- Компания Turkish Aerospace Industries выбрала Siemens в качестве ведущего поставщика технологий для создания цифрового предприятия,
- Компания Turkish Aerospace Industries выбирает Dassault Systèmes для крупнейшего в Турции проекта в области авиации.
«Так и есть, — говорит Дэвид Зиглер (David Ziegler), менеджер аэрокосмического и оборонного (Aerospace & Defense) направления компании Dassault Systèmes, однако тут же уточняет: — Разумеется, Siemens заключил крупный контракт, но наш контракт по применению платформы 3DEXPERIENCE для разработки истребителя TF-X гораздо более значителен. В нашем случае речь идёт о десятилетнем контракте на сумму примерно 50 миллионов евро, если говорить только о поставках софтвера. Если же добавить адаптацию, сопровождение и другие услуги, сумма составит примерно 60 миллионов». Да, это намного больше, чем 13-14 миллионов, объявленных компанией Siemens.
Дэвид Зиглер
Начав с оборонных заказов, TAI наращивает гражданскую продукцию
В мире PLM 60 миллионов евро считается большими деньгами, так что заключённый контракт делает честь Dassault Systèmes и персонально Дэвиду Зиглеру как ответственному за успешную сделку. Впрочем, новый руководитель Аэрокосмического и оборонного направления вовсе не новичок. Он занимал несколько важных должностей в европейском авиастроительном гиганте Airbus, в том числе 10 лет в сфере развития бизнеса. Он работал над большим контрактом, в рамках которого Airbus недавно приобрёл Bombardier C series, хотя ещё до полного подписания контракта перешёл в DS.Airbus и турецкий TAI сотрудничают уже давно, но изначально в TAI занимались оборонными заказами. Эта компания была организована в 1973 году для участия в производстве истребителя F-16, который Турция приобрела у США. Тот проект оказался успешным, после чего Airbus и TAI продолжили работу над совместными проектами, включая создание в 1986 году SF-260 Trainer и CN-235 Light Transport.
«Совместная работа в 1997 году над вертолётом AS-532 Cougar позволила нам распространить нашу компетенцию на решения для винтокрылых аппаратов, — говорит руководитель TAI Темель Котил. — Кроме того, тот проект стал отправной точкой для наших проектов для гражданской авиации».
Вертолёт AS-532 Cougar
Вентиляционные капоты на двигателях Airbus A320neo
Впрочем, главный проект TAI относится к оборонной сфере и концентрируется на создании боевого истребителя TF-X для атакующих и разведывательных действий. Этот двухмоторный самолёт создаётся в сотрудничестве с британской BAE Systems. Планируется, что TF-X заменит в турецких ВВС истребитель F-16, и не исключается, что его можно будет экспортировать. Этот весьма продвинутый самолёт будет разрабатываться с помощью платформы 3DEXPERIENCE.
Будущий TF-X
Реванш у Siemens?
Дэвид Зиглер полагает, что TAI приобретёт около 2000 лицензий на 3DEXPERIENCE и приложения. Он подчеркивает, что контракт с TAI рассматривается в DS как отыгрывание позиций, ранее занимаемых Siemens PLM.«Именно так, — говорит Зиглер. — Да, Aerostructures TAI использует Teamcenter, но уже решено перейти на ENOVIA — ядро 3DEXPERIENCE. Более важно, что 3DEXPERIENCE будет применяться на всех этапах крупнейшего за всю историю Турции авиационного проекта TF-X».
Утверждение Зиглера трудно оценить, поскольку в Siemens заявляют, что Teamcenter не только останется основой проектов TAI и его подразделения Aerostructures, но и будет применяться более широко. Насколько я понял, внедряемая в TAI программа «Цифровой двойник» от Siemens будет применяться в основном в будущих оборонных проектах, связанных с вертолётами, истребителями FX Trainer и частично в программе работ по TF-X. В целом представляется, что для текущих проектов TAI было бы разумно использовать уже развёрнутые средства и для построения цифровых двойников основываться на Teamcenter/NX. С учетом этого суммарные инвестиции TAI в решения Siemens в следующем десятилетии вполне могут соответствовать объёму большого контракта, заключённого с Dassault.
