isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

28 октября 2016

Как повысить качество подготовки инженера в современных условиях

Виталий Артемов, к.т.н., основатель лаборатории Dystlab

«...прогресс науки такой быстрый, что в школе или университете всегда преподают слегка устаревшие знания»

С. Хокинг, Л. Млодинов
«Самая короткая история времени»

Виталий Артемов

Карьера инженера: тогда и сейчас

Говоря о техническом образовании, невозможно не вспомнить знаменитую советскую фразу «Инженер — это звучит гордо». Сохранился ли её смысл в наши дни?

Согласитесь, что гордость за выбранную профессию не может опираться только на традиции: рано или поздно, престиж придется подкреплять фактами, доказательствами. Например, уровнем дохода. В СССР доход среднестатистического инженера составлял примерно 120-160 рублей, что позволяло ему без излишеств содержать небольшую семью. Фактически, единственным условием для старта было наличие у инженера высшего образования, после чего — долгая дорога по вполне предсказуемой карьерной лестнице. И чтобы сбиться с этого пути, нужно было хорошенько постараться (например, спиться или совершить фатальную проектную ошибку).

Двухтысячные, по сравнению с прошлыми годами, открыли инженерам из СНГ новые возможности и горизонты. Во многом это случилось благодаря западным технологиям. Во-первых, процесс проектирования стал лучше автоматизирован, так как на свои рабочие места инженеры стали активно инсталлировать САПР. Во-вторых, открылись перспективы фриланса и разовых проектных работ, чему способствовало развитие Интернета и всевозможных фрилансовых бирж (в том числе, позволяющих работать на международных рынках). В-третьих, наличие высшего образование перестало быть обязательным условием для работы в некоторых частных компаниях, а траектория карьерной лестницы стала допускать резкие подъемы.

Однако, появление новых возможностей спровоцировало и рост требований для их использования. Возросли требования к компетенциям инженера. Система автоматизированного проектирования сама вычисляет напряжения вместо ручного перемножения матриц? OK, но нужно хотя бы понимать принцип работы этой САПР, и купить на неё лицензию. Американская биржа предлагает фрилансеру дневной заработок, соизмеримый с месячной работой в конструкторском бюро? OK, но нужно владеть разговорным английским, иностранными стандартами и технологиями проектирования. И так далее.

Открытие глобальных рынков труда, где каждый инженер может подыскать себе работу в любой точке земного шара, повлекло за собой и глобальную трансформацию системы образования. Настало нелегкое время для старых технических школ. Пришло время перемен: техническое образование уже не может навязывать учащимся своё видение инженерного мира. Более адаптивным и эффективным теперь считается обратный подход, когда прогрессивный и технологичный мир — мир практики — заводит свои наработки и кейсы в образовательные программы. В этом случае, образование следует рассматривать уже не как конечную цель, а как очередную ступень становления инженера.

Профессиональная подготовка инженеров в XXI веке стала конкурентной средой, в которой всё увереннее о себе заявляют альтернативные проекты, платформы, учреждения. Вместе с тем, снижение влияния государственных институтов сами студенты должны воспринимать не как очередную "шару", а как вызов, в первую очередь, для них самих. Чтобы состояться и преуспеть в профессии инженера в наше время, необходимо понять простую мысль: никто не позаботится о вас, кроме вас самих. Роль самообразования выходит здесь на передний план, и возможности, которые открываются перед современным инженером — это горные вершины, для покорения которых нужна упорная и длительная самоподготовка.

Образование в IT

Если провести несложный анализ отраслей, которые выглядят в наше время наиболее привлекательными с точки зрения заработка и условий работы, то пальму первенства получит, очевидно, сфера информационных технологий. Действительно: обеспечить себя высоким доходом, да еще и работать в комфортной обстановке — это ли не мечта любого молодого человека? Однако любопытным является факт, что отрасль IT одной из первых (и, кстати, немногих) поспешила обрести полную независимость от вузовской подготовки, в то время как другие технические отрасли продолжают верить дипломам. Представьте себе ситуацию: в аутсорсинговой компании, расположенной в СНГ и работающей на США, позиции Junior, Middle, Senior распределяются строго в соответствии с оценками из приложения к диплому. Улыбнулись?

Так вот. В определенный момент, в IT не только перестали ждать чуда от классической системы образования, но и всерьез занялись построением своей собственной. Всевозможные курсы, тренинги, мастер-классы, конференции, форумы и прочие ивенты для повышения квалификации кадров — важная часть этой образовательной экосистемы. Многие компании наладили работу внутренних обучающих центров. Предложение автоматически родило спрос, и теперь IT-компании могут позволить брать на работу только лучших (не по диплому, а по факту).

К сожалению, архитектурно-строительная, промышленная, металлургическая и другие, более «старые», отечественные отрасли не могут сегодня похвастаться чем-то подобным, хотя тоже остро нуждаются в профессиональных кадрах. Немаловажную роль в этом процессе должны играть онлайн-технологии, но этот процесс пока не носит массовый характер (по сравнению, например, с той же сферой IT), и на рынке образовательных услуг для инженеров еще мало конкурирующих образовательных центров. В основном, это учебные площадки от различных вендоров, которые обучают конкретным инженерным программам и инструментам (САПР), но не могут обеспечить системную подготовку специалиста без привязки к конкретному программному продукту.

