Одной из таких инновационных компаний является группа компаний «Прогресстех».
ГК «Прогресстех» успешно работает на российском и международном рынке услуг в области авиастроения и проектирования аэропортов и инфраструктур уже более 25 лет; насчитывает более 1000 сотрудников и имеет дочерние структуры в России, ближнем и дальнем зарубежье. Следует отметить, что в компании активно применяются самые современные программные комплексы. Так в Инженерном департаменте в авиакосмическом комплексе успешно используются такие программные решения как CATIA, HyperWorks, solidThinking, MSC NASTRAN/MSC PATRAN, ABAQUS.
В Департаменте проектирования аэропортов и инфраструктур также применяются отдельные специализированные решения, в частности, системы имитационного моделирования деятельности пассажирского терминала (CAST), а также CAD/CAE инструменты для решения отдельных проектных задач.
В 2015 году руководством компании было принято решение по переходу от традиционной технологии реализации проектов объектов строительства в 2D на технологию информационного моделирования. Как уже было отмечено, это решение было принято абсолютно осознанно, т.к. собственный опыт компании подтверждал эффективность такого перехода. Вопрос стоял только в выборе оптимального пути для перехода на BIM. Осенью 2015 года компания «Конкуратор» была приглашена на участие в закрытом конкурсе на роль консультанта по внедрению BIM. Так началось наше знакомство и последующее успешное и взаимовыгодное сотрудничество.
Что нужно, чтобы BIM взлетел?
1. Корпоративная культура
По поводу методик внедрения BIM в последние годы написано немало статей, проведено множество семинаров, форумов и других мероприятий. И в целом сформированы основные подходы к внедрению, главными составляющими которого являются люди, процессы и технологии. Тем не менее, каждая организация, как правило, проходит свой индивидуальный путь и говорить однозначно, что этот путь «эталонный» не приходится. C нашей точки зрения решающими являются аспекты, связанные с внутренней организационной культурой компании: когда топ-менеджмент, руководители всех уровней и рядовые специалисты образуют команду единомышленников, у которой есть общая миссия и общие цели. При этом очевидно, что решающую роль в создании и поддержании корпоративной культуры играет руководство компании.При внедрении BIM главным изменением, главным культурным сдвигом является организация процесса совместной разработки и использования информационной модели, основанного на активном сотрудничестве всех участников проекта. Понимание и осознание того факта, что сводная многодисциплинарная модель может сэкономить много человеко-часов лишь за счет правильно организованного совместного использования проектной информации, является ключевым и роль руководства компании в организации нового технологического процесса является решающей.
Для того чтобы понять на каком уровне находится корпоративная культура, достаточно одного-двух посещений организации и общения с руководством и специалистами. Когда мы впервые посетили Департамент проектирования аэропортов и инфраструктур, которым руководит заместитель генерального директора Сергей Александрович Усанов, то сразу ощутили атмосферу команды профессионалов, абсолютно точно понимающих и осознающих свои цели и задачи. Эта атмосфера отражалась во всех мелочах - и в порядке на рабочих местах специалистов и в организации пространства для работы и быта и в продуманности устройства переговорных с мультимедийными устройствами и функционально подобранной мебелью, и самое главное, в культуре общения сотрудников.
Также следует отметить абсолютно правильный подход к назначению ответственных за внедрение BIM -- главных инженеров проекта и их помощников. Дело в том, что очень часто эту миссию поручают руководителям IT служб, что делать категорически нельзя, поскольку они по долгу своей службы не владеют знаниями проектировщиков в части технологии разработки проекта и специфики взаимодействия всех смежных специальностей.
Классические подходы к внедрению BIM рекомендуют вначале определиться с BIM-стратегией организации: четко сформулировать цели и задачи применения BIM, оценить существующие внешние и внутренние предпосылки, а также риски перехода на BIM, определить, какую ценность для развития бизнеса принесет BIM, оценить финансово-экономические факторы и другие аспекты. Командой «Прогресстех» этот анализ был проделан самостоятельно и как уже было отмечено, вопрос “идти или не идти в BIM” для них не стоял. На очереди был вопрос «как идти?».
2. BIM-образование
Из трех составляющих успеха внедрения -- люди, процессы, технологии, очевидно, что люди являются ключевым звеном. И корпоративная культура в этой составляющей, безусловно, главный элемент. Но для успешного внедрения одной корпоративной культуры недостаточно, необходимо еще единое понимание всеми сотрудниками организации сущности концепции BIM; единое понимание возможностей этой технологии на данном этапе ее развития (следует избегать завышенных ожиданий, развеивать миф про «красную кнопку»); единое понимание и принятие новых, достаточно жестких требований к организации проектного процесса на основе BIM.Для формирования такого единого понимания сущности концепции BIM, эффективных способов применения этой технологии на различных стадиях инвестиционно-строительного проекта, функциональных возможностях, достигаемых результатах, а также в целях ознакомления со специфичной BIM-терминологией, лучшими мировыми практиками и подходами по внедрению технологии информационного моделирования зданий и сооружений был организован и проведен вводный образовательный курс практически для всех сотрудников департамента проектирования аэропортов и инфраструктур, включая топ-менеджмент компании. Курс получился по-настоящему интерактивным. И на нем мы еще раз оценили высокий командный дух, царящий в компании, и желание получать новые знания, которые помогли конкретизировать цели и сформулировать задачи внедрения BIM, а также определить дальнейшие шаги в соответствии с рекомендациями, основанными на лучших мировых практиках.
