А еще он не стал годом, когда большая компания Autodesk прекратила травлю продукта, сделавшего ее великой — AutoCAD. Хотя вполне мог бы стать. Впрочем, почти уверен, что это моя профессиональная аберрация. После полутора десятков лет в разработке ПО, очень трудно не ассоциировать себя с продуктом. Даже целиком принимая, что это лишь средство ведения бизнеса.
Из нового, прошедший год явно показал, что порог вхождения в индустрию инженерного софтвера неприлично вырос. Ожидания клиентов, цены соответствующих инструментов/технологий/инфраструктуры и затраты на продвижение крайне высоки. Результат — теперь никто не может тащить новый проект без чьей-либо помощи. Время одиночек ушло навсегда.
Например, издержки Onshape, связанные с оплатой услуг AWS, роялти и поддержкой технологических компонентов, зарплатой штатных профессионалов и субподрядчиков, созданием и апдейтами экосистемы, а также стоимость глобального продвижения, я навскидку оценил бы в оптимистичные 20 млн. долл. за год. Это означает, что при цене годового аккаунта в 1000 долл. надо поддерживать аудиторию на уровне 20 тыс. платных пользователей лишь для простого покрытия издержек с точностью до налогов. Даже при очень высокой конверсии в 4% получаем необходимость привлечь и обслужить примерно полмиллиона активных пользователей облачной САПР в год. Почти неизвестной рынку системе для выхода на такой режим требуется три-четыре года (снова оптимистично, ведь 1000 долл. — это не 10 и даже не 100) или порядка 70 млн. инвестиций нарастающим итогом. Примерно столько же лет придется их возвращать (если вовремя остановиться, что тоже не факт). Маленькой компании такое просто не под силу.
У явления есть интересный побочный эффект. Трудно представить себе лидеров индустрии, которые построили бы новый продукт рядом с текущей линейкой. Дело тут уже не в деньгах напрямую, а в боязни потерять темпы роста стоимости и хотя бы временно спровоцировать негативные ожидания, что вместе приводит к параличу решений о старте таких проектов. И чем выше ставки, тем ниже вероятность. Безопаснее купить уже состоявшийся продукт, что мы и наблюдаем.
Сложив всё вместе, проще понять, почему Onshape и Renga получают хорошую прессу. Оба проекта находятся в «зоне жизни», хотя и на крайних её границах. Они — надежда человечества. Да, это через 5-10 лет закончится поглощением либо реинкарнацией (не забвением, а почему — отдельный разговор). Но сам факт подобной попытки всегда очень симпатичен, согласись.
И раз уж заговорили об этом, меня всё равно не перестаёт удивлять уплотняющаяся череда безумных приобретений, судьба которых всегда одинакова — раствориться в секторе «прочее ПО» структуры доходов вендора, таким образом выполнившего условия игры «удержи курс акций!» Скажешь, снова проф. деформация? Может быть. «Я с детства угол рисовал!» © Павел Коган.