АО «Звезда-Энергетика» (Санкт-Петербург) специализируется на комплексных энергетических решениях для газовой и нефтяной отраслей и промышленности: производстве и строительстве объектов автономной энергетики на базе дизельных, газопоршневых и газотурбинных двигателей.
Работа над судовым дизель-генератором ZE1600KZ для вспомогательного флота по проекту ЦМКБ «Алмаз» началась в середине 2015 года. Изначально в проекте судна (морской транспорт вооружения проекта 20181 «Академик Макеев») были заложены высокооборотные дизель-генераторы немецкой фирмы MTU. Однако в силу внешних обстоятельств импортный агрегат потребовалось заменить на отечественный, соответствующий требованиям Российского морского регистра судоходства (РМРС).
Рынок судовых дизель-генераторов и их комплектующих в России ограничен, ведь, как правило, они производятся для военных нужд. Перед компанией «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» стояла цель создать дизель-генератор модификаций 1000 и 1600 кВт для спроектированного и, что усложняло задачу, уже строящегося на верфи судна — то есть вписаться в имеющиеся габариты машинного отделения, максимально сохранив фундамент и присоединительные размеры судовых систем.
Модель судового дизель-генератора ZE1600KZ
Главный конструктор АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» Андрей Кострыгин рассказывает о ходе проекта
Андрей Кострыгин, главный конструктор АО «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА»:
«Работа по созданию дизель-генератора велась совместно с проектантом судна с минимальными изменениями конструкции фундаментов и внешних систем. Наиболее тяжелыми были решения по подводу силовых кабелей, трубопроводов выпускных газов и воздухоснабжения, а также ограничения в конструкции машинного отделения и проработки монтажа агрегатов на фундаменте, поскольку все это на момент старта работ над дизель-генератором было уже построено и смонтировано на верфи. В результате совместной работы на базе дизельного двигателя производства ОАО «Коломенский завод» были созданы дизель-генераторы мощностью 1000 и 1600 кВт, которые в перспективе можно широко применять в гражданском судостроении, также у них есть перспектива применения и для наземных энергетических объектов.
Работая над сборкой агрегата в САПР КОМПАС-3D от компании АСКОН, наши конструкторы размещали агрегаты и оборудование, поэтому нам были необходимы их модели. Некоторые модели предоставляли поставщики оборудования, часть выполнялась нами самостоятельно. Наиболее сложной моделью является дизельный двигатель «Коломенского завода»: нам предоставили 3D-модель, но для облегчения работы необходимо было ее значительно упростить. Было уменьшено количество деталей, не влияющих на компоновку агрегата, а также упрощены некоторые узлы и детали. Совместно с проектантом судна ЦМКБ «Алмаз» мы доработали компоновку дизель-генератора и машинного отделения, где должны быть размещены агрегаты и их системы».
Главным вызовом для компании «ЗВЕЗДА-ЭНЕРГЕТИКА» было создать надежный агрегат, не уступающий импортному аналогу по мощности, соответствующий требованиям РМРС и экологическим показателям IMO Tier 2, реализованный при этом в требуемых проектантом судна габаритах.
Упаковка дизель-генератора для отгрузки заказчику
Дизель-генераторы ожидают отгрузки