isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

11 февраля 2019

Внедрение, внедрение – какое-то BIM-кипение…

Михаил Иванов, руководитель лаборатории BIM технологий, Воронеж

Михаил Иванов

Минстрой по второму кругу начал то, что считает «внедрением BIM технологий в России». Скорее всего, первый заход можно считать провальным: внедрение если и шло, то стихийным, никоим образом не зависимым от Минстроя ходом.

Сменилось руководство и ответственные кураторы, начался второй заход. Его отличие от первого только в том, что был создан так называемый «общественный BIM совет» – место, где BIM общественности дана возможность критический энтузиазм её членов направить друг на друга вместо того, чтобы они критиковали исключительно Минстрой и Росстандарт. Уже хорошо видно, процесс «внедрения» начал увязать в казуистике, создаваемой ими вместе с другими госструктурами.

Судя по тому, что обе стороны делают, они не понимают – ЧТО делают. Если спросить, скорее всего, ответят: «внедряем BIM!».

Давайте разберёмся. Что такое ВНЕДРЕНИЕ? Очевидно, что это некие действия, в результате которых процесс, на который они направлены, либо возникает, если его не было, либо ускоряется, если он есть.

Что делают Минстрой, Росстандарт и BIM общественность? Бьются за «правильные» с их точек зрения нормативы, законы, стандарты, классификаторы. Давайте представим, что они свою работу сделали и вся эта нормативная и правовая база появилась. Вопрос: мы увидим массовый переход на BIM?

Уместность этого вопроса подтверждается ответом одного крупного чиновника на вопрос, что мешает переходу строителей на BIM. Его ответ – отсутствие соответствующего законодательства. Тот, кто знает ситуацию на местах, уверен, что это далеко не так и никакие «бумажки» не способны изменить ситуацию. Пока кипят страсти в Москве, в большинстве регионов стоит звенящая тишина, кое-где нарушаемая слабыми воплями энтузиастов.

То, что BIM – это инновация, вряд ли кто будет спорить. Так как же совершается настоящий переход от традиционного к инновационному?

Схема внедрения Михаила Иванова

Надеюсь, схема предельно ясно расставляет всё по своим местам. Из неё видно две вещи: чем на самом деле занимаются госструктуры с общественностью и что такое ВНЕДРЕНИЕ.

Стоит обратить внимание на то, как внедряется, к примеру, такая инновация, как электромобиль. Всё по этой схеме. Сначала создаётся прототип и отлаживается производство, затем – благоприятная среда для его эксплуатации (зарядные станции, станции техобслуживания, дорожные знаки, сертификаты безопасности и т. д.). Всё это на фоне массированной информации и рекламы. Затем начинается внедрение готовых электромобилей: реклама, мотивирующая покупку (мотивация), льготное кредитование, бесплатные парковки, снижение платежей и налогов, благоприятная реакция общества (протекционизм), распространение обучающих роликов. Всё это обильно финансируется как производителями, так и местными бюджетами. Результат: все приличные автомобильные бренды ведут разработку электромобилей, а их число неуклонно растёт, то есть идёт устойчивый процесс внедрения.

Что касается внедрения BIM в России, то нужно остановиться и оглядеться по сторонам. Мы увидим, что для успешного внедрения в полутора десятках регионов уже существуют условия в диапазоне от очень хороших до вполне приличных, созданные работой вендоров и частных консалтинговых фирм.

Ещё мы увидим, что постоянно увеличивающийся ряд проектных и строительных компаний переходят на BIM и работают несмотря на неполный набор стандартов, законов и классификаторов! Отсюда следуют два очень важных вывода:

  1. Создание нормативно-правовой базы – процесс долгий и даже бесконечный, ждать его завершения – значит терять драгоценное время.
  2. Не нужно ждать, нужно переходить к реальному государственному ВНЕДРЕНИЮ, от которого во многом зависит успех всего дела.

Когда государство «бумажную» работу выдаёт за внедрение, не скоро мы получим экономический эффект от BIM технологий в государственном масштабе. Успех внедрения во многом зависит от выбранной стратегии (об этом в статье «О стратегиях внедрения BIM технологий в регионы»).

Регионы, которые примут решение внедрять у себя BIM технологии, должны будут сами для себя разработать свою Концепцию, а затем Дорожную карту внедрения, основываясь на своей ситуации с интеллектуальными ресурсами, так как процесс внедрения длительный, а правило – кто разработал, тот и должен внедрять – никто не отменял.

Надо только помнить: ВНЕДРЕНИЕ стоит на трёх китах – МОТИВАЦИЯ, ПРОТЕКЦИОНИЗМ, ОБУЧЕНИЕ, а этих китов держит на себе черепаха – ФИНАНСИРОВАНИЕ. Если вам предлагают стратегии, планы или дорожные карты внедрения BIM, в которых нет хотя бы одного из этих почтенных животных, знайте – это фейк, работать по ним – только время терять!

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.