isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

10 декабря 2018

Как платформа Autodesk BIM 360 стала основным рабочим пространством

Александр Лапыгин

Александр Лапыгин

Автор — заместитель генерального директора по проектированию, ГИП РОСЭКО-СТРОЙПРОЕКТ

См. также Autodesk совершенствует платформу BIM 360 для более эффективного управления строительными проектами

Мы в компании РОСЭКО-СТРОЙПРОЕКТ уже почти десять лет занимаемся изысканиями, проектированием и строительством. Всё это время одним из основных наших преимуществ мы видели гибкость и масштабируемость нашей команды: в зависимости от масштаба проекта мы привлекаем в него нужное количество участников. В проектировании это означает, что большая часть из них работают над проектами удалённо, не находясь у нас в офисе. При грамотной организации управления проектами такая система зарекомендовала себя очень хорошо, поэтому мы продолжаем её активно использовать.

Одной, едва ли не самой важной составляющей для организации работы участников проекта из разных мест, является общее рабочее пространство. Изначально у нас его не было. В этой ситуации задача по хранению всех файлов по проекту в одном месте – рабочих версий, расчётов, исходных данных и готовых к выдаче комплектов – полностью была возложена на руководителя проекта. Его электронная почта была своего рода хабом, на который все направляли материалы, а он распределял их по структуре папок на файловом сервере компании. Для небольших проектов такая схема работы была допустима, но даже и на них быстро стала очевидна её неэффективность.

Организация общего рабочего пространства в BIM 360 Team

Параллельно необходимость изменения технологии управления информацией появилась и с другой стороны. Мы давно изучали возможность перехода на проектирование в информационной модели и в 2016 году решили выполнить в BIM первый «тестовый» проект. Разумеется, BIM-проект требует совместной работы, и пересылка моделей по почте в эту концепцию уже никак не вписывалась. Первым испробованным решением была совместная работа на корпоративном сервере через сервис удалённых рабочих столов, по VPN. Тестовый проект был небольшим, поэтому работа прошла успешно, но к концу проекта стало ясно: масштабирование на более крупные проекты при таком подходе будет и очень сложным, и очень затратным процессом. И вот тут очень вовремя случилась конференция «BIM на практике-2017» от компании ПСС. Сергей Веселов, тогда руководитель компании «ID», рассказал о своём опыте применения только что появившегося продукта от Autodesk – BIM 360 Team (сейчас входит в состав платформы BIM 360 – прим.). Мы посмотрели о нём несколько роликов на YouTube и поняли, что если хотим работать в BIM с распределённой командой дальше – нужно опробовать именно это решение.

Следующий наш проект в BIM-модели – здание заводского цеха – выполнялся уже в BIM 360 Team. Дальше я опишу свои впечатления от работы с этим продуктом «от первого лица», как ГИПа по проекту.

Простой вход через интернет-браузер с просмотром в нём документов форматов pdf и doc, чертежей в dwg и моделей в rvt, nwd или ifc (3D-видов и оформленных на листы 2D) позволил сделать браузер «единым окном» для доступа ко всем проектным файлам – для ГИПа, заказчика, подрядчика по строительству объекта, а также для всех, кто хочет с ним ознакомиться. Единственное, что нужно сделать, – это завести учётную запись Autodesk.

Autodesk BIM 360

Сводная модель в формате nwd при просмотре из браузера

Autodesk BIM 360

Сводная модель в формате nwd при просмотре из браузера. Внутренние инженерные сети

Autodesk BIM 360

Сводная модель в формате nwd при просмотре из браузера. Наружные инженерные сети

Autodesk BIM 360

Один раздел, выделенный в сводной модели формата nwd (просмотр из браузера)

Для пользователей Revit практически нет разницы, где хранится модель – локально на компьютере или в облачном хранилище BIM 360. Главное было изначально создать «облачные» файлы моделей, чтобы дальше каждый проектировщик мог открывать их и обновлять. Все «облачные» файлы моделей были подгружены в единый «базовый» файл внешними ссылками, и также внешними ссылками каждый участник проекта подгружал в свои файлы смежные модели. Так была реализована идея совместной работы с постоянно актуальными данными – для актуализации при такой схеме не требуется участие BIM-менеджера, что освобождает его для другой работы и ускоряет сам процесс. Данные всегда остаются актуальными. Проектировщикам пришлось привыкнуть только к одному моменту – чтобы изменения были видны и из браузера, нужно нажать кнопку «опубликовать» и проставить галочки у видов, подлежащих публикации. Без этого сохранённые изменения видны только смежникам в Revit-моделях.

