isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

19 декабря 2016

Полночный блюз, или чем не стал 2016 год для отрасли САПР

Владимир Захаров, руководитель дивизиона AEC в компании АСКОН

Д.Левин: Формат продолжающего isicad-опроса «Какие события рынка САПР в 2016 году вы считаете главными?» весьма свободен, и всё же он оказался слишком жестким для автора этой заметки, который предпочёл изложить своё мнение в форме письма главному редактору, разрешив опубликовать это мнение и свою свежую фотографию, источник которой здесь.
Владимир Захаров дек 2016

Сначала попробую перечислить, чем прошедший год не стал. Он не стал годом решающего перелома в пользу облаков, аддитивных технологий, искусственного интеллекта или интернета вещей. Ах да, ещё тотальная «мобилизация» пользователей, виртуальная и дополненная реальности... Даже годом BIM не стал. Зато стал годом беспрецедентного наводнения человечества материалами по всем перечисленным темам.

А еще он не стал годом, когда большая компания Autodesk прекратила травлю продукта, сделавшего ее великой — AutoCAD. Хотя вполне мог бы стать. Впрочем, почти уверен, что это моя профессиональная аберрация. После полутора десятков лет в разработке ПО, очень трудно не ассоциировать себя с продуктом. Даже целиком принимая, что это лишь средство ведения бизнеса.

Из нового, прошедший год явно показал, что порог вхождения в индустрию инженерного софтвера неприлично вырос. Ожидания клиентов, цены соответствующих инструментов/технологий/инфраструктуры и затраты на продвижение крайне высоки. Результат — теперь никто не может тащить новый проект без чьей-либо помощи. Время одиночек ушло навсегда.

Например, издержки Onshape, связанные с оплатой услуг AWS, роялти и поддержкой технологических компонентов, зарплатой штатных профессионалов и субподрядчиков, созданием и апдейтами экосистемы, а также стоимость глобального продвижения, я навскидку оценил бы в оптимистичные 20 млн. долл. за год. Это означает, что при цене годового аккаунта в 1000 долл. надо поддерживать аудиторию на уровне 20 тыс. платных пользователей лишь для простого покрытия издержек с точностью до налогов. Даже при очень высокой конверсии в 4% получаем необходимость привлечь и обслужить примерно полмиллиона активных пользователей облачной САПР в год. Почти неизвестной рынку системе для выхода на такой режим требуется три-четыре года (снова оптимистично, ведь 1000 долл. — это не 10 и даже не 100) или порядка 70 млн. инвестиций нарастающим итогом. Примерно столько же лет придется их возвращать (если вовремя остановиться, что тоже не факт). Маленькой компании такое просто не под силу.

У явления есть интересный побочный эффект. Трудно представить себе лидеров индустрии, которые построили бы новый продукт рядом с текущей линейкой. Дело тут уже не в деньгах напрямую, а в боязни потерять темпы роста стоимости и хотя бы временно спровоцировать негативные ожидания, что вместе приводит к параличу решений о старте таких проектов. И чем выше ставки, тем ниже вероятность. Безопаснее купить уже состоявшийся продукт, что мы и наблюдаем.

Сложив всё вместе, проще понять, почему Onshape и Renga получают хорошую прессу. Оба проекта находятся в «зоне жизни», хотя и на крайних её границах. Они — надежда человечества. Да, это через 5-10 лет закончится поглощением либо реинкарнацией (не забвением, а почему — отдельный разговор). Но сам факт подобной попытки всегда очень симпатичен, согласись.

И раз уж заговорили об этом, меня всё равно не перестаёт удивлять уплотняющаяся череда безумных приобретений, судьба которых всегда одинакова — раствориться в секторе «прочее ПО» структуры доходов вендора, таким образом выполнившего условия игры «удержи курс акций!» Скажешь, снова проф. деформация? Может быть. «Я с детства угол рисовал!» © Павел Коган.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.