и во многом опасающимся этих вызовов. А промышленный дизайн начал стремительно трансформироваться, отрываясь от жесткой связки «промышленность — промдизайн»... В разных странах это происходит по-разному. Вот в такое любопытное время мы живем и работаем!
Часто сталкиваюсь с таким представлением промышленности о дизайне: ну вот мы делаем, производим продукт, но он какой-то кондовый. Пусть дизайнер красиво нарисует и сделает из этого конфетку. И сами промышленники не понимают, что в данном случае говорят о совсем другой профессии, диаметрально противоположной сути промышленного дизайна.
Промышленный дизайн — это и есть тот самый продукт, который производит промышленность, а не его оформление. Дизайн — это междисциплинарные связи внутри проектного процесса, это механизмы ответа на запросы потребителя, пользователя... Это серьезный инструмент рынка. Представьте, что промышленное предприятие выпускает первоклассный в технологическом плане продукт, отменный с точки зрения функциональности, эстетики и т.п., но не запускает механизм продажи этого продукта. Вот так! Выпускает и складывает в ангаре. Абсурд.
Дизайн — такая же неотъемлемая часть промышленного производства, как и технологии, логистика, продажи, продвижение, реклама и т.п. Ведущие компании владеют этим инструментом виртуозно, но часто наша промышленность считает дизайн избыточным бантиком на упаковке. Ну вот и попробуйте соревноваться с Денисом Мацуевым, когда вы первый раз сели за рояль.
Филипп Старк два года проектировал зубную щетку так, чтобы она была дешевле в производстве, чем щетки конкурентов. Добился себестоимости в несколько центов, в итоге эта щетка стоит в магазине десятки евро. А Старк в прессе извиняется перед потребителями за работу маркетологов.
Проект прогулочного теплохода, больше о проекте
Приведу несколько примеров из личного опыта, не называя имен. Есть несколько типов компаний, развивающих сейчас сферу промышленного дизайна.
1. Компании, которые в советское время имели передовые дизайн-отделы, которые потом в силу естественных причин погибли. И сейчас они пытаются возродить дизайн на новом уровне. Это сложно. Но что важно: у руководства есть понимание, что для выживания на рынке, где соперники по регате гребут десятью веслами, не хватит девяти вёсел — нужно задействовать все возможные механизмы. И дизайн — один из них. Однако возникает методологический вакуум: кто будет создавать этот отдел, как создавать, как ставить задачи, как управлять процессом, как интегрировать процесс дизайн-проектирования в процессы сложившегося предприятия... В общем, задач перед руководством ставится очень много, а носителей компетенций для решения просто нет. Как правило это относится к брутальной сфере тяжелой промышленности (судостроение, транспорт, космос и т.д.).
2. Компании, стремительно развивающие дизайн-сферу и находящиеся даже в авангарде рынка. Как правило, это компании потребительского сегмента: бытовая техника, электроника. Например, несколько российских компаний по потребительской технике запускают такие революционные продукты, так смело оперируют дизайном, что европейские лидеры рынка могут только позавидовать. И самое интересное в данном случае, что эти компании не связаны технологическими ограничениями, они проектируют не то, что могут произвести, а то, чего действительно хочет потребитель. А уж производить этот продукт можно где угодно, на самых лучших производственных площадках мира.
Кстати, любопытно, что в этой части активны также компании сервисной сферы. Компании, которые не производят продукт, но которые занимаются его эксплуатацией и в связи с этим сталкиваются с его потребительским несовершенством. Эти компании становятся инициаторами многих дизайн-разработок.
3. Компании, развивающие промышленный дизайн, — это компании, собственно, и продающие дизайн, остроумие, идеи. Это могут быть компании-обладатели уникальных технологий, например композитных материалов и т.п.
На самом деле компаний много, у каждой компании своя экосфера, свой рынок, свой потребитель. Я привел лишь примеры из личного опыта последнего времени. Это далеко не полная картина. Конечно, есть компании, которые считают, что им дизайн не нужен. Ну не нужен — так не нужен.
1. Незрелость потребительского рынка. Рынок просто пуст, не заполнен предложением товаров и услуг — с одной стороны. С другой — класс потребителей, как таковой, тоже пока не сложился.
2. Системная отсталость. У нас есть дизайнеры даже мирового уровня, но у нас нет системы дизайна. Нет профессиональных управленцев — компетентов в области строительства и управления дизайн-индустрии.
3. Принудительное ограничение конкуренции за счет, например, «импортозамещения» или в силу финансового провала, когда потребитель в принципе не может позволить себе мало-мальски пристойный продукт.
Всё это требует времени, усилий, денег. Не только со стороны бизнеса, который как раз эту сферу невзирая ни на что развивает. Нет государственной политики в сфере развития класса потребителей. Более того, само слово «потребитель» в устах чиновников имеет отрицательную коннотацию. А без потребителя нет и быть не может дизайна.
Проект полозатирочной машины, больше о проекте
Компания Рено перед покупкой АвтоВАЗа заказала дизайн-исследование. Я думаю, что маркетинговые и технологические исследования, бизнес-планирование шли своим чередом. Дизайн-исследования и аналитика — отдельная сфера профессии, которой занимаются отдельные специалисты. Методов исследования тоже десятки, в зависимости от поставленных задач…
Если подвести итог, дизайн-проектирование начинается с постановки задач, на основе результатов предпроектного анализа дизайн-исследования, которое начинается с постановки задач. И это только начало. Где-то в этот же период происходит формирование критериев оценки каждого из этапов…
Компании, которые делают грамотный потребительский дизайн, на рынке есть. Их знают многие: бытовая техника Bork, кухонное оборудование ARTEKEY, бренд света Bezhko, TEXET, Yota... Есть дизайн-компании, которые создают успешные продукты для различных заказчиков.
Комплекс термического обезвреживания КТО-200.Ц на основе циклонного реактора, больше о проекте
Я, в свою очередь, расскажу о сути и смысле российского дизайна, его специфике и корнях. Покажу знаковые и значимые российские дизайн-проекты, расскажу о российских дизайнерах. В одной из лекций расскажу и покажу на примерах систему методик дизайн-проектирования, в рамках которой можно найти место и собственному дизайн-методу. Немножко отвлечемся и в развлекательном формате поупражняемся на тему дизайн-метода «Проектное моделирование». Будет интересно!