Autodesk BIM 360

Publish log – сквозной журнал событий по проекту (обновления и публикация новых данных)

Autodesk BIM 360

Version History – история публикации одной модели

Для BIM-менеджера работа в BIM 360 выглядит тоже не сильно отличающейся от, например, работы через Revit-сервер. Главной задачей было написать для всех участников процесса подробную инструкцию, что мы и сделали в самом начале. Также сразу по всем разделам создали облачные модели – оказалось, это проще сделать централизованно одному человеку, чем каждому в отдельности объяснить последовательность действий.

Краткий итог этого проекта: 10 человек за 4 месяца подготовили 20 разделов рабочей документации из 9 взаимоувязанных моделей Revit в детализации LOD400, находясь, как минимум, в двух разных городах, и все – в разных местах. За это время мы провели для нашего заказчика и генподрядчика две презентации, на которых с помощью BIM 360 рассказывали о том, что такое BIM в принципе. Когда дело дошло до стройки, ГИП генподрядчика наконец попросил добавить его учётную запись в облако, и посетовал, что нужно было это сделать раньше. В презентациях кроме BIM 360 Team использовали и ещё один продукт этого семейства – установленный на iPad BIM360 Glue. Изначально предназначенный для поиска и просмотра коллизий в облачных моделях, он оказался очень полезен для демонстрации заказчику модели на планшете. Мы даже решили с его помощью несколько реальных вопросов. Согласовали точки размещения видеокамер (показав специалистам службы безопасности вид в модели с каждой проектируемой камеры с учётом расставленного оборудования). И выбрали совместно с заказчиком схему подвода электропитания к технологическому оборудованию – с пола или с потолка. Просмотр модели позволил визуально оценить, насколько подвод с потолка приемлем с эстетической точки зрения.

Я же, как ГИП на этом объекте, неожиданно для себя открыл ещё одну возможность использования в работе своего смартфона. Теперь, кроме приложений для электронной почты, мессенджеров и фотокамеры обязательным приложением стал BIM 360 для Android. На стартовой странице приложения я видел все последние выложенные и обновлённые файлы и таким образом анализировал активность участников проекта. В сводной модели, которую я регулярно проверял, визуально искал крупные коллизии и отсылал виды с ними проектировщикам для оперативной корректировки. И, конечно, показывал всем коллегам, над каким проектом мы сейчас работаем.

Эту последнюю возможность трудно недооценить – именно благодаря ей многие наши заказчики впервые увидели вживую BIM-модели и задумались о заказе именно таких проектов.

Стоит упомянуть, что при использовании продукта возникали и некоторые сложности. Например, не было возможности разграничения прав доступа для разных участников проекта. Практически у нас все члены команды имели максимальные права для всех файлов проекта. Однако возможность гибкой настройки прав доступа к различным файлам и папкам в облаке появилась в сервисе BIM 360 следующего поколения – BIM 360 Docs, о котором речь ещё пойдёт ниже.

Переход на BIM 360

В апреле 2018 года Autodesk объявил, что на смену BIM 360 Team окончательно приходит сервис Docs, а точнее – целое семейство сервисов, интегрированных между собой, под общим именем BIM 360. Мы на тот момент в Team работали над проектом крупного медицинского центра и стадию П (LOD300) решили завершить в Team. А уже в августе, приступив к разработке рабочей документации LOD400, перешли в новый BIM 360. Сервис решили тестировать сразу на большом, сложном объекте. 34 000м2, 30 моделей Revit, получаемые из них 70 комплектов рабочих чертежей, несколько гигабайт данных даже без учёта версионности (которая, как и для BIM 360 Team, является одним из преимуществ облачной платформы перед локальными хранилищами).