Добавим, что присутствие в TAI софтвера от Dassault — вовсе не новость. Как это часто бывает в аэрокосмической и автомобильной отраслях, Dassault широко представлена в CAD-секторе своим решением CATIA V5. В частности, CATIA V5 всегда была основным CAD-инструментом в таких подразделениях TAI, как Aerostructures и Helicopter, причём в сочетании c Siemens Teamcenter в качестве PDM и базы данных о продукте.
Этот самолет разработан с помощью Dassault CATIA V5 и Siemens Teamcenter
Новое решение DS «Power By» сможет решить задачи миграции софтвера
Как выглядят проблемы перехода от CATIA V5 к V6? Вопрос интересен, поскольку ранее в некоторых компаниях такие проблемы уже возникали, в том числе потому, что V5 основана на файлах, а V6 — на базе данных. Зиглер сообщил, что такие проблемы преодолевает новое решение «Power By», которое не только сделает совместимыми форматы V5 и V6, но и постепенно поддержит взаимные переходы между форматами других поставщиков PLM-решений. Такой план основан на видении DS себя как единственного на рынке поставщика абсолютно всего спектра цифровых решений для инженерного софтвера.Планы DS по совместимости с форматами других вендоров и по непосредственному использованию таких форматов в 3DEXPERIENCE весьма интересны и неожиданны, поскольку компания DS всегда характеризовалась склонностью к монолитности. Конечно, как и другие игроки рынка, DS подписала Кодекс об Открытости PLM (CPO) и предоставила конверторы форматов для STEP, IGES, FMI, AUTOSAR, JT и др. Однако, несмотря на CPO, в DS всегда стремились создать положение, при котором пользователям приходится использовать исключительно решения DS. Конечно, такой подход присущ и другим компаниям, но методы применяются разные.
«Power By» свяжет не только все форматы, применяемые в DS, но и форматы других PLM-систем (от Siemens, PTC и Autodesk)
Внятный сигнал о «новой» открытости DS
Понятно, что в идеальном DS-мире монолитность была бы правильной. Однако ситуация такова, что на мировом рынке крупные и средние по размеру компании, как правило, демонстрируют широкое разнообразие своих ИТ и PLM-ландшафтов. В большинстве команд разработчиков применяется и всегда будет применяться разнообразный софтвер. В то же самое время ключевой интерес пользователей состоит в том, чтобы процесс реализации их продукта протекал в тесной интеграции лучших из имеющихся на рынке средств. С этой точки зрения, сообщение Зиглера представляет собой ясный сигнал о том, что DS намеревается реалистично отнестись к гетерогенности пользовательских обстановок своих клиентов.С помощью «Power By» в платформе 3DEXPERIENCE пользователи могут непосредственно работать не только с CATIA V5, но и с SOLIDWORKS — и в десктопном, и в облачном вариантах. Такая возможность для начала реализована применительно к CATIA V5 с 2017 года. Так же в обоих вариантах «Power By» поддержит работу в 3DEXPERIENCE с моделями Siemens NX и SolidEdge, а также Autodesk Inventor и PTC Creo.
Замысел состоит в том, чтобы на основе 3DEXPERIENCE не только могли интегрироваться модели форматов разных вендоров, но и чтобы на той же интегрирующей основе пользователи могли строить свои комплексные решения, используя DELMIA и SIMULIA, а также встроенные в 3DEXPERIENCE возможности управления данными и проектами, поисковые средства и другое.
Замечание от isicad.ru
Здесь в основательной статье Верди Оджуэлла следуют два раздела, которые мы решили в данном переводе опустить.Один из этих разделов («Lattice-Bolzmann Equations Raise CFD Simulation») касается, безусловно, весьма важной для авиа и оборонных отраслей темы CAE/CFD, но фактически он лишь напоминает о том, что Dassault Systèmes приобрела CFD-разработчика Exa Corporation, решения которого дополняют возможности SIMULIA. В том же разделе проводится сопоставление решетчатого метода Больцмана и уравнений Навье-Стокса: интересующихся читателей отсылаем к оригиналу статьи.