От теории — к практике и нетворкингу

К достоинствам классического (университетского) технического образования обычно относят системную, фундаментальную подготовку специалистов. Но в докладе ЮНЕСКО "Инженерия: задачи, вызовы, перспективы" (2010 г.) Гумбольдтовская модель, лежащая в основе современного технического образования, подверглась справедливой критике. Например, большинство инженерных академий, институтов, университетов перегружают своих студентов математикой, из-за чего молодые люди теряют интерес к обучению, и быстро "сдаются". В докладе речь идет не о том, что математика не важна, а о том, что в основе модели Гумбольдта лежит линейная модель развития инженера, строго разграничивающая науку, технологии и экономическое развитие.

Вполне логично, что подобный подход устарел и не отвечает современным реалиям. Системность, на которую «напирают» адепты классической инженерной науки, достижима не сохранением старой образовательной системы, а как раз ее заменой на новую — проектную, командную, ориентированную на рынок и конечного потребителя услуг. Однако достичь этого почти невозможно без привлечения к образованию практиков — людей, которые собственными руками «щупали» отрасль и могут точно сказать, какие знания и навыки в ней востребованы.

Кроме практики, начинающие специалисты также остро нуждаются в нетворкинге. Студенческая среда, безусловно, развивает у будущих специалистов навыки «горизонтальной» коммуникации, но о полноценном взаимодействии студентов с менторами и представителями заинтересованных технических отраслей говорить пока не приходится. Находясь в определенной изоляции от мира реальной инженерии, государственные технические вузы преуменьшают значимость для студентов таких важнейших деловых качеств и "soft skills", как умение презентовать себя (самореклама и пиар), мобильность, знание иностранных языков и пр. А между тем, именно успешные инженеры, эксперты, лидеры мнений (профессиональное сообщество) могут стать для молодых людей правильными ориентирами и стимулом продолжить работу по специальности. Ведь заводить полезные знакомства и получать рекомендации еще на этапе обучения — нормальная практика в развитых странах мира.

Главной функцией профессионального учебного заведения является подготовка специалиста к его профессии, а не «научить думать» или «научить учиться», как принято полагать. Работодатели обычно мало интересуются причинами, по которым соискатель не соответствует вакансии, поэтому эффективная образовательная система не должна «самоустраняться» после 4-5 лет обучения. Здоровая конкуренция на рынке образовательных услуг — это когда не получив услугу соответствующего качества в одном учебном заведении, есть возможность быстро и эффективно доучиться (или переучиться) в другом.

Дистанционная подготовка инженеров

Лаборатория Dystlab стала одним из первых учебных центров в СНГ по подготовке инженерно-технических работников онлайн. В основу этой инициативы положена идея персонализированного, практико-ориентированного, проектного обучения. Это не привычные MOOC (записанные видеокурсы), а индивидуальная работа тьютора со слушателем, предполагающая полностью интерактивное взаимодействие, ответы на вопросы, обсуждение материала.
Dystlab

Сегодня в проекте Dystlab Education представлено более 90 курсов по механике и проектированию, строительным конструкциям, архитектуре, дизайну, инженерным сетям, машиностроению, металлургии и другим направлениям, и количество курсов постоянно растет. Лаборатория Dystlab сотрудничает с более чем 25 специалистами из разных стран, но не является евангелистом какого-либо бренда, предоставляя слушателю свободу самостоятельно выбирать тот или иной инструмент для своей работы. Услугами этого центра пользуются преимущественно практикующие инженеры, для которых нехватка профессиональных знаний является главным стимулом в обучении.

Для некоторых технических направлений Dystlab уже сегодня обеспечивает полную подготовку специалиста «с нуля». Время обучения в среднем составляет 6-10 месяцев, и позволяет приступить к работе в отрасли еще будучи слушателем курсов.

Помимо онлайн-курсов, команда Dystlab реализовала ряд социальных проектов. Например, открыта библиотека бесплатного инженерного контента Dystlab Library, функционирует социальная сеть для инженеров Dystlab Community. Также заслуживает внимания проект Dystlab Job, в рамках которого любой желающий может пройти бесплатную стажировку и попрактиковаться в выполнении реальных (не учебных) инженерных проектов. Дистанционная стажировка дает возможность стажеру не только пообщаться с опытным ментором, но и быть рекомендованным потенциальному работодателю (при условии успешного завершения). Все эти инициативы абсолютно бесплатны, и нацелены на созидание новой системы технического образования.

В итоге

Проблемы технического образования носят комплексный характер, но они — решаемы, и в этом процессе не обязательно ждать поддержки извне. В лаборатории Dystlab уверены: инженеры в силах самостоятельно изменить систему к лучшему. Чем большему числу инженеров другие инженеры помогут сегодня, тем выше качество жизни у нас будет завтра. От такой коллаборации выиграют все, поскольку приток качественно подготовленных специалистов повлечет за собой повышение требований не только к нынешней системе образования, но и к системе услуг в целом.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.