В общем, можно сказать, что все преимущества Team здесь сохранены и добавлены некоторые новые возможности. Как я уже говорил выше, здесь можно разграничить права, назначив пользователю один из пяти уровней доступа. Сама документация (и модели) может быть размещена в двух различных «контейнерах» – Plans либо Project Files. Да, интерфейс пока не переведён на русский язык, но сейчас это уже вряд ли можно считать большим недостатком. В контейнере Plans любой файл независимо от формата «расшивается» на отдельные листы (если это технически осуществимо), и каждый лист показывается на отдельной странице во встроенном просмотрщике. Видимо, в перспективе такое размещение документации должно заменить папки с бумажными версиями и формат pdf, но мы этой возможностью пока не пользовались. В теории система должна была сама распознавать штампы в углу листа и соответственно именовать листы; на практике оказалось, что большое количество данных (может, из-за кириллицы, а может, из-за нестандартных шрифтов) пришлось вводить вручную, и мы решили пока использовать для выдачи заказчику привычный pdf и выкладывать его в отдельную папку в Project Files.

Autodesk BIM 360

Вид модели из вкладки Plans (по центру – пометка)

Контейнер Project Files, так же как раньше Team, служит основным местом хранения файлов различных форматов и поддерживает перекрёстные ссылки для файлов Revit – то есть является пространством для совместной работы в BIM-модели. Внешние ссылки для файлов AutoCAD и Civil 3D, в которых мы разрабатываем наружные сети объектов, в браузерной версии BIM360, к сожалению, не поддерживаются. Однако для этой задачи нашлось своё решение – приложение Desktop Connector для BIM 360 позволяет открывать файлы из облака BIM 360 через интерфейс, аналогичный Проводнику Windows. Само хранилище выглядит просто дополнительным внешним диском. И при открытии через него внешние ссылки в файлах dwg могут подгружаться. Это позволило нам формировать сводный план наружных сетей в dwg по той же схеме, по которой формируется сводная модель Revit («Базовый файл») – в общий файл сводного плана сетей внешними ссылками подгружаются файлы каждой отдельной наружной сети, находящиеся в облаке, и сводный план постоянно поддерживается в актуальном состоянии без воздействия извне.

Над этим проектом только с нашей стороны работали больше 50 специалистов из 5 городов России. К ним нужно добавить около 20 разработчиков со стороны генпроектировщика, специалистов заказчика, технического заказчика и генподрядчика – итого немногим меньше ста человек постоянно имеют доступ к актуальной проектной модели. Справедливости ради нужно отметить, что подобные облачные сервисы разработаны не только у компании Autodesk. Однако поскольку в гражданском строительстве в России наиболее активно используются продукты Autodesk, например Revit, то и «заточенный» под них облачный сервис в каком-то роде обречён стать наиболее удобным и востребованным. Так и случилось – сейчас BIM 360 уже использовали в проекте инновационного центра Сколково, с ним работают крупные девелоперы и застройщики жилья.

Модули BIM 360

Как я уже писал выше, новый BIM 360 включает в себя несколько различных модулей. Стартовая страница называется «Project Home» и включает общую информацию об объекте: наименование, геолокацию, статистику по использованию остальных сервисов BIM 360.

Основным для нас сейчас является модуль Document Management, тот самый, который раньше назывался Docs. В нём хранятся файлы всех форматов, и в дальнейшем именно он должен стать основным источником информации для всех остальных модулей. Здесь надо отметить, что пока интеграция всех модулей в этом смысле полностью не завершена, и в другие модули файлы моделей нужно загружать отдельно, что не очень удобно. Впрочем, разработчики ставят перед собой цель по полной интеграции модулей, и хочется надеяться, что произойдёт это в ближайшее время.

Следующий модуль – Project Management, в свою очередь, имеет две вкладки – RFIs и Submittals, то есть Запросы информации и Передача на согласование. Оба эти процесса призваны в электронном виде реализовать стандартные «бумажные» бюрократические процедуры, существующие во многих проектных и строительных компаниях. В нашем конкретном случае применения этому модулю пока не нашлось – в основном в силу стремительности проектного процесса. На соблюдение полных процедур согласования у нас просто не было времени, поэтому мы ограничились всего парой тестов для каждой вкладки. Возможно, в следующих проектах мы дойдём и до использования этого модуля, тем более он как раз недавно обновился.