Другой раздел («Data Driven or File Based?») обсуждает сравнение файловой системы и базы данных в сфере PLM. Этот раздел мы опускаем, поскольку преимущество базы данных представляется нам очевидным (и не только из-за подхода 3DEXPERIENCE). Опять же, читатель может обратиться к указанному разделу оригинала или к другим многочисленным публикациям на эту тему — не в последнюю очередь в блоге Олега Шиловицкого.
Кто же самый крупный PLM-игрок в аэрокосмической и оборонной отраслях?
Безусловно, в последние два года главное бизнес-развитие и влияние на статистику наблюдается со стороны Dassault Systèmes. Не в последнюю очередь вклад в это внесла огромная инвестиция Boeing в 3DEXPERIENCE: напомним, речь идёт о миллиарде долларов в течение 30 лет (см. isicad-публикацию «Миллиард за трёхмерные впечатления»), или примерно 33 миллиона долларов в год. Этот крупный заказ важен и тем, что он отражает стремление Boeing свернуть использование других решений и заменить их на 3DEXPERIENCE в сочетании с CATIA, ENOVIA, DELMIA и SIMULIA.Сейчас в Boeing насчитывается более 2000 разнообразных программных и платформенных решений, которыми пользуются более 40 000 инженеров (см. isicad-публикацию «Что сегодня в Boeing и Airbus считают главной проблемой PLM»). Под угрозой замены находятся широко используемая старая кастомизированная версия Siemens Teamcenter и более ограниченно применяемая PTC Windchill.
Кенни Своуп, один из старших менеджеров Boeing, говорит, что внедрение 3DEXPERIENCE/V6 уже началось и что цель — консолидировать на этой основе всю разработку продуктов. Отношения с другими PLM-провайдерами какое-то время продолжатся, поскольку их решения применяются в некоторых важных секторах и играют там важную роль. Однако в Boeing определённо решили как можно быстрее использовать преимущества 3DEXPERIENCE. Зиглер уточняет, что внедрение 3DEXPERIENCE началось уже год назад, и сейчас результаты есть в сфере производства и в некоторых региональных сайтах.
Помимо инвестиций от Boeing Зиглер упоминает несколько других важных контрактов с ведущими игроками авиационной промышленности, включая корейскую Aerospace Industries и Dassault Aviation (isicad: напомним, что много лет назад Dassault Systèmes возникла из САПР-отдела Dassault Aviation (DA) в качестве его дочернего предприятия, см. «DASSAULT SYSTEMES: история успеха»). Зиглер отмечает, что принципиальной особенностью контракта с DA стало намерение этой компании перевести абсолютно все данные (включая старые) на 3DEXPERIENCE.
Тотальное применение 3DEXPERIENCE позволит Dassault Aviation ответить на нынешние вызовы: расширение линейки Falcon, развитие истребителя Rafale, создание беспилотников и др. На фото: Bernard Charlès, CEO Dassault Systèmes, и Éric Trappier, Председатель и CEO Dassault Aviation, после подписания контракта.
- Dassault Systèmes — $610 миллионов,
- Siemens PLM — $401 миллионов,
- PTC — $240 миллионов
То, что Boeing предпочёл решения Dassault, стало большим ударом для Siemens, однако контракты с Bombardier и TAI показывают, что Siemens остаётся главным конкурентом и ещё способен победить.
Также следует учесть, что хотя Boeing и принял решение перейти на платформу 3DEXPERIENCE и приложения от Dassault, такие первоклассные решения, как решения от Mentor Graphics (isicad.ru: которую сравнительно недавно за 4.5 миллиарда поглотил Siemens), невозможно отбросить моментально, а может быть, невозможно отбросить вообще.