isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

17 мая 2018

Построение корпоративной MDM-системы по управлению нормативно-справочной информацией на основе T-FLEX DOCs Line

Игорь Петров, главный системный архитектор, АО «ВНИИРТ»

Петров MDM

По просьбе компании Топ Системы воспроизводим статью, опубликованную в апрельском выпуске журнала «САПР и графика» под заголовком «Построение корпоративной MDM-системы по управлению нормативно-справочной информацией».
Главной продукцией научно-исследовательского предприятия является научно-техническая документация на новое и перспективное изделие. В свою очередь, качество будущего изделия начинается с качественной и актуальной документации. Документация же, как правило, на 30% состоит из стандартизованных (условно-постоянных) составляющих — MDM-данных (Master Date Management — это набор процессов и инструментов для управления мастер-данными в единой информационной системе и на всем предприятии). Задача по управлению такими данными для IT-подразделений и предприятия в целом является ключевой, поэтому грамотная работа с MDM-данными принесет бизнесу прибыль и повысит эффективность бизнес-процессов предприятия. Реализация такой задачи возможна путем внедрения современных методик по управлению нормативно-справочной информацией (НСИ) и, как следствие, — построения корпоративной MDM-системы.

На сегодняшний день на рынке существует большой выбор таких систем. Все вендоры (компании — производители программного обеспечения) систем подобного уровня не могут предоставить потребителю «коробочный» вариант, который бы удовлетворял всем требованиям конечного потребителя. Усложняет внедрение систем подобного уровня еще и то, что MDM-система приобретается как отдельная или как самостоятельная система, что в итоге требует дополнительных расходов на внедрение, интеграцию с другими системами и затрат на последующее содержание множества систем разного направления решаемых задач.

Российские предприятия с долгой историей имеют, как правило, большой архив бумажной документации, и все процессы предприятия настроены на работу по «бумажным технологиям». Это существенно осложняет процесс внедрения современных IT-технологий, а выстраивание методик по управлению НСИ требует от команды внедрения большого профессионализма, упорства и огромного желания реализовать поставленные задачи. В нашем же случае мы строим все системы на одной платформе, что позволяет делать бесшовные интеграции и снижать затраты на содержание информационных систем. Также следует отметить, что такой подход позволяет резко сократить сроки внедрения, а пользователи проще и быстрее проходят адаптацию к новому функционалу.

Внедрение

Перед началом реализации данного проекта мы ставили перед собой следующие задачи:
  • Обеспечить целостность данных (на бумаге, в PDM- и ERP-системе).
  • Обеспечить эквивалентность сущностей по схеме «спецификация = закупка комплектующих = отпуск комплектующих со склада».
  • Обеспечить возможность сделать ЭСИ (электронная структура изделия по ГОСТ 2.053) главным конструкторским документом.
  • Интегрировать MDM-данные с прикладными системами (Altium Designer, T-FLEX CAD, «1С» и др.).
  • Внедрить процедурный подход по управлению НСИ.
  • Иметь возможность взаимодействовать с другими MDM-системами.
Для получения в максимально короткие сроки положительного результата от внедрения необходимо было проделать следующую работу:
  • Разработать четкую и понятную для всех пользователей методику работы в системе. Максимально точно, но в то же время простым языком дать описание действий по принципу «как должно быть», «что должно быть» и «когда должно быть».
  • Разработать необходимую организационно-распорядительную документацию, тем самым задействовать административный ресурс и разделить права и обязанности всех участников данного процесса.
  • Правильно сконфигурировать и подготовить техническую часть проекта, сделав работу в системе максимально удобной.
Для реализации данного проекта используется отечественная PLM-платформа T-FLEX DOCs Line, где в качестве MDM-системы выступают базовые справочники системы, адаптированные под задачи предприятия.

На сегодняшний день под объектами MDM-системы понимаются те справочники, данные из которых попадают в ЭСИ. На нашем предприятии ЭСИ является обязательным конструкторским документом, что в итоге позволяет получать текстовые отчеты спецификаций, ведомостей покупных изделий, заявок на закупку и прочего непосредственно с ЭСИ запрашиваемого узла или с изделия в целом.

Для обеспечения целостности данных между системами необходимо одну и ту же запись четко идентифицировать по некому ключу. В данном случае мы проводим идентификацию по ID (идентификатору записи). В таком случае запись появляется изначально в первичной системе и далее транслируется «как есть» или с дополнениями в другие системы, в нашем случае — в Altium Designer и «1С».