Ещё один модуль, заменяющий собой стандартную «бумажную» процедуру, – Design Collaboration. Идея, по которой он создан, вполне понятна, и на крупных объектах вполне применима: каждый разработчик отдельного раздела проекта перед его публикацией в зоне Shared должен направить его на согласование всем, кого этот раздел теоретически может касаться (например, разработчики ОВиК должны направить свою модель на согласование архитекторам и конструкторам). Раздел публикуется только тогда, когда его «приняли» в работу все смежники, кому он был направлен. В нашем случае воспользоваться этой функцией не пришлось – опять же по причинам недостатка времени: ждать согласования разделов каждым отдельным смежником при том, что всем жизненно необходимо было каждый день видеть изменения в модели, было бы неэффективно. При этом я как ГИП понимаю, что заложенный в концепцию модуля процесс – гораздо более правильный принципиально, так как позволяет минимизировать усилия смежников по отработке заданий, которые потенциально могут поменяться из-за несогласованности с другими разделами. Конечно, на все эти процедуры должно быть заложено достаточно времени. Особого упоминания в этом модуле достоин оригинальный интерфейс. Разделы проекта, они же модели, представлены в виде горизонтальных струн, а точки публикации версий разделов на них отмечаются кружками, похожими то ли на прищепки на бельевой верёвке, то ли на ноты на нотном стане.

Autodesk BIM 360

Вид модуля Design Collaboration («прищепки»)

Гораздо более активно мы используем модуль под названием Model Coordination. Это своего рода замена ПО для поиска коллизий, работающая с облачными моделями из BIM 360. В модуль выгружаются все модели, разработанные, например, в Revit. После этого есть возможность проставить «галочки» возле тех моделей, которые нужно проверить на коллизии между собой. Затем открывается совмещённый трёхмерный вид выбранных моделей, на котором цветом выделяются коллизии, при этом список их выводится на отдельную вкладку. Конечно, полностью привычную проверку на коллизии через Navisworks этот сервис пока не заменяет ввиду гораздо более ограниченного функционала, однако сама возможность просматривать коллизии через браузер бывает весьма полезна. В случае же выделения для просмотра всего одной модели можно получить просто 3D-вид любого раздела проекта, без перемещения по папкам для перехода от одной модели к другой, чем мы тоже пользовались.

Autodesk BIM 360

Вид двух разделов модели из вкладки Model Coordination

Перспективы

Если говорить о перспективах, то сейчас мы рассматриваем BIM 360 как основное рабочее пространство для всех наших проектов, выполняемых в BIM, – полностью или частично. Сейчас у нас таких проектов в активной фазе пять штук. По одному из них наша компания является как проектировщиком, так и подрядчиком по выполнению строительных работ, поэтому мы ждём с нетерпением возможности подключить себе модуль BIM 360 Build, предназначенный как раз для работы со строительной площадкой. Объявлено, что модуль будет доступен в России уже в феврале 2019 года, как раз к началу строительства. С применением BIM 360 в проектировании для нас всё более-менее понятно, поэтому как раз пришло время использовать облачные технологии совместно с BIM и в строительстве тоже.

Конечно, сейчас BIM 360 ещё находится на стадии развития. Например, интеграция между модулями не полная (из-за чего BIM-менеджеру приходится перегружать модели из одного модуля в другой). Для отдельных видов данных скорость их выгрузки из облака становится ниже, чем мы рассчитывали, и приходится ожидать скачивания информации. Пока нет возможности работать в BIM 360 с «облаками точек», получаемыми в результате лазерного сканирования. Файлы можно загрузить, но они не распознаются и не могут быть прямо из облака подгружены в файл Revit ссылкой, как это обычно делается при локальной работе. Посетители соответствующих веток форумов Autodesk пишут, что вот-вот кто-нибудь найдёт решение с помощью платформы Forge, и мы надеемся, что скоро так и случится. И здесь будет уместно сказать, что несмотря на все эти вопросы, наш «прогноз» будущего платформы очень оптимистичный. Мы работаем с ней всего полтора года, и за такой короткий промежуток времени функционал её увеличился в разы, путём нескольких крупных обновлений. Если скорость развития сохранится хотя бы на прежнем уровне, решение многих вопросов видится делом самого ближайшего будущего.

BIM 360, в моём представлении, продолжает одну большую общую тенденцию – отказа от локально устанавливаемого ПО и перехода на работу в браузере. Конечно, BIM 360 пока не заменяет ни Revit, ни Navisworks, ни Civil 3D, а является только удобным хранилищем для результатов работы в этих программных комплексах – с возможностью просмотра. Но тенденция как раз такова, что за просмотром довольно быстро следует возможность редактирования, и если посмотреть на количество сервисов для, например, работы с офисными документами в режиме общего доступа – можно предположить, что и CAD-ПО в ближайшем будущем ждёт та же судьба. Так что мы для себя решили – готовиться нужно уже сейчас.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.