3. Выбор программных решений BIM и профильное обучение специалистов
Выбор программных решений по факту был определен заранее -- это решения компании Autodesk (программные комплексы), которые уже были несколько лет назад приобретены и использовались частично. В частности, применялся Civil 3D для организации рельефа, генплана и наружных сетей и конечно AutoCAD, как основной CAD-инструмент.Для проведения обучения профильных специалистов по Autodesk Revit и Navisworks, включая главных инженеров проекта, были сформированы учебные группы и согласованы программы обучения.
4. Регламентация BIM-процессов и выполнение пилотного проекта
Еще одним важным показателем, влияющим на успешность внедрения BIM в организации, является наличие документов, регламентирующих основные рабочие процессы и, в частности, процесса разработки проектной документации. Это связано с тем, что реализация процесса проектирования с применением BIM требует строгого соблюдения разработанных в организации регламентов и стандартов и вероятность того, что эти регламенты будут соблюдаться значительно выше в компаниях, которые уже имеют опыт их разработки и реализации. Следует отметить, что во многих организациях такие документы формально существуют в рамках системы менеджмента качества, но, как правило, затрагивают процессы только самого верхнего уровня.Организация проекта и пилотный объект
Предпроектный аудит процессов информационного обмена, проведенный нашей компанией в ГК «Прогресстех» показал, что в Департаменте проектирования аэропортов и инфраструктур регламенты существуют и реально работают в рамках системы менеджмента качества, причем на уровне непосредственной реализации проекта. Так в СМК прописана структура папок проектов, которая размещена на корпоративном сервере, содержащая в том числе папки для обмена внешними ссылками, прописаны общие правила именования файлов, в компании разработаны общие шаблоны AutoCAD.После окончания специализированных учебных курсов была сформирована пилотная группа в количестве 13 человек, по 1-2 человека по архитектурному, конструктивному и инженерным разделам проекта. Все участники пилотной группы были освобождены от ежедневных проектных обязанностей и полностью погрузились в освоение новой технологии. Руководством «Прогресстех» было решено участников пилотной группы после обучения технологии BIM больше не возвращать на классическую 2D технологию проектирования.
В качестве объекта было выбрано административное здание аэропорта. Проект находился на завершающей стадии разработки и был выбран, в том числе, для проверки согласованности принятых проектных решений.
Пилотный объект
Для старта пилотного проекта в качестве регламентирующего документа был принят открытый шаблон BIM-стандарта организации для платформы Revit (первая версия), разработанный нашей компанией.
Отдельное внимание мы уделили разработке Плана реализации BIM-проекта (BEP), который формировался на специально посвященных этой теме предпроектных совещаниях пилотной группы. Следует отметить, что по ходу пилотного проекта план корректировался и дополнялся за счет полученного практического опыта.
План реализации BIM-проекта
Особенно тщательно разрабатывалась структура среды общих данных (CDE) и регламент коллективной работы в этой среде, который задавал правила работы в четырех областях (WIP, SHARED, PUBLISHED, ARCHIVE).
Структура каталогов среды общих данных проекта
Правила именования файлов (фрагмент общей схемы)
- создание сводной модели (путем импорта из Revit файлов по отдельным разделам проекта в формате *.NWC);
- формирование списка проверок, которые необходимо провести (матрица коллизий);
- проведение проверок и формирование журнала коллизий с определением ответственных за их устранение.
Матрица коллизий (фрагмент)
«Первый год, полет нормальный!»
На данный момент в департаменте проектирования аэропортов и инфраструктур ГК «Прогресстех» запроектировано уже более десятка отдельных объектов инфраструктуры с применением технологии BIM на базе новых процессов. Сформирован BIM-стандарт организации. Команда BIM расширяется. Для BIM-проектировщиков выделено отдельное помещение с открытой планировкой (open space).Для заказчиков наряду с традиционной ПСД представляются в том числе 4D-модели отдельных сооружений. На очереди стоит 5D и перспектива предложения услуг по формированию 6D-моделей.
Башня аэродромного командно-диспетчерского пункта
Заключительные выводы
Вывод №1: переход на BIM для инновационной компании является естественным этапом ее развития.Вывод №2: наличие в организации соответствующей корпоративной культуры имеет решающее значение для успешного выстраивания новой технологии.
Вывод №3: BIM-процессы надо тщательно планировать и регламентировать.
Вывод №4: изобретать свой уникальный BIM-велосипед рискованно, дорого и малоперспективно. Рациональный подход к внедрению – это использование лучших мировых практик и рекомендаций консультантов, являющихся носителями этих практик, и наработка собственного опыта в условиях реализации своих проектов в новых условиях.