Широкая специализация томской компании «Интеграл», безусловно, заслуживает подробного представления, и я надеюсь, что мы сможем подготовить соответствующую публикацию. Сейчас ограничусь цитированием нескольких фраз из хорошо разработанного сайта компании: «Научно-производственная компания «Интеграл» – это современная многопрофильная организация, сформированная по принципу инженерно-технологического холдинга полного цикла... Компания берет свое начало с бренда «НПКЦ «Интеграл», который был основан в 2004 году военными инженерами – выпускниками физико-технических факультетов Томского государственного и Томского политехнического университетов...».
Осмелюсь высказать своё сугубо непрофессиональное (в смысле архитектуры) мнение относительно явно выдающегося творчества Захи Хадид. Оно вызывает у меня ассоциации с высокой модой (haute couture): нельзя не восхищаться креативностью, фантазией, красотой, мастерством и т.д., а также нельзя не признавать прямое и косвенное, немедленное и долгосрочное влияние на формировании массовых вкусов и развитие всей индустрии. Однако из этого не следует, что некоторые конкретные произведения оптимальны и комфортны в их непосредственном повседневном использовании в реальной среде, окружающей обычного человека... Итак, давайте восхищаться.
Заха Хадид (1950, Багдад, Ирак — 2016, Майами, США)
Архитектура обладает очень важным свойством — считываемостью. Она всегда олицетворяет время, развитие общества, наши стремления и мечты. Она создается людьми и для людей, и именно архитектура позволяет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Любое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Но иногда она уходит далеко вперед, отражая футуристические мечтания, опережающие свое время. Эта архитектура ждет своего часа на бумаге множество десятилетий, прежде чем обрести форму и переродиться из идеи в здание.
Так и произошло с идеями самой влиятельной женщины в мире архитектуры — Захи Хадид. Ее идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновляя и поражая фантазии миллионов людей.
«Бумажный» архитектор
Получив математическое образование в Американском университете Бейрута (Ливан), Заха Хадид переезжает в Лондон ради обучения в архитектурной школе Архитектурной ассоциации. Ее наставником станет великий голландский архитектор Рем Колхас. Заметив талантливую студентку, Колхас приглашает Хадид сразу же после окончания школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. Там она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.Архитектурное бюро OMA Рема Колхаса. Обложка первого издания художественного журнала Viz (1978)
Проект оперного театра залива Кардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн Хадид
Начало успеха
Первое здание ей удалось построить лишь в 1993 году — маленькую пожарную часть для мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealth. Летящие козырьки-крылья напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.Пожарная часть компании — производителя дизайнерской мебели Vitra. Вайль-на-Рейне, Германия (1994)
Жилой комплекс Spittelau Viaducts. Вена, Австрия (1994—2005)
Мост Шейха Зайда. Абу-Даби, ОАЭ (1997—2010)
На стыке тысячелетий Заха Хадид начинает получать все больше заказов. Тогда были реализованы проект автостоянки и вокзала в Страсбурге и трамплин «Бергизель» в австрийском Инсбруке, входящем в олимпийскую арену. На строительство трамплина ушло 15 месяцев и порядка 15 миллионов евро. За эту работу Заха Хадид получила австрийскую государственную архитектурную премию.
Вокзал Hoenheim-North и паркинг. Страсбург, Франция (1998—2001)
Лыжный трамплин Bergisel. Инсбрук, Австрия (1999—2002)
Первая женщина-архитектор в истории
Перед тем как Хадид получила премию Притцкера, у нее был реализован лишь один масштабный проект — Центр современного искусства Розенталя в провинциальном Цинциннати. Начало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере Хадид и первым проектом в США.Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати. Огайо, США (1997—2003)
Витиеватые лестницы Центра современных искусств Розенталя
От деконструктивизма к параметризму
Говоря о своем стиле, Заха Хадид отмечала, что ощущала тяжеловесность традиционных зданий. Монолитность и «геометризм» их облика вызывал у нее протест. В своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повторяющие природные силуэты. Каждый проект она рассматривала индивидуально, учитывая особенность пейзажа и ландшафта.«Взгляд на Мадрид». Рисунок Захи Хадид (1992)
Эскиз Центра Гейдара Алиева в Баку
Такой подход к работе позволяет создать «идеальное» здание, без изъянов, недочетов. Но только внешне. Спустя пару лет это направление становится настолько популярным, что скопировать и растиражировать его не представляет никакого труда. Постепенно такая архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.
Путь наверх — «антигравитационная» архитектура
В 2010 и 2011 годах Хадид стала дважды подряд обладательницей престижной британской премии Стерлинга за здания Национального музея искусств XXI века в Риме и средней школы Evelyn Grace Academy в Лондоне.Центр водных видов спорта в Лондоне
Проект, построенный специально для Олимпийских игр, стал одним из самых популярных творений Хадид. Но главное очарование этого сооружения совсем не в дизайне, а в его возможностях. Во время Олимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с тремя бассейнами; после нее превратилось в компактное строение для легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.
Олимпийский комплекс для водных видов спорта, Лондон, Великобритания (2005—2010)
Схема трансформации центра после Олимпийских игр — 2012 в Лондоне
Культурный центр Гейдара Алиева в Баку
Культурный центр Гейдара Алиева. Баку, Азербайджан (2007—2012)
Проект культурного центра Гейдара Алиева
Фасады, сечения и форма кровли-обертки
Вместо заключения. Критика архитектуры Хадид
Последние годы карьеры Хадид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. Ее начинают ругать за то, что пространство в зданиях используется неэффективно. Например, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным для эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. Помимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании. Критиковали даже тот факт, что Хадид строила здания преимущественно в Китае и в нефтяных деспотиях Ближнего Востока, где не соблюдаются права человека.Многофункциональный комплекс Galaxy SOHO. Пекин, Китай (2008—2012)
Другой проект Хадид для Олимпийских игр 2020 года в Токио некоторые называют «велосипедный шлем, который плюхнулся на японскую столицу с небес».
Проект Национального стадиона к Олимпиаде 2020 года. Токио, Япония
Стадион «Аль-Вакра» для чемпионата мира по футболу — 2022. Катар (2013 — не достроен)
В конце 2015 года Заха Хадид попала в список 100 самых влиятельных людей в художественном мире по версии ресурса artnet.com, а журнал Wired включил ее в число 100 мировых лидеров идей. В феврале 2016 года она стала первой женщиной, удостоившейся золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшей национальной награды. Противоречивая легенда современной архитектуры скончалась от сердечного приступа в Майами 31 марта 2016 года.
Источники
Умерла архитектор Заха ХадидУдивительные здания, созданные женщинами
Zaha Hadid, 1950—2016: an appreciation
Заха Хадид окончательно стала легендой