isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

4 января 2018

Smart City в России: государство VS бизнес

Ирина Лукина, специально для ИННОПРОМ

INNOPROM View AR


Д. Левин: Летом 2016 года я принял участие в грандиозной ежегодной екатеринбургской международной выставке-форуме ИННОПРОМ и подробно описал свои впечатления (1, 2, 3, 4). С тех пор я регулярно получаю от организаторов ИННОПРОМ различные информационные сообщения и другие интересные материалы, которые в ряде случаев я с удовольствием воспроизвожу для читателей isicad.ru. В частности, организаторы форума-выставки поддерживают серию публикаций под общим названием «INNOPROM View: кейсы новой промышленности», и сегодня я представляю вам один из свежих материалов этой серии.
Все статьи этой рубрики можно посмотреть здесь.

Ссылка на предстоящий ИННОПРОМ-2018 приведена в конце данной публикации.

На всякий случай привожу картинку «Что такое Smart City» из упомянутой ниже публикации от Frost & Sullivan:

Что такое Smart City FrostSullivan

Smart cities (умные города) — это города, построенные на «умных» решениях и технологиях, которые обеспечивают внедрение, по крайней мере, 5 из 8 следующих умных параметров: умной энергии, умного строительства, умной мобильности, умного здравоохранения, умной инфраструктуры, умного управления и образования, умного гражданства

По различным оценкам, объем решений «умного города» в России по итогам 2017 года может составить 46,6 млрд рублей. При этом влияние бизнеса на дорогие smart-проекты продолжает оставаться минимальным. Государство обеспечивает более 80% спроса, но пока не сформировало единый подход, из-за чего часть направлений Smart City провисает.

О том, какие проекты Smart City «взлетели» и стали выгодными для бизнеса, а в каких сегментах пока «неуютно», читайте в ИННОПРОМ VIEW.

ИННОПРОМ умные города

Госмонополия «умных городов»

В мире продолжает интенсивно развиваться инфраструктура «умных городов». Если в 2011 году еще ни один мегаполис в мире не обладал этим статусом, то уже к 2025 году ожидается появление 26 таких городских пространств, прогнозирует консалтинговая компания Frost & Sullivan. По оценкам исследователей Marketsandmartets, мировой рынок «умных городов» уже за 2017 год достигнет 424,7 млрд долларов, а к 2020 году вырастет почти в три раза ― до 1,2 трлн долларов. В среднем ежегодный прирост рынка будет составлять 23,1%.

Так называемые «умные города» построены с помощью интеллектуальных продуктов, интегрированных с IT-технологиями. За счет этого «умная система» самостоятельно выполняет оптимальные операции, показывая высокие показатели эффективности. Статус «умного города» присваивается мегаполисам, внедрившим и развивающим smart-решения в сфере энергетики, здравоохранения, строительства, транспортировки, образования и управления.

К развитию smart-инфраструктуры уже приступили и российские города. В первую очередь речь идет о Москве, которая в 2017 году вошла в топ-7 интеллектуальных сообществ по итогам конкурса Intelligent Community Forum.

В столице в течение последних лет внедряют интеллектуальные системы в нескольких направлениях. Для москвичей организуют электронные сервисы, чтобы облегчить запись к врачу или оплатить пошлину. На дорогах внедряется транспортная система Smart City, чтобы информировать водителей о погоде, загруженности трасс и мониторить дорожное движение. В парках и пешеходных зонах Москвы, в общественном транспорте устанавливаются точки доступа Wi-Fi и т. д.

Все эти технологии внедряются преимущественно за счет государственных программ цифровизации и автоматизации. На Москву приходится больше всего бюджетного финансирования: в 2016 году — более 50% финансирования в сегменте «Безопасного города» (системы отслеживания ситуации в городе в режиме online). По итогам 2017 года, прогнозируют в iKS-Consulting, вливания в этот проект вырастут до 83% (т. е. до 38,7 млрд рублей) рынка технологий «умного города».

ИННОПРОМ умные города

Перебои в SMARTизации

Государственный сектор, генерируя более 80% всех доходов российского рынка IoT, играет ведущую роль в его стимулировании. С другой стороны, несистемный подход муниципалитетов как основного инвестора неоднозначно сказывается на его развитии. Например, далеко не все регионы имеют стратегический план развития программ Smart City, из-за чего проекты реализуются разрозненно и хаотично, по принципу «что быстрее принесет прибыль», как, например, программа «Безопасный город», позволяющая обеспечивать стабильные доходы в бюджет за счет штрафов.