Для четкой координации действий пользователей внутри системы необходимо разграничить зоны ответственности, после чего каждый новый элемент MDM-системы уже может вводиться только ответственным специалистом по электронной заявке. При этом система должна уметь управлять электронной заявкой по настроенному бизнес-процессу. Например, при вводе нового электрорадиоизделия (ЭРИ) в системе запускаются два бизнес-процесса:

  • ввод только обязательных реквизитов (для формирования ЭСИ);
  • ввод всех необходимых данных для интеграции с Altium Designer (условно графическое обозначение, 3D-модели и т. д.).
В приведенном на рис. 1 примере заполнения электронной заявки на ЭРИ пользователь заполняет все поля и запускает на согласование процесс ввода предлагаемого элемента. При получении положительного результата согласования элемент появится во всех применяемых системах автоматически.
Построение корпоративной MDM-системы

Рис. 1. Электронная заявка на ввод

Используя процессный подход, можно четко сказать, сколько времени уходит на обработку заявки, сколько заявок в день или в месяц обрабатывается и т. д. Весь учет работ происходит прозрачно внутри самой системы. Например, на обработку группы заявок на ввод ЭРИ по одному и тому же нормативному документу уходит в среднем три часа. В день один специалист обрабатывает около 50-60 заявок.

В нашем случае специалисты по вводу MDM-данных являются совместителями с основной работой.

Обязательной составляющей представляется, конечно же, воля руководителя высшего звена. Для этого команда внедрения должна обеспечить данный проект четкой организационно-распорядительной документацией. Названная задача не всегда является простой, поскольку нелегко организовать правильную работу в подразделениях предприятий, имеющих особенности, связанные с их многолетней историей, а для правильной работы системы необходимо максимально точно организовать информационное пространство каждому пользователю системы.

Используя корректные MDM-данные и правильную архитектуру решения, нам удалось настроить бесшовную интеграцию с такими электротехническими САПР, как Altium Designer, где разработчик печатной платы использует один и тот же элемент из MDM-системы непосредственно в интерфейсе его прикладного САПР. Далее по цепочке проектирования разработчик печатной платы передает свою часть работы конструктору для формирования конструктивных особенностей изделия в единой для всех участников системе и по понятным для всех правилам.

Принцип работы системы наглядно показан на примере следующей цепочки: «Ввод данных в MDM-систему» — «Разработка печатной платы» — «Разработка конструкции» — «Формирование заявки на закупку комплектующих» (рис. 2-5).

Построение корпоративной MDM-системы

Рис. 2. Ввод данных в MDM-систему

Построение корпоративной MDM-системы

Рис. 3. Разработка печатной платы

Построение корпоративной MDM-системы

Рис. 4. Разработка конструкции

Построение корпоративной MDM-системы

Рис. 5. Формирование заявки на закупку комплектующих

На самом деле описанный выше пример — это лишь частный случай работы системы. В целом же, уже полученные и правильным образом обработанные данные являются данными для всех служб и подразделений предприятия. Схематично работа системы показана на рис. 6.
Построение корпоративной MDM-системы

Рис. 6. Схема работы системы

Выводы

Главным плюсом для предприятия, конечно же, является финансовая и временная сторона результата внедрения. На предприятии появился современный инструмент по управлению НСИ, работа которого качественно отличается от традиционного бумажного подхода и дает следующие преимущества:
  • организовано централизованное наполнение и формирование базы разрешенных к применению (ограничительный перечень) на предприятии ЭРИ, стандартных элементов и материалов и др.;
  • повысилась стандартизованность данных НСИ;
  • реализована целостность и эквивалентность данных на всем протяжении жизненного цикла;
  • заметно сократились сроки поставки комплектующих за счет использования корректных данных;
  • автоматизировано формирование необходимых отчетных документов напрямую с ЭСИ;
  • реализовано сквозное проектирование сложносочиненных изделий;
  • производительность формирования заявок на закупку возросла на несколько порядков по сравнению с бумажной технологией.
К сказанному выше можно добавить, что предприятие получило очередной современный и работающий инструмент, с помощью которого специалисты предприятия смогли качественно улучшить процесс выполнения своей основной деятельности, затратив минимум времени на обучение. А это позволило нашей команде внедрения добавить в копилку еще один успешный проект.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.