Для универсального системного подхода нужно решить ряд сопутствующих задач: создать единый стандарт внедрения концепции «умный город» и доработать законодательную базу, считает генеральный директор Национального исследовательского института технологий и связи (НИИТС) Александр Минов. По его мнению, это позволит определить правила игры для бизнеса, готового вложиться в реализацию городских smart-проектов, и для игроков IoT-рынка, поставляющих муниципалитетам решения.

ИННОПРОМ умные города

Тем временем в 2018 году стартует проект «Умный город» Сочи» на принципах частно-государственного партнерства. Концепцию программы и стратегию ее внедрения разработал НИИТС. Частный инвестор вложит около 380 млн рублей в направление по созданию интеллектуальной транспортной системы, включающей бесконтактную карту горожанина, которой можно оплачивать проезд, а также другие муниципальные услуги (кинотеатр, поликлиника, пляж и т. д.).

«За счет одного инвестора город приобретает базу для внедрения других систем. Это само по себе является позитивным фактором для регионов», ― заключил гендиректор НИИТС.

Городской интеллект по контракту

Помимо «Безопасного города» smart-технологии в России присутствуют в других направлениях «умного города», пусть и по минимуму. На протяжении последних лет доля таких решений в энергоэффективных проектах в общем объеме рынка составляла не больше 6%.

Рост применения был незначительным: в 2014 году траты составили 2,4 млрд рублей, в 2016 году ― 2,7 млрд рублей. По итогам 2017 года iKS-Consulting ожидает рост до 2,8 млрд рублей.

Основная часть проектов в энергоэффективности связана с модернизацией систем уличного освещения, чаще всего по схеме энергосервисного контракта (за счет заказчика и в счет достигнутой в ходе реализации проекта экономии). Вследствие ограниченности госфинансирования в данном сегменте именно эта модель пока наиболее перспективна.

Лидерами в области внедрения новых информационных технологий и драйверами развития рынка комплексных решений в ЖКХ выступают операторы связи. Крупные игроки рынка приступили к отработке правил игры на поле «умных городов», не дожидаясь, когда это сделает государство. Совместные решения отрабатываются на базе Иннополиса в Татарстане. Осенью этого года «МегаФон» приступил там к установке комплексного решения удаленного учета и контроля ресурсов ЖКХ на базе NB-IoT.

«Ростелеком» включился в пилотный проект «Умный город» в городе Сатка Челябинской области. Оператор выступает в качестве инвестора, оплачивая модернизацию городского освещения, и в течение шести лет будет самостоятельно обслуживать установленное оборудование.

ИННОПРОМ умные города

Интеллектуальные технологии в электросетевом комплексе России начали внедрять сетевые компании. Первые пилотные проекты запускает «Ленэнерго», о разработках интеллектуальных сетей под нужды местного ТЭК договорились итальянская компания Enel и Россети.

Для обеспечения безопасности требуется внедрение «умной» электрической сети (например, Smart Grid), которая может оптимально интегрировать действия всех подключенных к ней пользователей. Такое оборудование позволяет автоматизировать процесс передачи электроэнергии, отслеживать, на каких участках происходят ее потери, сокращать перебои в электроснабжении.

ИННОПРОМ умные города

По мнению замдиректора по перспективному развитию «БЭСК Инжиниринг» Юрия Радыгина, основная часть технологий Smart Grid, разработанных за рубежом, не может быть использована в сетях РФ и СНГ. Причина тому — существенные технологические отличия электроэнергетической инфраструктуры России от западных стран.

Ожидается, что сформулирует стандарт «умного города» в секторе энергоэффективности и закрепит его законодательно госпрограмма «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная в июле 2017 года. Этот документ определяет цели, задачи, направления и сроки реализации госполитики по созданию условий для развития цифровой экономики во всех сферах социально-экономической деятельности. Под ее требования будет модернизировано законодательство либо приняты постановления, снимающие спорные вопросы в регулировании. Раздел «Умный город» в эту программу вошел, но пока находится в разработке.

Проблемы цифровизации и Интернет вещей в городском хозяйстве ежегодно обсуждаются на международной промышленной выставке ИННОПРОМ. Ожидает ли нас развитие интернета вещей в энергетике, коммунальном и жилищном хозяйстве, и каким оно должно быть? По каким принципам выбирать технологии? Как сочетать компетенции и выстраивать взаимодействие для развития проектов? На эти вопросы предприниматели и эксперты отвечают в рамках форума «Технологии для городов», который включен в деловую программу ИННОПРОМ-2018.

ИННОПРОМ умные города

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.